Сверхмалый БЛА Black Hornet 3 сухопутных войск Австралии © Foto: CPL Nunu Campos
Компания FLIR Systems 26 мая
получила от армии США заказ на 2,6 млн. долларов для поставки до конца текущего года 61 комплекта индивидуальных систем воздушной разведки (Personal Reconnaissance System - PRS) FLIR PD-100 Black Hornet 3. Таким образом, система признана единственным победителем первого этапа конкурса, проводившегося американской армией в 2016-2017 гг. в рамках программы SBS (Soldier Borne Sensor).
Индивидуальная система воздушной разведки (ИСВР) PD-100 Black Hornet разрабатывается и производится подразделением FLIR UAS (бывшая норвежская малая компания Prox Dynamix,
купленная FLIR в конце 2016-го). В ожидании итогов конкурса по программе SBS кроме предприятия в Норвегии дополнительно подготовлено развертывание серийного производства PD-100 в Соммерсете (штат Кентукки).
Беспилотники Black Hornet обеспечат ведение воздушной разведки малым подразделениям сухопутных войск США © Photo: Lance Cpl. Rhita Daniel / US Army
Заказанные БЛА будут использоваться для усовершенствования и оценки эффективности ИСВР. Эти работы продолжатся до конца текущего года. Второй этап конкурса завершится через год с приобретением до 2400 систем. Следующий этап, заключительный, начнется в 2021 году, при этом общая потребность СВ США оценивается в 7145 ИСВР. Кроме того, значительную заинтересованность в приобретении таких систем проявляют Объединенное командование ССО ВС и корпус морской пехоты США, которые также закупили небольшие партии ИСВР и проводят собственные программы их испытаний.
Испытания БЛА Black Hornet морской пехотой США (Quantico, Virginia, 2015) © Photo: USMC
Спецификации второго этапа конкурса по программе SBS опубликованы в конце 2017-го. Основные требования ТТЗ включают:
• БЛА не должен быть виден и слышен в 30 метрах;
• линия передачи данных должна закрываться 256-битным шифрованием и обеспечивать устойчивую связь на дальности не менее 900/300 метров (в пределах прямой видимости базовой станции/вне её видимости);
• продолжительность полета не менее 15 минут;
• максимальный вес БЛА не более 227 грамм;
• способность летать при постоянном ветре 10 узлов (4,6 м/с), в порывах до 20 узлов (9,2 м/с);
• вес всей системы, включая базовую станцию и акумуляторы, не должен превышать 1,36 кг.
Для сравнения, в состав комплекта ИСВР PD-100 Black Hornet входят два БЛА вертолетного типа и носимая станция управления. Общий вес системы менее одного килограмма. Каждый БЛА Black Hornet весит всего 18 граммов, диаметр несущего винта 10 сантиметров, то есть, дрон относится к классу так называемых нано-БЛА. При этом он способен совершать полет в течение 25 минут на удалении более 1,6 км от базовой станции при скорости ветра 7,7 м/с, в порывах до 10,3 м/с. Его практически не слышно уже на расстоянии 4-5 метров, и он имеет и очень низкую визуальную заметность. Нет смысла повторять здесь всё - интересующие могут ознакомиться c историей их создания
по ссылке.
В целом, ТТХ ИСВР PD-100 Black Hornet выходят далеко за рамки требований ТТЗ. При этом система PD-100 постоянно развивается с 2007 года. После модернизации середины срока эксплуатации в 2014-м появилась модификация БЛА с тепловизионной камерой, а к настоящему времени готово к запуску в производство уже третье поколение БЛА, то есть Black Hornet 3. Именно эту модель закупает Австралия (на фото вверху) и заказали СВ США.
Нано-БЛА третьего поколения Black Hornet 3 разрабатывался при поддержке норвежского министерства обороны, в сотрудничестве с НИИ FFI (Forsvarets Forskningsinstitutt), что позволило получить различные новые возможности, удовлетворяющие всем дополнительным требованиям армии США. Важнейшее новшество - возможность вести разведку в так называемых зонах "ограниченного доступа GPS", в частности, внутри зданий или при ведении РЭБ противником.
Другое нововведение касается модульности, которой Black Hornet раньше не имел. Это позволяет заменять датчики и батареи в полевых условиях, а также значительно повысить качество фото и видеоизображений, поступающих с борта вертолета, как днем, так и ночью.
Еще одна новая возможность - режим "Perch & Stare", дословно "тихо сиди и наблюдай". То есть БЛА может приземляться как внутри, так и снаружи зданий и использоваться как стационарный датчик, экономя энергию, за счет чего существенно увеличивается время до возвращения к базовой станции для подзарядки аккумулятора.
Благодаря новым технологиям в будущем система сможет работать еще более автономно и потенциально во взаимодействии с другими беспилотными/безэкипажными платформами.
ИСВР PD-100 Black Hornet принята на вооружение сухопутных войск Великобритании, Норвегии и Австралии, а также закупалась малыми партиями для испытаний и использования более чем в 30 странах, в основном, в интересах вооруженных сил и спецподразделений.
Подразделение СпН ФБР США (FBI Hostage Rescue Team) перед матчем на суперкубок. В центре - сотрудник FLIR UAS с БЛА Black Hotnet (Super Bowl 50, San Francisco, 2016) © Foto: FLIR UAS
Австралийский военнослужащий тренируется с БЛА Black Hornet 3 (Shoalwater Bay Training Area, Queensland, 2018) © Foto: CPL Nunu Campos
Click to view
В целом, очевидно, что ИСВР PD-100 Black Hornet является явным фаворитом программы SBS, хотя несколько американских компаний не отказываются от участия в конкурсе - первые заявки на участие в нем подали еще несколько месяцев назад. И хотя шансы их довольно иллюзорны, почему бы не попытаться создать конкурента «Черному шершню» под финансирование американской армией, пусть и с худшими характеристиками, но может удастся что-то поиметь за счет меньшей цены?
Впрочем, и здесь FLIR UAS не стоит на месте, постоянно работая над совершенствованием производства. Так, для Black Hornet 3 разработана совершенно новая роторная система, которая упрощает массовое производство БЛА, ускоряет сборку и позволяет развернуть ее на нескольких предприятиях по мере роста спроса на такую продукцию.
В результате планомерной деятельности в этом направлении, если в 2012 году один БЛА первой серийной партии для ВС Великобритании стоил около 70 тысяч долларов при цене комплекта ИСВР 200 тысяч, а в 2015 году сухопутным войскам США каждый дрон обходился в 40 тысяч, то простейший расчет показывает, что теперь его цена упала ниже 20:
2 500 000 : 61 = 40 983 $
Для сравнения: 24 комплекса (72 БЛА) RQ-11B Raven обошлись Украине в 9 049 306 $.
В общем, давний прогноз остается в силе: FLIR UAS является абсолютным монополистом на рынке нано-БЛА военного назначения и сохранит такие свои позиции в течение ближайших лет, теперь уже не только до 2020 года, но и вплоть до 2025-го. Если только китайцы где-нибудь не сопрут образец и не скопируют его.