"Хельге Ингстад" не первая крупная потеря норвежского военно-морского флота. В связи с инцидентом в эти дни часто вспоминают, как почти 25 лет назад 25 января 1996 года затонул KNM Oslo (F300).
В конце 1950-х годов в Норвегии решили самостоятельно строить универсальные корабли и в 1960-м заказали серию фрегатов из пяти единиц. Половину их стоимости оплатили Соединенные Штаты. За основу взяли проект американского эскортного миноносца USS Dealey и доработали до собственных требований. Головной фрегат заложили в 1963 г. и нарекли именем столицы королевства.
Спуск на воду 17 января 1964 года:
Достройка на плаву:
Передан ВМС в 1966 году, введен в боевой состав флота 29 января 1968 года. Оглядываясь назад, можно заметить, что январь всегда был главным месяцем в судьбе корабля.
При главных размерениях 96,6 × 11,2 × 5,62 м полное водоизмещение достигало 1970 тонн. Одновальная паротурбинная ЭУ Laval-Ljungstrom PN 20 мощностью 20000 л.с. обеспечивала максимальную скорость 25 узлов. Вооружение состояло из 2×2 76-мм АУ Mk33, 2×3 324-мм ТА Mk32 и 1×6 реактивного бомбомета Terne. Экипаж 122 человека, из них 11 офицеров.
Перед дозаправкой на ходу вместе с американским авианосцем USS Independence (CVA-62) в ходе учения "Royal Knight", Норвежское море, октябрь 1971 года
Все корабли этого типа прошли модернизацию в конце 1970-х годов, в ходе которой их вооружили 1×8 ПУ ЗРК NATO Sea Sparrow, 6×1 ПУ ПКР Pinguin Mk2, а кормовую 1×2 76-мм АУ Mk33 заменили на 1×1 40-мм АУ Bofors/L70. Численность экипажа осталась прежней, 122 человека, но при этом количество офицеров увеличилось с 11 до 39 человек.
KNM Oslo в 1980 году
По оценкам метеорологов, 23 января 1994 года в Западной Норвегии разразилась одна из самых сильных бурь столетия. Нефтяную вышку у Лаксевоген сорвало с якорей и несло в сторону моста через залив Пудде-фьорд, поэтому все спасательные силы находились в этом районе, чтобы предотвратить столкновение. Температура воздуха +2°C, в воде +5.
На следующий день 24 января волнение немного стихло, и "Осло" вышел в море по плану учений, на борту фрегата находилось 114 человек. Повернув у маяка Марстейн он снова попал в шторм, а в 17.55 остановилась турбина из-за отказа топливного насоса. Корабль потерял ход. Попытки повторно запустить двигатель оказались безуспешными, потому что вышел из строя и резервный насос. Ветром фрегат быстро несло на камни у маяка. Вызванный вахтенным офицером на мостик командир корабля капитан 3 ранга Кристиан ИРГЕНС (orlogskaptein Christian Irgens) немедленно звонками и по громкой связи оповестил экипаж о ситуации, отдав команду приготовить индивидуальные средства спасения и не подниматься на верхнюю палубу до особого распоряжения.
По радио командир подал сигнал бедствия и приказал отдать оба якоря, но это не остановило дрейф, а все силы спасателей находились в тот момент в другом районе. Хотя на призыв о помощи отозвались на маяке, выслав лоцманский катер. С него завели на борт трос перед самой посадкой на мель.
Через 25 минут, когда "Осло" вплотную подошел к берегу объявили сигнал приготовиться к покиданию корабля. От сильного удара о камни корабль лег на борт с креном около 70 градусов, при этом многие получили травмы, а двоих выбросило за борт. Матроса Стеффена РОННИНГЕНА (menig Steffen Rønningen) чудом вытащили из ледяной воды через 18 минут. А тело капитан-летенанта Торбьорна ТЕЛЛЕФСЕНА, которого отправили руководить эвакуацией на юте, нашли только 7 февраля.
Kapteinløytnant Torbjørn Tellefsen
Корабль немного выровнялся после удара, на ходовом командир принимал доклады о повреждениях. Вода быстро распространялась через отсеки практически по всей длине корабля. В машинном отделении турбинисты травили пар и отключали подачу электропитания, пока уровень воды не поднялся им по горло.
К этому времени к "Осло" подошли несколько рыбацких лодок, экипаж в спасательных костюмах поднялся на палубу. В воздухе над кораблем находился
вертолет ПСС "Си Кинг".
Командир отдал приказ на спуск спасательных плотов и покидание корабля. Катера буксировали плоты к берегу и возвращались за новыми. Вертолетом срочно эвакуировали в больницу четырех наиболее пострадавших.
На борту оставалась только небольшая группа офицеров, которые все еще пытались спасти корабль, но в 21.15 его повторно бросило на камни. Командир приказал эвакуировать оставшихся и последним спустился на борт подошедшего ракетного катера, унося с собой корабельный флаг и вахтенный журнал.
Ночью 25 января из Ставангера пришли два буксира. Когда рассвело они попытались начать буксировку "Осло" к берегу.
Командир ИРГЕНС был не согласен с этим из-за больших подводных повреждений у его корабля. Но решения больше принимал не он.
Буксир "Ларс" снял корабль с мели, но "Осло" начал быстро набирать воду…
…на "Ларсе" срочно обрубили буксирный конец…
…и вскоре после этого фрегат затонул на глубине 20 метров возле Штайннессета к северу от пролива Баккасунд в заливе Корс-фьорд, округ Аустеволл (Korsfjorden, Steinneset, Austevoll).
Подняли корабль 24 апреля того же года. При этом применили способ, схожий с тем, что спланировали теперь для "Хельге Ингстада":
После проведения ревизии приняли решение отказаться от восстановления "Осло" и корабль списали, сняв вооружение, оборудование и разобрав корпус на металл.
В ретроспективе специалисты нашли немало ошибок в действиях командира корабля. Но по итогам расследования командование ВМС Норвегии не выдвинуло никаких обвинений в его адрес и Кристиан ИРГЕНС продолжил службу на флоте.
Но самое главное, что не было никаких претензий к нему и у членов экипажа:
- ИРГЕНС был удивительно хорошим командиром корабля, которому было плевать на воинские звания. У нас было огромное уважение к нему. Его спокойный голос и точные команды спасли нас от смерти той ночью.
А сам ИРГЕНС очень хорошо запомнил интересный метод восстановления, который тогда впервые протестировали на них:
- И меня, и большую часть экипажа сразу после гибели нашего корабля отправили продолжать службу на KNM Stavanger. Это спасло меня как личность. Это фантастическая психосоциальная терапия. Если бы меня посадили на берег и позволили изводить себя мыслями, что да как, я не был бы тем, кем являюсь сегодня.
Командир дивизиона фрегатов капитан 2 ранга Кристиан ИРГЕНС на причале в ГВМБ Хоконсверн, 2013 год
Интересно, что уже проверенный, этот метод теперь применили и к морякам с "Хельге Ингстада", без раскачки, сразу после инцидента отправив всех их в море на борту "Амундсена".
Но это уже совсем другая история, поговорим о ней как-нибудь в другой раз.