В продолжение
темы.
На фоне более масштабных и резонансных событий Trident Juncture совсем затерялось
небольшое сообщение министерства обороны Норвегии, что в период учения они апробируют абсолютно инновационную концепцию морского гражданско-военного сотрудничества STUFT (ship taken out of trade англ., выведенное из торговли судно). С этой целью давно и надолго арендованное Statoil судно Stril Mar компании
Simon Møkster Shipping на время учения прекратило свое основное занятие по обеспечению морской нефтедобычи (Offshore Service Vessel Supply) и используется теперь в интересах технического обслуживания, снабжения и дозаправки топливом в море кораблей ВМС Норвегии. Для этого в дополнение к гражданской команде на борту размещен военный экипаж из состава некоего нигде и никогда раньше не известного MARCSS (Maritime Combat Service Support).
UPD: Ан-нет,
раньше уже было.
"Одновременно мы проверяем готовность и способность гражданского общества, а также его желание поддерживать вооруженные силы в рамках всеобщей обороны", - пояснил kommandørkaptein Frode Staurset из MARCSS. Неизвестно, рассказали ли при этом военные моряки гражданским, что во время войны они автоматически становятся законной целью для противника, а министерство обороны создает предпосылку к совершению военного преступления. Впрочем, главное в этом сообщении другое.
Фактически, за такими красивыми, умными и патриотичными фразами оборонному ведомству приходится прятать тот факт, что последний из озвученных ранее сроков
"до конца лета" давно прошел, скоро закончится осень, а строящийся корабль комплексного снабжения KNM Maud проекта 2513 до сих пор остается в Южной Корее. То есть прямо сегодня задержка поставки превысила уже 26 месяцев и перспективы по-прежнему остаются туманными. Понятное дело, ремонт поврежденной в феврале этого года на этапе заводских ходовых испытаний главной энергетической установки находится вне компетенции норвежского министерства. Но если отсутствие сил и средств обеспечения кораблей в море можно частично купировать краткосрочной арендой гражданских судов, то другую связанную с этим проблему до недавнего времени никак не удавалось решить.
В 2015 году специально под KNM Maud заблаговременно вывели из боевого состава ВМС минный заградитель "Тюр" и
плавбазу "Валкириен", чтобы из высвободившегося личного состава сформировать экипаж нового корабля. Теперь он весь такой сформированный-сформированный пудовой гирей висит на балансе флота. И если офицеры и старшины-контрактники особых проблем не доставляют, то куда срочников-то девать? За два года уже три призыва набрали и уволили. От нефиг делать матросики заказывают карикатуристам рисунки корабля на котором якобы служили а-ля дембельский альбом (не устану повторять, как военные во всем мире похожи друг на друга).
Karikaturtegning av forsvarets sin nye båt KNM Maud ©
Siw Utheim Pedersen
KNM Maud ©
Tegneoppdrag Занять общественно-полезным трудом бесцельно шляющихся по Хоконсверну матросов - постоянная головная боль командования базы. В былые времена во всем мире проблема решалась просто. Но в цивилизованных странах копать от забора до обеда больше не принято.
Зато теперь можно с большой уверенностью предположить, откуда в условиях острого ресурсного и кадрового дефицита вдруг откуда ни возьмись появился этот MARCSS, выскочивший, как чертик из табакерки. В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло. Ну, или как в "ДМБ":
Click to view
(продолжение следует)