Сборка первых САУ К9 для норвежской армии

Mar 10, 2019 06:39

В продолжение темы




В середине февраля на предприятии Hanwha Techwin в Чанвон (Changwon) на юге Южной Кореи, в получасе езды к западу от Пусана началась сборка для СВ Норвегии первых двух САУ К9 Thunder с заводскими номерами NOR1901 и NOR1902. Возможно, будут одна САУ К9 и одна ТЗМ К10.

Cборка корпуса и башни производится параллельно. Сварка их деталей занимает 6 дней. На монтаж башни и ходовой части уходит еще 4 дня. Затем 10 дней на покраску, что в сумме дает 20 дней. Таким образом, на две первые машины надо 40 дней с готовностью к концу марта. Затем они должны пройти испытания в Южной Корее, которые занимают полгода. Только после этого машины отправятся в Норвегию. После установки всего дополнительного оборудования по национальным требованиям первые две САУ должны передать артиллерийскому батальону бригады "Север" в местный день ракетных войск и артиллерии - 4 декабря 2019 г. праздник Санта-Барбары, святой покровительницы пожарных, шахтеров и артиллеристов. Поставка основной партии начнется в 2020 году, а полной боеготовности артиллерийские системы данного типа должны достигнуть к середине 2021 года.

На первой серии фото сборка корпуса.







После сварки корпус надо перевезти в другой цех.

image Click to view






На фото ниже сварка башни перед установкой на корпус.







Судя по внешнему виду, на фото ниже корпус транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) К10







Здесь машины будут в течение шести месяцев проходить испытания.




Давайте вспомним основные вехи этого известного долгостроя.

Прежде всего, до настоящего времени в Норвегии формально реализуются сразу две программы аналогичной направленности. Первая из них "Проект 5439. Закупка самоходных артиллерийских установок" утверждена правительством в 2009 году для закупки 24 современных самоходных артиллерийских комплексов с ТЗМ и новыми боеприпасами (высокоточными и дымовыми). В 2013 г. официально из-за ряда технических недоработок реализация проекта приостановлена. В военном бюджете 2019 г. забита рамочная стоимость проекта 2,289 млрд. крон (270 млн. долл.). Из них на текущий год выделено 3 млн. крон (0,354 млн. долл.) для продолжения и возможного завершения переговоров с руководством шведской компании Bofors по полному прекращению контракта. Но нет никаких гарантий, что все получится.

Норвегия с 2007 г. участвовала в совместном со Швецией проекте 5439, при ведущей роли в нем последней. Основной целью программы являлось увеличение огневой мощи вооруженных сил обеих стран. А военно-техническое сотрудничество позволяло значительно сократить расходы военного бюджета на разработку, приобретение и материально-техническое обеспечение. Частью проекта был контракт на разработку и поставку для ВС Норвегии 24 155/52-мм САУ Archer разработки шведской компании BAE Systems Bofors.

Однако в декабре 2013 г. министерство обороны Норвегии объявило о выходе из этой программы, потратив 550 млн. крон (64,9 млн. долл.), из них на НИОКР около 380 млн. крон (44,8 млн. долл.) и 170 млн. крон (20,0 млн. долл.) на закупку двух предсерийных образцов.



САУ Archer и ее перезарядка из ТЗМ

Основными причинами такого решения стали:

• задержки в разработке системы и, как следствие, несоблюдение шведской стороной условий контракта по срокам поставок;
• неудовлетворительные характеристики САУ, в частности, небольшой возимый боекомплект без возможности быстрой перезарядки или смены их номенклатуры;
• низкая защищенность ТЗМ со стандартным контейнером на шасси обычного грузового автомобиля;
• загрузка боеприпасов в САУ из ТЗМ производится вручную с незначительной механизацией;
• несоответствие требованиям Норвегии по мобильности и подвижности, в частности, габариты САУ не позволяют перебрасывать ее на борту транспортного самолета С-130J "Геркулес", кроме того, у колесного шасси недостаточная проходимость по снегу в сравнении с гусеничным движителем.

Несмотря на выход из проекта, чтобы не портить отношения с ведущим региональным партнером, Норвегия планирует продолжить военно-техническое сотрудничество со Швецией по направлениям разработки боеприпасов, контрбатарейных РЛС "Артур" и других РЛС шведской корпорации "Сааб", систем управления артиллерийским огнем ODIN норвежской корпорации "Конгсберг", а также в области образования и профессиональной подготовки военнослужащих. Тем не менее, отказ Норвегии от закупки в Швеции САУ Archer оказывает серьезное негативное влияние на отношения двух государств. В частности, в программе совместной закупки грузовиков командование ВС Швеции несколько раз переносило сроки заключения основного договора с концерном "Рейнметалл", ссылаясь на нарушения норвежцами процедуры проведения тендера, а параллельно сами приобретают те же автомобили MAN. Поэтому формально проект 5439 до сих пор не закрыт, хотя с 2014 г. параллельно идет реализация еще одной программы "Проект 5447. Закупка новых 155-мм артиллерийских систем".

Цель проекта - приобретение 24 современных 155/52-мм самоходных артиллерийских комплексов К9 Thunder нового производства с опционом еще на 24 системы для замены устаревших самоходных 155/39-мм гаубиц М-109. В программу закупок дополнительно входят бронированные ТЗМ К10 на том же шасси, высокоточные артиллерийские боеприпасы увеличенной дальности, а также поддержка эксплуатации и обучение персонала. Реализация проекта запланирована на период до 2022 г., с началом поставок артиллерийских систем в 2019 году. Рамочная стоимость программы составляет 3,323 млрд. крон (392 млн. долл.) без учета возможного опциона.

Согласно плану закупок на 2015-2023 гг. планировалось в 2017 г. объявить тендер на поставку новых САУ, которые должны после 2020 г. заменить М-109, по истечению предельных сроков их эксплуатации. Однако из-за резкого ухудшения геополитической ситуации в Восточной Европе, а также на основе анализа опыта массового применения артиллерийских систем в военных конфликтах на Украине и в Сирии, руководство Норвегии приняло решение о срочном начале и существенном сокращении сроков реализации ряда военных программ. С этой целью в апреле 2015 г. правительство страны дополнительно выделило 2,5 млрд. крон (295 млн. долл. по тому курсу) на реализацию экстренных мер повышения боеготовности и боеспособности национальных ВС. В частности, приняли решение закупить максимально готовые к поставке САУ, с наименьшим количеством требуемых изменений в конструкции, со значительным опытом производства и эксплуатации в нескольких странах, что должно гарантировать относительно невысокую стоимость жизненного цикла. Еще одним требованием стало повышение уровня защищенности от мин, фугасов, пуль и осколков, по сравнению с M-109. Планировалось, что идущие им на замену машины должны быть поставлены в войска к 2020 году.

В конце апреля 2015 г. министерство обороны объявило тендер для замены всех 56 САУ М-109, включая как 14 находящихся в настоящее время на вооружении, модернизированных до версии A3GN/M, так и 42 A3GN из запасов на складах мобилизационного резерва. В конкурсе приняли участие четыре претендента: PzH2000 компании "Краус-Маффей Вегман" (Германия), К9 "Тандер" компании "Ханва Техвин" (Южная Корея) М-109G "Краит" компании "Руаг лэнд системз" (Швейцария) и "Цезарь" компании "Некстер" (Франция). Контракт на поставку новой техники планировалось подписать к середине 2017 г. после прохождения участниками конкурса полного цикла испытаний и принятия окончательного решения по данному вопросу. В июне 2016 г. руководство Норвегии планировало к середине 2017 г. заключить итоговый контракт на поставку САУ, но второй этап конкурса заморозили с двумя оставшимся претендентами К9 и М-109.



K9 "Тандер" компании "Ханва" (слева) и M-109G "Краит" от "Руаг" (справа) в ходе зимних испытаний (полигон "Остланне", Рена, январь 2016 г.)



Фактически тендер завершился еще в августе 2016 г. в пользу корейской машины, однако официально победителя не называли в течение следующих полутора лет в связи с продолжавшимся более года проведением исследования потребностей наземных сил перед началом реализации нового долгосрочного плана развития ВС Норвегии на 2017-2035 гг. На это время приостановили практически все программы приобретения ВВСТ для армии и Хемверна, в результате чего бюджеты их закупок на 2017 г. удалось реализовать только на 53%.

Исследование потребностей сухопутного компонента ВС Норвегии завершилось в ноябре 2017 г. с рекомендацией максимально возможно ускорить закупку новых САУ. Поэтому уже 20 декабря 2017 г. министерство обороны Норвегии заключило с корейской компанией "Ханва" контракт на сумму 3,2 млрд. крон (377,6 млн. долл.) для поставки 24 К9 с возможным опционом еще на 24. Несмотря на рекомендацию о сокращении сроков программы, Норвегия отказалась от бывших в эксплуатации машин, как поступили многие из ее союзников и партнеров, в пользу приобретения новых САУ. Также в конце 2017 г. достигнута договоренность с "Ханва", что компания "Конгсберг" оборудует будущие норвежские САУ интегрированной системой управления огнем ODIN C2 и ODIN FCS и аппаратурой закрытой связи тактической АСУБ BMS MARIA, в несколько упрощенной версии, по сравнению с устанавливаемой на бронемашинах CV-90.

Другими особенностями норвежских самоходных гаубиц являются национальная система КВ-радиосвязи MRR (Multi Role Radio) и система внутренней связи, а также цветные видеокамеры переднего и заднего обзора с выводом изображения на монитор механика-водителя.




До настоящего времени продолжаются трехсторонние консультации о возможности организации сопровождения эксплуатации машин этого типа на предприятиях норвежского ВПК совместно с Финляндией. Предполагается, что техническое обслуживание новых САУ будет организовано на военном ремонтном заводе BTV (Bjerkvik tekniske verksted) в Нарвике. Причем руководство "Ханва" планирует развернуть здесь сервисный центр не только для машин Норвегии и Финляндии, а также других возможных заказчиков аналогичных систем в Европе (Эстония, Польша).

К настоящему времени норвежская компания "Наммо" сертифицировала для применения с К9 новые 155-мм снаряды IM HE-ER с донным газогенератором повышенной до 43 км дальности стрельбы и уже получила на них первый заказ от финских военных. Дополнительно к ним Норвегия также планирует закупать дымовые снаряды, а в очень дальней перспективе еще активно-реактивные и повышенной точности.



Испытательные стрельбы САУ К9 "Тандер" снарядом IM HE-ER. На снимке хорошо виден факел горящего донного газогенератора (полигон "Равлунда", Швеция, 2016 г.)

Кроме того, для обеспечения действий 24 САУ К9 в Норвегии планируют закупить шесть специализированных транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) К10 ARV (Ammunition Resupply Vehicle). Они также разработаны компанией Hanwha и используют то же шасси, что и САУ К9, обеспечивая им тем самым одинаковую подвижность и снижение расходов на эксплуатацию. Кроме того, в случае выхода из строя двигателя К9, ТЗМ К10 может буксировать САУ без помощи БРЭМ.










В боевом отделении ТЗМ размещаются снаряды и картузы зарядов для 104 выстрелов в постоянной немедленной готовности к передаче, независимо от местоположения САУ Thunder, погодных условий и времени суток. При этом процесс перезарядки через люк в задней части башни К9 максимально автоматизирован. Для этого ТЗМ оснащена роботизированной системой подачи с бронированным кожухом, внутри которого боеприпасы досылает телескопический рычаг с электроприводом, а в боевом отделении ТЗМ они перемещаются по конвейерным лентам. Таким образом, экипажи САУ и ТЗМ постоянно находятся под защитой брони своих машин. При необходимости перезарядку можно производить непосредственно на огневой позиции К9, а САУ готова к стрельбе немедленно после завершения перезарядки.

При возимом боекомплекте САУ от 34 до 48 выстрелов ТЗМ способна пополнять ее боезапас со скоростью 12 боеприпасов в минуту, а полное время погрузки 48 снарядов и 96 картузов полузарядов не превышает 18 минут.

В южнокорейской армии одна К10 приходится на две К9, однако Норвегия пока решила закупить шесть ТЗМ, то есть, по одной на четыре САУ.


k9 thunder, Южная Корея, m109, Норвегия, norway, Hæren, forsvaret

Previous post Next post
Up