Название этого материала - парафраз известных слов Рудольфа/Родиона Рачкова из оскароносного фильма Владимира Меньшова: "Со временем, телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет - одно сплошное телевидение". Следует отметить, что герой "Москва слезам не верит" оказался близок к истине, только интернет вмешался в его расклады. А как-то оно ещё там с роботами выйдет?
Как известно © в Норвегии рассматривают
вопрос о сокращении количества минно-тральных кораблей типа "Альта/Оксёй" в боевом составе своего флота, а после завершения сроков их эксплуатации
не собираются строить новые, надеясь заменить их надводными и подводными роботизированными системами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/812430/812430_600.jpg)
С этой целью в 2015 году специалисты научно-исследовательского института министерства оброны Норвегии FFI (Forsvarets forskningsinstitutt) начали исследование концепции перспективной системы траления морских мин. Основным направлением работ стал поиск решений по использованию различных надводных и подводных безэкипажных аппаратов. Теоретически, использование такой системы может позволить вообще отказаться от специализированных минно-тральных кораблей, потому что любое судно будет способно доставить в заданный район комплект системы и решать там задачи по борьбе с минной опасностью.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1018142/1018142_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1018559/1018559_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1018873/1018873_600.jpg)
НИОКР по данному направлению начались осенью 2015 года и велись под общим руководством НИИ FFI при активном участии подразделений группы компаний Kongsberg, в основном, Kongsberg Maritime и Kongsberg Digital.
18 августа 2016 года впервые
продемонстрировали созданный по заказу FFI прототип безэкипажного катера-тральщика, незамысловато названный Odin в честь верховного божества древнескандинавского пантеона. Демонстрация состоялась у причала в Хортене, где институт принимает участие в работе местного технопарка, а прилегающая акватория залива Осло-фьорд используется в качестве одного из трех норвежских полигонов для испытаний морских роботизированных систем.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/813145/813145_600.jpg)
Плавсрество разработано и построено компанией Helgeland Plast на базе конструкции коммерческого катера Polarcirkle 1050 их собственной разработки. В отличие от большинства других типов моторных лодок с жестким корпусом, у этой модели борта не надувные резиновые, а имеют внешнюю жесткую оболочку из проколостойкого полиэтилена с полистироловым наполнителем. Считается, что такая конструкции делает катер практически непотопляемым. А носовая часть с обводами типа "глубокое V" без явно выраженного излома скулы (V-образные шпангоуты под углом 21°) существенно повышают мореходность маломерного плавсредства в экстремальных погодно-климатических условиях, характерных для Крайнего Севера. Характеристики Polarcirkle 1050 приведены ниже:
длина, м
10,9
ширина, м
3,5
осадка, м
0,7
масса, кг
5 500
двигатель, количество × тип
2 × Volvo Penta
суммарная мощность двигателей, л.с.
450
максимальная скорость, узлов
30
экипаж, чел.
4
максимальная грузоподъемность, кг
3000
Затраты на создание опытного экземпляра катера обошлись бюджету в 4 млн. крон (480 тыс. долларов).
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/813391/813391_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/813665/813665_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/813957/813957_600.jpg)
Сквозь корпус катера от верхней палубы до дна вырезаны семь вертикальных сквозных шахт
moon pool, закрытых сверху технологическими люками. Они предназначены для спуска и подъема различного забортного оборудования (гидролокаторов, средств звукоподводной связи, малых необитаемых подводных аппаратов и т.п.). Диаметр самой крупной шахты 580 мм, еще двух по 369 мм, остальных четырех - 102 мм (рис. 4). На снимке ниже крупным планом кормовая часть, с люками 102-миллиметровых шахт.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/814176/814176_600.jpg)
На этапе демонстрации прототипа управление катером могло осуществляться как вручную из кабины, так и дистанционно при помощи пульта, но при этом радиус действия судна существенно ограничивался.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/814470/814470_600.jpg)
В дальнейшем планировалось, что катер будет способен действовать практически автономно по заданной программе с минимальным вмешательством оператора. Для этого исследователи сначала оборудовали его различными датчиками, по данным которых система может оценивать обстановку. При сравнении первых и последних снимков видно, насколько изменился состав бортового радиоэлектронного оборудования - гораздо более серьезная РЛС, а кроме нее еще лидар (лазерный сканер) и оптикоэлектронная система.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/814738/814738_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/815033/815033_600.jpg)
На втором этапе "Одина" научили обходить неподвижные препятствия, такие как буи и причалы (
см. видео). И наконец, за последние шесть месяцев исследователи сделали очередной шаг. Теперь катер может самостоятельно маневрировать среди других плавстредств, соблюдая основные правила
МППСС-72.
В среду 22 августа руководство FFI снова
собрало в Хортене представителей норвежской "техноэлиты".
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/815163/815163_600.jpg)
Поводом для очередной встречи стала демонстрация достигнутого за два года прогресса в способности искусственного интеллекта безэкипажного катера автономно избегать столкновений. На глазах восхищенной публики черный катер без рулевого в рубке отвернул от идущей навстречу белой прогулочной лодки, а затем вернулся на прежний курс.
You can watch this video on www.livejournal.com
В отличие от самой первой демонстрации, в этот раз "Один" действовал полностью автономно. Операторы только контролировали его, в готовности вмешаться в управление в случае нештатной ситуации.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/815611/815611_600.jpg)
Впрочем, исследователи не скрывают, что им пока еще очень далеко до реальной автономности, когда роботизированные системы будут гарантированно способны самостоятельно справляться со всеми возможными проблемами, с которыми они могут столкнуться в море.
Сейчас катер не видит разницы между буем, парусником, гребной лодкой, пловцом или чайкой на воде, поэтому по умолчанию считает все препятствия судами с механическим двигателем. И пока даже речи нет о расхождении по более сложным правилам, вроде судов, занятых буксировкой или ограниченных в возможности маневрировать. Поэтому одно из первоочередных направлений дальнейших работ - внедрение технологии распознавания полученных от датчиков изображений.
Кроме этого в настоящее время разрабатываются и тестируются алгоритмы, которые теоретически позволят катеру действовать в сложной навигационной обстановке при большом количестве движущихся в различных направлениях целей, независимо от того, выполняют остальные плавсредства правила МППСС или нет. Такую проблему можно решить обучением системы на практике в реальных ситуациях, но для этого потребуется пройти тысячи километров за несколько лет. И здесь специалистам FFI должен помочь другой корабль, модели которого испытываются в том же в Хортене вместе с "Одином".
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/815795/815795_600.jpg)
Вверху "Один" рядом с первой моделью контейнеровоза Yara Birkeland (ноябрь 2017 г.), внизу - увеличенная модель (масштаб 1:12) для тестирования системы управления (
август 2018 г.)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/815883/815883_600.jpg)
В мае 2017 года компании Yara и Kongsberg Maritime объявили о партнерстве по созданию первого в мире автономного электрохода-контейнеровоза Yara Birkeland для доставки минеральных удобрений с завода Yorsa Porsgrunn в порты Brevik и Larvik на юге страны. Ежедневно с этой целью дизельные грузовики совершают около ста рейсов. Таким образом, за год можно будет отказаться от 40 тысяч их поездок на расстояние аж 13,6 километров.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/816246/816246_600.jpg)
Как бы то ни было, концепция контейнеровоза является абсолютно инновационной - энергоустановка будет работать от аккумуляторов и он должен быть безэкипажным. Там еще хотят полностью роботизировать и
процессы погрузки-выгрузки, но это, как и постоянный электропривод, сегодняшней темы уже не касается от слова "совсем", поэтому поговорим о них как-нибудь в другой раз.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/816627/816627_600.jpg)
15 августа Yara
объявила, что в качестве подрядчика выбрала из трех претендентов судостроительную группу Vard, подписав с ней соглашение на 250 млн. крон (30 млн. долл.). Корпус Yara Birkeland будет построен на верфи Vard Braila в Румынии и отбуксирован для достройки на Vard Brevik в Норвегии. Ввод в эксплуатацию судна ожидается в первом квартале 2020 года. До 2021-го оно будет ходить с экипажем, потом до 2022-го под контролем берегового пункта управления, а затем должно стать полностью автономным.
Не будем сейчас обсуждать, насколько кардинально улучшится от этого экологическая обстановка на юге Норвегии, гораздо важнее другое - три сотни переходов за год Yara Birkeland из Herøya в Brevik и обратно станут хорошей "школой" для "мозга" корабля, а он у них с "Одином" одинаковый, с некоторой претензией названный HAL (Hybrid autonomy layer). Хорошо, хоть не HAL 9000.
В НИИ FFI впервые использовали HAL в автономном необитаемом подводном аппарате (АНПА) Hugin, разработанном ещё 20 лет назад в сотрудничестве со Statoil, Kongsberg Maritime и национальным институтом подводных исследований NUI. В течение всего этого времени в FFI продолжали совершенствовать HAL для использования на надводных кораблях, беспилотных летательных аппаратах и наземных транспортных средствах, добившись определенных успехов на этом пути (
см. видео).
А аппарат Hugin стал коммерческим успехом Kongsberg Maritime, проданный нескольким странам для картографирования морского дна и инспекции подводных трубопроводов. На вооружение ВМС Норвегии приняты АНПА этого типа в двух модификациях - самый первый Hugin I (в 2001 году) и более современный его вариант
Hugin 1000-MR (2008), рассчитанный на глубину погружения 1000 метров.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/816662/816662_600.jpg)
Первую модель признали устаревшей, поэтому ей на замену 27 марта 2017 года агентство материально-технического снабжения МО Норвегии FMA (Forsvarsmeteriell) купило за 155 млн. крон (18,2 млн. долл.) четыре АНПА Hugin новой модификации с рабочей глубиной до 3000 метров.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/808350/808350_600.jpg)
Спуск прототипа АНПА Hugin на испытаниях с борта тральщика KNM Karmøy
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/807790/807790_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/817138/817138_600.jpg)
Автоматизированное рабочее место оператора АНПА Hugin на борту тральщика типа Oksøy
И возможные планы сокращения минно-тральных сил на реализацию программы Hugin никак не влияют, потому что система применения этого аппарата является модульной, позволяя использовать ее с различных надводных носителей, включая и катера типа "Один". В качестве другого варианта его загрузки рассматриваются два АНПА меньшего размера. Более-менее знакомым со скандинавской мифологией не составит труда догадаться, что Одина на пару с Хугином будет сопровождать Munin.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/817274/817274_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/817533/817533_600.jpg)
Концепция "Мунина" чуть моложе "брата", он разработан около 15 лет назад. Аппараты обоих типов за это время отлично зарекомендовали себя в эксплуатации и считается, что не потребуются существенных доработок для включения их в состав перспективной системы траления ВМС Норвегии. Модульная конструкция аппаратов позволяет размещать на их борту полезную нагрузку в различных конфигурациях, в зависимости от конкретных задач и условий обстановки. Связь с центром управления и передача полученных данных осуществляется в режиме реального времени, что позволяет оперативно решать поставленные задачи.
В качестве основного средства нейтрализации обнаруженных мин планируется использовать уничтожители одноразового действия - подводные аппараты, способные в полуавтоматическом режиме обнаруживать мины, идентифицировать и поражать их, используя кумулятивный заряд взрывчатого вещества. Судя по изображению
на первой схеме, будут использоваться уничтожители типа Minesniper с дистанционным управлением по оптоволоконному кабелю. Система также имеет модульную конструкцию, что позволяет интегрировать её на различные платформы. На вооружении ВМС Норвегии с 2006 года находятся около 30 аппаратов этого типа модификации Mk.2 .
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/817750/817750_600.jpg)
У Minesniper оригинальная система управления маневрами. В движение его приводят два электродвигателя постоянного тока 150 Вт/24 В через винты в неподвижных насадках по бокам корпуса. Непропорциональное изменение скорости их вращения приводит к рысканию, благодаря чему меняется курс. Управление глубиной движения достигается изменением дифферента за счет смещения вперед-назад массы 1,7 кг в кормовой части аппарата. Контроль глубины на стопе (как правило, непосредственно у цели) обеспечивается вертикальным подруливающим устройством с двигателем постоянного тока 70 Вт/24 В в средней части корпуса.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/819164/819164_600.jpg)
Спуск на воду уничтожителя Minesniper с борта тральщика KNM Hinnøy на показном учении во время визита в ГВМБ Хоконсверн командующего ВМС Финляндии (
август 2018 г.). Если операция не завершилась подрывом мины, аппарат возвращают на борт при помощи сетки (
апрель 2018 г.).
Как планируют автоматизировать эти операции на "Одине"?
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/819329/819329_600.jpg)
В ноябре 2016 года Kongsberg Defence Systems отчиталась о завершении испытаний новой модификации этого аппарата в районе норвежской военно-морской базы Рамсунн (Ramsund). Там два Minesniper Mk.3 успешно обнаружили якорную и донную мины, а затем уничтожили их по команде оператора.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/840269/840269_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/840594/840594_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/840841/840841_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/840987/840987_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/1097891/1097891_600.jpg)
В сравнении с предшественником, новый уничтожитель слегка уменьшился в габаритах, но потяжелел, при этом стал более медлителен и менее вынослив, зато обзавелся в 10 раз более мощным подрывным зарядом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/andrej_kraft/39228000/818124/818124_600.jpg)
Характеристики подводных аппаратов перспективной системы траления ВМС Норвегии приведены в таблице:
Hugin
Munin
Minesniper
Mk.2
Mk.3
длина, м
4,5
3-4
1,93
1,65
диаметр, м
0,75
0,35
0,21
0,19
масса, кг
650-850
300
35
42
скорость, узлов
2-6
до 4,5
до 6
до 5,2
автономность, час.
до 100
24
2,0
1,0 (3 узла)
дальность, км
400
100
8,0
6,0
глубина макс., м
3000
1500
300
310
масса ВВ, кг
-
-
0,3
3,5
режимы работы
контролируемый,
полуавтономный,
автономный
контролируемый,
полуавтономный,
автономный
контролируемый переход в заданный район; поиск и идентификация; уничтожение
И в заключение немного о сроках. Когда программа начиналась, разработчики считали, что перспективная система траления может быть принята на вооружение уже в 2020 году. Когда построили "Один" они заявляли о 2021-м. Сейчас речь идет о 2023-м. В общем, пока действует неписанное правило "всегда прибавляй пять".
![](http://counter.co.kz/CounterCoKz?page=andrej-kraft.livejournal.com_142900.html&style=mblack&digits=5)