1 апреля произведен окончательный
перенос на авиабазу Бýдё всех текущих операций норвежских F-16.
Утром в понедельник завершилась
65-летняя история 338-й эскадрильи, и после 34 лет безупречной службы на авиабазе Эрланн семь последних остававшихся здесь "Файтинг Фалконов" взлетели, на форсаже совершили прощальный круг над аэродромом и направились к своему новому и последнему месту постоянного базирования. На подлете к Бýдё их встретил F-16 из 331-й эскадрильи, в которой теперь будут собраны все самолеты этого типа ВВС Норвегии до завершения их эксплуатации в 2021-2022 годах. В настоящее время их осталось 28, на содержание которых в год тратится около 1 млрд. крон (125 млн. долл.).
Facebook postЗаявлено, что после этого все оставшиеся F-16 пойдут на утилизацию и в музеи. Министерство обороны не будет даже пытаться перепродавать их, очень уж печальный
у них опыт в
этом вопросе (UPD
надо уточнить). Срок эксплуатации F-16 рассчитан на 8000 летных часов, а большая часть из них налетала уже более 6000.
В 1980-1989 гг. Норвегия закупила 57 F-16A/B (47 и 10 соответственно), один из которых в течении 15 лет постоянно находился в США на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния) в рамках программы сотрудничества EPAF (European Participating Air Forces). 24 первых норвежских самолета относятся к модификации Block 10, ещё 33 Block 15. Уже в 1990-х годах все Block 10 получили новые крылья и новое горизонтальное оперение уменьшенной площади (такие же как у Block 15).
Затем у 24 из 33 Block 15 поменяли крылья. Именно они и будут выведены из эксплуатации последними, летая в Будё до 2021 года.
Классическое прощание с F-16 на пути к ВПП базы Эрланн
В Эрланне теперь остались
учебно-испытательная эскадрилья ТТТ (testing, trening og taktikk skvadronen) и вновь сформированная 332-я истребительная, летающие на девяти F-35 - три перелетели из США
в ноябре 2017 года, ещё по три
в мае и в сентябре 2018-го. Три следующих должны прилететь в мае и три осенью. Таким образом общее количество F-35 в Эрланне достигнет 15 единиц, и до конца этого года они достигнут начальной оперативной готовности (IOC) с возможностью решения отдельных боевых задач, для чего уже проверена возможность применения ими
УР AIM-120 и
УАБ JDAM.
Первые семь F-35 остаются в Соединенных Штатах, на авиабазе Люк в Аризоне, где используются для подготовки и обучения строевых пилотов ВВС Норвегии.
В январе и феврале 2017 года F-35A впервые привлекались к регулярно проходящим в США крупным многонациональным учениям Red Flag. В марте этого года "Лайтнинги" приняли в них участие в третий раз. Но если ранее в кабинах самолетов были только американские летчики, то на этот раз на авиабазе Неллис в Неваде к ним присоединились летчики стран-партнеров, включая и норвежских и пилотов-инструкторов. Но, увы, пока не на своих самолетах, а на американских - по практическим и материально-техническим соображениям, чтобы использовать только местные расчеты
пресловутой системы ALIS (Autonomic Logistics Information System).
Тем не менее, командование ВВС Норвегии принято решение, что их самолеты и наземный персонал должны хотя бы раз поучаствовать в Red Flag перед достижением F-35 полной боеспособности (FOC), запланированной к 2025 году.
Норвежские пилоты садятся в кабины американских F-35 на учении Red Flag 2019 (март 2019 г., Nellis AFB, Nevada)
Кстати, по итогам этого учения объявили обновленный текущий средний счет побед F-35 в воздушных боях с машинами других типов. Если в 2017-м он составлял "всего" 15:1, то теперь достиг совершенно неприличного уровня 20:1 - с тех пор усовершенствовалась тактика, повысилась маневренность, увеличилось количество применяемого оружия, включая 25-мм пушку, а обновленное ПО обеспечивает лучшее слияние данных от сенсоров.