Паромно-мостовой парк "Бру/Ферге-2000" (Легуан) СВ Норвегии

Jan 28, 2018 07:51

Тут читатели никак не могут опознать, что за плавсредство использует этот "Леопард":




Немудрено. По всей видимости, эту систему эксплуатирует одна только норвежская армия. Прошу прощения за задержку, так как пришлось собирать в кучу и обрабатывать материалы. Теперь все готово, и, как водится, зайдем мы издалека.



По своему составу, оснащению и назначению подразделения инженерных войск СВ Норвегии подразделяются на бронеинженерные, инженерно-строительные, инженерно-амфибийные и паромно-мостовые. Они предназначены для соответствующего обеспечения и поддержки частей первого эшелона механизированной бригады "Север", а также решения задач в интересах всех войск усиления стран НАТО на территории Норвегии. О первых двух мы более подробно поговорим как-нибудь в другой раз, потому что сегодня нас интересуют только понтонно-мостовые и отчасти инженерно-амфибийные подразделения, оснащенные переправочными и понтонными средствами для переправы войск при форсировании ими водных преград, наводке переправ в тыловых зонах и зонах коммуникаций.

Слишком углубляться в преданья старины глубокой не станем, ограничимся пока горизонтом в 70 лет. После вступления Норвегии в НАТО в рамках военной помощи по плану Маршалла вооруженным силам страны начали поставлять различные американские системы вооружений и военной техники. Среди них оказались и несколько комплектов понтонно-мостовых парков (ПМП) типа M2 Treadway с надувными понтонами в качестве плавучих опор. Благодаря своей удачной конструкции эти ветераны Второй Мировой прослужили в норвежской армии аж до 1980-х годов.




Использовались как для наведения наплавных мостов, так и несамаходных паромов.



Учение ОВС НАТО Strong Express 1972

Однако логистика и развертывание мостов этой системы представляли собой довольно сложные задачи (фото US Army):










Поэтому параллельно с М2 примерно с 1960-х годов использовался и другой вариант ПМП с плавучими опорами из легких алюминиевых полупонтонов. При меньшей грузоподъемности он требовал и существенно меньших затрат сил и средств на развертывание и обслуживание.



Полупонтоны на прицепах и в кузовах грузовиков Magirus Deutz



Они же, но уже в собранном виде при наведении колейного моста через реку



...и в виде несамоходного парома

Но постепенно от использования обеих систем отказались. Дело в том, что в большинстве рек Норвегии слишком быстрое течение для наведения наплавных мостов. И при этом большая часть страны изрезана поперек заливами-фьордами, слишком широкими для понтонных переправ. Да и численность войск постепенно сокращалась. Зачем строить мост для роты или даже батальона? Из-за этого всего так вышло, что с конца 1980-х и до начала 2000-х основу парка переправочных средств СВ Норвегии составляли несамоходные перевозные паромы из стандартных понтонов типа "Унифлот" (Unifloat pontoon/Uniflote pongtong).

Хотя использовать их стали намного раньше.




Как и М2, созданная еще в период Второй Мировой войны, эта конструкция оказалась одним из её наиболее универсальных и востребованных инженерных решений. До настоящего времени производством и распространением понтонов этого типа занимается голландская компания Van Schie группы Janson Bridging





Представляющие собой набор стандартных пустотелых плит, понтоны "Унифлот" удобны для перевозки, имеют небольшую осадку, способны выдерживать нагрузки до 10 тонн на единицу, а благодаря стандартным размерам и креплениям позволяют собирать плавучие конструкции самых разнообразных форм и размеров - наплавные мосты, паромы, причалы и т.п. Такой своеобразный конструктор "Лего" военных инженеров норвежской армии.




У министерства обороны Норвегии на хранении до настоящего времени числятся несколько тысяч понтонов "Унифлот", многие из которых произведены еще в 1942-1945 годах. Благодаря этому они относительно дешевы, а большие объемы запасов позволяют не особо экономить при их использовании в гражданском секторе для ликвидации последствий ЧС и прочих мер экстренного реагирования (например, здесь).




Длина наплавных мостов из понтонов "Унифлот" может достигать 100 метров, а класс их грузоподъёмности 50-80 тонн (MLC - Military Load Capasity). Вот, как раз один такой специалисты паромно-мостового взвода (Bro- og fergetroppen) инженерного батальона мбр "Север" собрали на учении "Рейн-2":




И ещё примерно по той же схеме:




Но все-таки наибольшей популярностью у норгов пользуются не мосты, а паромы "Унифлот". Причем еще относительно недавно вовсю ходили по рекам даже их канатные варианты:







Ну, а несамоходные буксируемые паромы "Унифлот" вообще у них считаются едва ли не идеальным средством переправы через фьорды:
















…впрочем, и на реках они тоже вовсю используются:







Вспомогательными средствами таких парков являются автомобильные краны, грузовой автотранспорт и буксирно-моторные катера. Последние тоже являются заслуженными ветеранами, прослужившими более двадцати лет.






Крепление буксирно-моторного катера к парому из понтонов "Унифлот"

Даже когда в 2015 году организовали проведение конкурса для приобретения до 12 новых катеров им на замену, в запросе на предоставление заявок четко прописана способность буксировки сборок из старых-добрых "Унифлотов".

Но, хотя от их использования Норвегия отказываться и не собирается, все-таки они уже не в полной мере соответствуют современным требованиям. Прежде всего, по потребным для сборки времени и трудозатратам.




Если в тыловых районах это не так важно, то для войск первой линии становится уже критично. Заодно неплохо было бы все-таки заполучить еще и самоходный вариант - безо всяких там канатов и буксиров.

Поэтому в конце 1990-х годов армия Норвегии заказала у германской компании "Краус-Маффей Вегманн" (Krauss-Maffei Wegmann) новую систему на основе ранее принятого на вооружение сухопутных войск механизированного моста "Легуан".




Новый ПМП получил у разработчика то же обозначение (Leguan Modular Bridge System), а в Норвегии он официально именуется по названию программы закупок "Бру/Ферге-2000" (Bro/Ferge нор., мост/паром).

ПМП этого типа предназначен для организации паромных переправ, наведения наплавных мостов и возведения мостов на жестких опорах длиной до 60 метров под грузы до 70 тонн. В исключительных случаях ПМП может использоваться для организации десантных переправ боевой техники и пехоты.

Каждый комплект ПМП имеет модульную конструкцию и может развертываться в одну из двух модификаций перевозных паромов грузоподъемностью 30 или 70 тонн - либо четыре MLC 30, либо два MLC 70.

Тип
MLC 30
MLC 70

Экипаж, чел.
3 (командир,
моторист,
понтонер)
5 (командир,
2 моториста,
3 понтонера)

Тип и наименование движителя
азимутальный водомёт "Schottel Pump Jet"
SPJ 20 II

Количество полупонтонов, ед.
6
12

Количество рамп, ед.
4
4

Количество и тип двигателя
2×MAN D0834,
дизель
4×MAN D0834,
дизель

Мощность двигателя, л.с. (кВт)
Суммарная мощность, л.с.
2×156 (115)
312
4×156 (115)
624

Грузоподъемность, т
30
60

Общая масса, т
18,6
32,4

Общая длина, м
24

Общая ширина, м
18

Высота порожнего на воде, м
2

Осадка
порожним, м
с грузом, м

0,3
0,8

Скорость движения, км/ч
без груза
с грузом 60 т.

12
10

Запас хода по топливу, ч. (км)
10 (120)

Ограничения использования:
максимальная скорость течения, м/с
волнение, балл

2,5
2

Габаритные размеры полупонтона:
длина, м
ширина, м
высота, м

9
2,2
1,2

Масса полупонтона:
пустого, т
с двигателем, т

1,6
3,7

Габаритные размеры рампы:
длина, м
ширина, м
высота, м

5
2
0,6

Масса рампы, т
1,2

Габаритные размеры моста "Легуан":
длина, м
ширина, м

14
4

Масса моста "Легуан", т
8,9







Вверху - перевозные понтонные паромы MLC 30, ниже - MLC 70

























В состав комплекта каждого парома MLC 30 и MLC 70 входят один мост "Легуан", четыре въездные аппарели (рампы), а также собираемые из полупонтонов три или шесть понтонов соответственно. Часть из них являются моторными, для чего штатно оборудованы встроенными двигателями - два в варианте MLC 30 и четыре в варианте MLC 70, образуя тем самым плавучую самоходную конструкцию.

Каждый полупонтон изготавливается из легких алюминиевых сплавов и представляет собой металлическую плоскодонную открытую сверху нескладывающуюся лодку, один конец которой несколько приподнят и сужен, а другой заканчивается плоским транцем со стыковыми устройствами, за которые два полупонтона крепятся друг к другу. Транцы при этом образуют двухслойную водонепроницаемую переборку, разделяющую понтон на два отсека.




Полупонтоны имеют двухкорпусную конструкцию, пространство между которыми заполнено пенопластом. Дополнительно для предотвращения затопления или опрокидывания в условиях сильного течения, волнения и осадков внутренне пространство безмоторных полупонтонов может заполняться надувными плавучестями, а сверху закрываться сборной крышей из надставок над бортами.







Для тех же целей надставки могут устанавливаться над свободной оконечностью моторных полупонтонов или вместо них натягивается съемный каркасный тент ходовой рубки. По всей остальной длине моторных полупонтонов высота бортов увеличиваться наставными фальшбортами.







На платформе над дном моторного полупонтона установлен охлаждаемый забортной водой дизельный двигатель, гидропривод, электрогенератор, топливный бак и водоотливной насос. Последний отвечает за откачку воды как из отсеков самого моторного понтона, так и при помощи гибких шлангов из соседних к нему безмоторных.

Двигатель соединен с водоходным движителем типа "Шоттель" (Schottel Pump Jet), который представляет собой выдвижную колонку с гребным винтом в поворотной насадке. Вся конструкция жестко закреплена над круглым вырезом в дне понтона.




Пульт управления двигателем позволяет синхронно управлять одновременно двумя моторами на соседних понтонах.




Но изменение вектора тяги осуществляется только раздельно, путем поворота вручную нижней головки колонки с водометными соплами. Ее вращение возможно на 360 градусов по горизонтали в любом направлении и производится вручную штурвалом.




Также вручную рычагом выдвигается вниз и убирается внутрь корпуса колонка движителя.




В комплект дополнительного имущества каждого парома входят переносные осушительные электронасосы и светотехническое оборудование для навигации в темное время суток.

Сборка парома осуществляется на плаву. По-боевому полупонтоны поочередно сбрасывают с платформы грузовика в воду, где и соединяют между собой корма к корме.







В повседневных условиях их аккуратно переносят на поверхность водоема краном. Но все равно потом соединяют.







Сверху наводится механизированный мост "Легуан", который крепится на планширях с помощью накидных болтов.










Рампы грузовой аппарели монтируются по две с каждой стороны парома и управляются индивидуально системой гидравлических приводов.




Транспортировка элементов парома осуществляется грузовыми платформами на базе грузовых автомобилей MAN 8×8.




Верхний в "стопке" - моторный полупонтон









Средства перевозки одного комплекта парома MLC 30 - шесть полупонтонов (справа) и автокран с грузовыми аппарелями и имуществом на грузовой платформе (слева)






Колесные мостоукладчики "Легуан"






Автокраны различных типов

Для обеспечения действий паромов на плаву каждому из них придается один моторный катер с экипажем из одного человека (рулевой-моторист).







Парочка небольших видео от Krauss-Maffei Wegmann - один и два.

Конструкция позволяет соединять механизированные мосты "Легуан" одного комплекта ПМП звеньями в единый наплавной мост длиной до 100 метров, однако такой вариант практически не используется. Только паромы, только хардкор!

image Click to view



Как видите, за основу нового ПМП взяли концепцию, известную ещё с первой половины 20-го века и использованную, например, в советском ПМП Н2П после оснащения его средствами движения на воде, или в американском M4 Floating Pontoon Bridge. Единственно, в конструкцию "Бру/Ферге-2000" широко внедрили современные технологические решения, включая азимутальный движитель, пенопластовое заполнение междубортного и междонного пространств, а также механизированный мост вместо сборного настила.

Впрочем, кроме последнего, все то же самое с начала 1970-х годов армия Великобритании использовала в понтонных или наплавных версиях своего сборного моста Medium Girder Bridge (MGB)




Тем не менее, спустя 20 лет такое техническое решение вполне устроило и норвежских военных заказчиков. Поэтому в начале 2000-х три комплекта ПМП "Бру/Ферге-2000" поступили на вооружение 4-й паромно-мостовой роты (Ingeniørkompani 4, ранее Oversettings kompaniet) инженерного батальона (Ingeniørbataljon) механизированной бригады "Север" (ППД военный лагерь "Шольд").

В августе 2016 года изменена организационно-штатная структура 5-й инженерно-строительной роты (Ingeniørkompani 5, ранее Maskin- og kontruksjons kompaniet), с формированием в ее составе одного паромно-мостового взвода с ещё одним полным комплектом ПМП "Бру/Ферге-2000". Такое решение обусловлено отсутствием необходимых переправчных средств в составе подразделений на юге страны, предназначенных для обеспечения действий батальона "Телемарк" (ППД военный лагерь "Рена") - основного элемента сил высокой готовности СВ Норвегии. Ранее такую инженерную технику в случае необходимости приходилось перебрасывать с севера, что требовало дополнительных финансовых и временных затрат.

Теперь эта проблема считается решенной.

Новый ПМП получил собственное имя "Хорбард" (Hårbard) и именно паром MLC 70 из его состава перевозит ОБТ "Леопард-2" на заглавной картинке.

Facebook post


telemark bataljon, norway, krauss-maffei wegmann, мостоукладчики, Легуан, Норвегия, Ingeniørbataljon, brigade nord, bro/ferge 2000, мбр "Север", forsvaret, ПМП

Previous post Next post
Up