Десантники-минзаги

Jan 08, 2019 01:55

Если будете искать информацию по норвежским минным заградителям "Видар" и "Вале", с вероятностью 99,9% процентов найдете либо корабли, плававшие до конца ВМВ, либо KNM Vidar (N52) и KNM Vale (N53), построенные в 1977 году и впоследствии переданные Литве (2006) и Латвии (2003) соответственно.




Mineleggeren (tidl. Kanonbåt 2.klasse) Vidar og Vale



Слева "Видары", справа "Вале"

Но между ними была еще одна пара однотипных минзагов с теми же названиями, хотя найти их не так-то просто.




Американские средние десантные корабли LSM-1 (Landing Ship Medium) при главных размерениях 63,0 × 10,6 × 2,5 метра имели полное водоизмещение 1095 тонн. Корпус был разделен на семь водонепроницаемых отсеков со сплошной открытой танковой палубой между бортами вдоль всего корабля. Носовой порт имел открывающиеся в стороны ворота и опускающуюся вниз рампу. Один корабль мог перевозить технику и личный состав усиленного механизированного взвода.

Успев наклепать с 1944 года до конца войны более 550 кораблей этого типа, после ее окончания американцы откровенно не знали, что дальше со всей этой армадой делать. Причем, не только этой. Тут-то и появился ХПМ - Хитрый План Маршалла. По программе военной помощи Норвегии достались два таких корабля LSM-492 и LSM-493.




Спущенные на воду в марте 1945-го на верфи Brown Shipbuilding Co. в Хьюстоне (Техас) и переданные ВМС первых числах мая того же года, повоевать они уже не успели. Совсем недолго поучаствовав в короткой оккупационной службе на Тихом океане, затем они несколько лет простояли в резерве и в соответствии с ХПМ в 1951-м были назначены к переоборудованию в минзаги.




Норвежские экипажи прибыли в США на завершающем этапе реконструкции под новое предназначение.




Церемония подъема норвежского военно-морского флага на KNM Vale и KNM Vidar 6 октября 1952 года на верфи New York Naval Shipyard (Brooklyn). Акт приема и передачи подписывает посол Норвегии (с) Forsvarets museer

После этого экипажам понадобился еще месяц, чтобы окончательно освоить корабли и подготовиться к трансокеанскому переходу.




Минные заградители Vale (слева) и Vidar (справа) на выходе из Норфолка (Вирджиния) перед переходом через Атлантику 7 ноября 1952 года. Оба корабля пока еще несут американские бортовые номера. (с) US Navy photo

По прибытию в Норвегию Vale получил номер N-45, а Vidar стал N-46. Из них сформировали 2-й дивизион минных заградителей (2. minelegger divisjon) с постоянным базированием в военно-морской базе Рамсунн (Ramsund) в районе Нарвика.




Минзаг KNM Vale (N-45), примерно 1955 год (с) Official R.Nor.N. photo from "Jane's Fighting Ships 1956-57"

После всех переоборудований водоизмещение кораблей возросло до 1165 тонн. Убрали кормовой якорь, заварили носовые ворота и настелили верхнюю палубу. Таким образом, танковая палуба стала минной с двумя параллельными рельсовыми дорожками вдоль почти всей длины корабля, что позволило размещать на них 200 мин. Вместе с с боновыми сетями их поднимали на борт грузовыми стрелами с лебедками, а ставили через два порта в корме.

Пространство на минной палубе обогревалось теплым воздухом, поэтому работа команды минной команды была комфортной. Также на этой палубе находилась комната отдыха экипажа корабля, где показывали фильмы, играли в настольный теннис, проводили собрания и всё, что связано с общением. Вдоль левого борта по минной палубе находились минная мастерская, лазарет, механическая мастерская и прожектроная (fyrhus). По правому борту были душевые, туалеты и прожекторная. В надстройке были каюты офицеров и кают-компания, выше располагалась штурманская рубка и радиолокационный пост, а над ними открытый ходовой мостик. Внизу было четыре кубрика:

1. Кубрик левого борта на 9 коек для машинной команды.
2. Средний кубрик с 9 койками для морской пехоты.
3. Кубрик правого борта с 9 койками для камбузников.
4. Большой кубрик от борта до борта для остальной команды.

Вооружение корабля состояло из двух носовых двуствольных 40-мм орудий "Бофорс" и двух таких же кормовых. Дополнительно воль бортов и надстройки поставили 6×2 20-мм зенитных автоматов "Эрликон".

Главная энергетическая установка включала два 16-цилиндровых V-образных 4-тактных дизельных двигателя General Motors мощностью по 1800 л.с., вращавших два гребных винта. Управление с мостика осуществлялось через машинный телеграф, а рулевая машина была с пневмоприводом.

Вспомогательная энергоустанорвка включала два дизель-генератора с 4-цилиндровыми четырехтактными двигателями General Motors мощностью по 180 л.с. подававшими в бортовую сеть электропитание переменного тока на 220 вольт.

Для глушения звука работы двигателей дизеля можно было переводить на подводный выхлоп.




Минзаг KNM Vale (N-45), примерно 1958, location unknown (с) Official R.Nor.N. photo.
А фотографий KNM Vidar того периода не нашлось.

После восьми лет службы в 1960 году оба корабля возвратили американцам, а те передали их военно-морским силам Турции, в дополнение к четырем другим минным заградителям того же типа. При этом "Вале" переименовали в "Мерсин" (Mersin), а "Видар" стал "Мурефте" (Mürefte).





Эскиз ex-USS LSM-493, ex-KNM Vidar (N-46) на службе в ВМС Турции как TCG Mürefte (N-105) (с) Cüneyt Demir

Взамен двух LSM Норвегия в рамках Программы иностранной военной помощи получила еще три бывших американских тральщика очень понравившегося им типа USS Auk в дополнение к первому поставленному ранее кораблю Gor (бывший USS Strive). Причем всех их тоже сразу переоборудовали в минзаги:

Минные заградители ВМС Норвегии типа Gor:

KNM Tyr (N47) ex-USS Sustain, передан Норвегии 1 октября 1959 года

KNM Gor (N48) ex- USS Strive, передан Норвегии 1 октября 1959 года

KNM Brage (N49) ex-USS Triumph, решение передать Норвегии принято в конце 1959 года, передан 27 января 1961 года, исключен из боевого состава ВМС США 1 марта 1961 года. Прослужил в ВМС Норвегии до 1978 года.

KNM Uller (N50) ex-USS Seer, переоборудование в минзаг началось в Норвегии в сентябре 1960 года, завершено в сентябре 1962 года. Корабль передан ВМС Норвегии 15 декабря 1962 года, исключен из боевого состава ВМС США 1 марта 1963 года.

Вообще, до начала 1960-х годов по опыту ВМВ в своих военных планах норвежские флотоводцы были просто помешаны на минных заградителях. Сначала в них переоборудовали два старых трофейных немецких тральщика Otra и Rauma, а заодно планировали использовать три "шетландских автобуса" Vigra, Hitra, Hesse и охотник за ПЛ Haakon VII. Та же участь постигла два полученных в 1948 году от англичан десантных корабля типа LCT Reinøysund и Vargsund. Ну, а с LSM тут и так все ясно.

Только с 1963 года в ВМС Норвегии начали присматриваться к десантным кораблям по их основному предназначению, то есть, с точки зрения амфибийных операций. Но это уже совсем другая история, поговорим о ней как-нибудь в другой раз.


sjøforsvaret, Норвегия, knm vidar, norway, knm vale

Previous post Next post
Up