© Foto: Forsvaret
11 декабря в ВМБ Корсёр состоялась официальная церемония ввода в боевой состав ВМС Дании корвета "Лауге Кох", последнего в серии из трех единиц типа "Кнуд Расмуссен". Корабль завершен постройкой и передан флоту еще 9 сентября 2016 года, но затем более года он проходил приемо-сдаточные испытания. Корвет вошел в состав 1-й эскадры ВМС страны, а к несению боевых служб в арктической зоне приступит в текущем году.
И раз уж выдался такой повод, давайте слегка углубимся в тему.
Читая блог
bmpd, в
материале "Оценка состояния ВМФ России в докладе Министерства обороны" увидел прекрасное.
Как пишут Александра Джорджевич, Иван Сафронов и Дмитрий Козлов в статье "Геополитика в помощь снабжению", опубликованной в сегодняшнем номере газеты "Коммерсантъ", "Военная" часть доклада Министерства обороны России "О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году" содержит замечательное утверждение:
для выполнения всего спектра задач военные моряки должны <…> начать строительство пограничных ледоколов (Россия единственная из арктических стран, у которой нет кораблей такого класса) (выделено мной А.К).
Тут возможны два варианта. Либо составители доклада не владеют информацией в должном объеме, либо такие документы рассчитаны для представления людям альтернативно одаренным, не способным понять разницу между ледоколом и кораблем ледового класса. И в то, и в другое не очень хочется верить.
Поначалу, смирив свою перфекционистскую натуру, совсем уж было успокоился, но на днях услышал как Сатановский в гостях у Соловьева тоже
рассказывает про некие "полярные военные ледоколы" арктических стран. И у меня заполыхало снова. Ну, ладно, Евгений Янович хоть и умный дядька, но все-таки изначально специалист совсем другого профиля. Ему вовсе не обязательно знать, что, не говоря уж об условно-арктических Швеции и Финляндии, даже среди стран большой арктической пятерки корабли с ледопроходимостью настоящих ледоколов есть только у береговой охраны Канады и
Соединенных штатов. А Норвегия и Дания там вообще каким боком?
Что же, про норгов поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня давайте разберем по косточкам датчан.
Корабли "Абсалон", фрегаты УРО "Хюитфельдт" и уж тем более корветы "Флювефискен" на роль ледоколов не годятся от слова совсем. Поэтому остаются только два потенциальных кандидата - прошу любить и жаловать:
"Пограничные ледоколы" ВМС Дании - корвет "Эйнар Миккельсен" (слева) и фрегат "Ваддерен" (справа) во время
ликвидации последствий стихийного бедствия в Гренландии в июне 2017 г. © Foto: Arktisk Kommando
Корветы типа "Кнуд Расмуссен" и фрегаты типа "Тетис" составляют основу сил ВМС Дании для патрулирования арктических акваторий у побережья Гренландии. Других ледоколов у них для российских военных аналитиков нет.
Корветы "Кнуд Расмуссен" и "Эйнар Миккельсен" у причала (пункт базирования Грённедаль, Гренландия, 9 марта 2009 г.) © Foto: K.B.Andreasen
Корветы (Arctic Patrol Vessel) P570 "Кнуд Расмуссен" и P571 "Эйнар Миккельсен" построены в 2008 и 2009 году соответственно. Их ледопроходимость составляет всего 40 см обычного твердого морского льда или 70 см некоего специфического льда во фьордах. Такой себе ледокольчик. Хотя глядя на снимок ниже и не подумаешь, но это всего лишь удачный ракурс, пойманный фотографом:
Корвет "Эйнар Миккельсен" во льдах (
залив Uummannaq, Гренландия, 2 июня 2010 г.) © K.B.Andreasen / shipspotting.com
Кроме двух катеров с надувными бортами и жестким корпусом корветы дополнительно оснащаются спасательным катером на базе знаменитого уже шведского SB90. На серии фото ниже датчане демонстрируют его возможности исландским коллегам с борта с кормы "Эйнара Миккельсена" в гавани Рейкьявика.
© Foto: Jon Pall Asgeirsson
В ноябре 2013-го министерство обороны Дании заключило контракт на 513 млн. крон (73 млн. долларов) для реализации опциона по строительству третьего, последнего в серии корабля этого типа. Как и у первых двух, сборка корпуса производилась на польской судоверфи CRIST S.A., а установка вооружения, оборудования и систем обеспечения - на датском предприятии "Карстенсенс шибверфт" (Karstensens Skibsværft A/S).
Новый корабль получил бортовой номер Р572, имя "Лауге Кох" (Lauge Koch). Собственно, именно с него и начался наш сегодняшний рассказ.
Корвет "Лауге Кох" у достроечного причала в Скагене
Там же, 15 июля 2016 г. © Foto: Claes
Церемония передачи ВМС 6 сентября 2016 г. © Foto: Forsvaret
20 сентября 2016 г. © Foto: Trygve Eriksen
На выходе из ВМБ Корсёр, 5 февраля 2017 г. © Foto: Nicolaj D. Jepsen
© Foto: Thomas Lauritsen
Facebook post Теперь все систершипы будут иметь характерные внешние особенности - "Расмуссен" без артустановки, а у "Коха" РЛС под колпаком. Хотя, судя по снимкам выше, "Ото-Мелару" ему довольно легко снимают и возвращают на место. Но и кроме нее отличий там хватает. В ходе строительства третьего корабля типа "Кнуд Расмуссен" учитывался опыт эксплуатации первых двух, что позволило внести качественные изменения в конструкцию и компоновку бортовых систем. На рисунке ниже хорошо видно, что у "Коха" надстройка несколько смещена в корму, а про радиопрозрачный колпак РЛС уже сказано.
Также на новом корвете установлена навигационная система цифровой картографии, технические средства подводной съемки, современное оборудование для проведения широкого спектра научных исследований.
Что ещё можно сказать? На фоне почти неприличной организации целого ряда других датских военных программ последних лет, все работы по новому корвету произведены строго в установленные сроки, без каких-либо задержек в финансировании. Довольно большая редкость по нынешним временам.
И здесь мы плавно переходим к "пограничным ледоколам" второго типа.
Фрегат типа "Тетис" в полярных льдах © Foto: Nick Levin
В сравнении с корветами типа "Расмуссен" четыре фрегата типа "Тетис" - F357 "Тетис" (1991), F358 "Тритон" (1991), F359 "Ваддерен" (1992), F360 "Видбьорнен" (1992) - намного старше, явно крупнее, имеют более мощную энергоустановку и двухкорпусную конструкцию с ледовыми подкреплениями, так что ледопроходимость их составляет аж целых 80 сантиметров сплошного твердого льда.
Facebook post В отличие от корветов типа "Расмуссен" с одной лишь вертолетной площадкой, на фрегатах обеспечивалось постоянное базирование палубных вертолетов "Линкс" в ангаре. Закупленные в 1980-х годах, эти машины стояли на вооружении 723-й эскадрильи морской авиации ВВС. В соответствии с планом развития ВС Дании на 2010-2014 гг. спланировали их замену более современными машинами, для чего в ноябре 2012 года заказали в США девять вертолетов MH-60R "Си Хок" компании "Сикорски эйркрафт". Первые три машины передали ВМС в начале мая 2016 года (более подробно см. по ссылкам
раз,
два,
три).
В связи с принятым решением командование ВМС объявило о намерении модернизировать фрегаты типа "Тетис", поскольку размеры ангара и вертолетной площадки не соответствовали массо-габаритным характеристикам новых машин. В конце 2012 года в МО Дании утвердили программу "Проект 2015: Ангар фрегата "Тетис" (Hangar Project 2015 - Thetis Class), в рамках которого первоначально предполагалась реконструкция ангара и палубы в кормовой части фрегатов. Однако уже на начальном этапе реализации пришли к выводу, что данные меры недостаточны. В результате в пакет программ по модернизации объединили пять прежде отдельных проектов:
1. Замена РЛС Plessey AWS-6. В сентябре 2013 года заключили контракт на сумму 34,5 млн. долларов с датской компанией "Терма" (Terma A/S) на поставку четырех РЛС ОВЦ "Скантер-4100" (Scanter 4100) и поддержку их эксплуатции в течение семи лет. Две новых станции сразу установили на корветах "Расмуссен" и "Микельсен", еще две на фрегатах "Ваддерен" и "Видбьорнен". Причем на последних двух частично изменили конструкцию носовой мачты - установка радиопрозрачного купола и возросшая масса высокочастотных блоков потребовали уменьшить ее высоту, для чего демонтировали пост зрительного наблюдения "воронье гнездо".
Договор также предусматривал возможность последующего приобретения дополнительно до четырех РЛС того же типа, из которых две предназначались к установке в учебном центре для подготовки операторов и две резервные. Реализовав опцион, одну из новых РЛС установили на корвете "Лауге Кох" при постройке, причем сразу под куполом, в отличие от первых двух кораблей серии. Еще две предназначены для установки на "Тетисе" и "Тритоне". Так что для учебных целей у датчан сейчас остался всего один радар "Скантер-4100".
2. Реконструкция кормовой надстройки, мачты, вертолетного ангара и вертолетной площадки. В середине 2015 года объявлен тендер на проведение данных работ с выделением финансирования в объеме до 180 млн. крон (25 млн. долларов). Контракт на модернизацию двух фрегатов типа "Тетис" с опционом на оставшиеся два выиграла датская судоверфь "Ошков ярд" (Orskov Yard). Первоначальная стоимость составила 119,2 млн. крон (16,6 млн. долларов).
Перечень основных работ включает:
1) демонтаж оборудования и всех внутренних и наружных конструкций ангара с последующей установкой новых;
2) подъем кормовой части палубы под ангаром и вертолетной площадкой и подкрепление конструкций площадки для использования вертолетов с бóльшими массогабаритными характеристиками;
3) установка рабочих кранов на вертолетной площадке;
4) оборудование закрытых отсеков по обе стороны от ангара для установки шлюпбалок;
5) реконструкция носовой мачты для установки новой РЛС;
6) прокладка кабелей и трубопроводов;
7) установка на палубе вертолетной площадки форсунок-распылителей системы универсальной водяной защиты;
8) оборудование служебных и складских помещений под ангаром и под вертолетной площадкой;
9) замена палубного освещения, посадочных огней и нанесение новой разметки вертолетной площадки;
10) перенос ближе к кормовому срезу креплений посадочной сетки.
Эскизное изображение модернизированного фрегата типа "Тетис"
Макет ангара. Более рациональная планировка использования внутреннего пространства позволила увеличить длину вертолетной площадки на 1,4 метра.
Первым на "фейслифтинг" отправили "Ваддерен".
10 августа 2015 г.
10 августа 2015 г. Можно так сказать, своеобразная церемония первой резки металла
10 августа 2015 г. Демонтаж вертолетного ангара
10 августа 2015 г.
19 августа 2015 г. Подготовка палубы
9-10 октября 2015 г. Монтаж новой кормовой надстройки
11-12 октября 2015 г.
Поразительно, как похожи судостроительные заводы во всем мире - отметки мелом, леса и стойки, груды разноцветных баллонов и сварочных трансформаторов, кабеля и трубы. Вселенский бардак и все ржавое.
13-14 октября 2015 г. Зародыш будущего вертолетного ангара
…и он же полтора месяца спустя
3. Закупка систем палубного освещения и посадочных огней. В мае 2015 года заключен контракт с итальянской компанией "Кальцони" (Calzoni S.r.l.) для поставки соответствующего светотехнического оборудования на сумму 9,7 млн. крон (1,36 млн. долларов). Положения контракта также обязывают компанию-производителя обеспечивать материально-техническую поддержку эксплуатации систем в течение всего срока эксплуатации систем, который составляет не менее 16 лет.
4. Установка шлюпбалок. Ранее все спуско-подъемные операции с корабельными плавсредствами на фрегатах типа "Тетис" выполнялись с помощью кранов-манипуляторов. Однако по опыту длительной эксплуатации этих систем в дальнейшем такое решение признали нецелесообразным.
Контракт на сумму 43,6 млн. крон (6,1 млн. долларов) заключили с датской судоверфью "Карстенсенс шибверфт" (Karstensens Skibsværft A/S). В рамках договора закуплено восемь шлюпбалок типа "PAPH-10000" производства норвежской фирмы "Вестдавит" (Vestdavit). Контракт предусматривает опцион на приобретение дополнительно ещё 10 шлюпбалок для последующей установки их на корветы типа "Кнуд Расмуссен" и фрегаты УРО типа "Ивер Хюитфельдт".
5. Закупка новых корабельных плавсредств, предназначенных к установке в закрытых отсеках по обе стороны ангара. В рамках программы "RHIB-850 SVN" МО Дании планирует приобрести 29 надувных лодок с жестким корпусом типа RHIB (Rigid-Hulled Inflatable Boat) в двух вариантах:
вариант 1
вариант 2
длина, м
8,5
Двигатель, тип
дизельный
количество
2
1
скорость, узлов
не менее 25
до 40
дальность плавания, м. миль
100
250 (при средней скорости 35 узлов)
минимальная грузоподъемность, кг
1500
1-й вариант - 15 единиц для оснащения фрегатов типа "Тетис" и корветов типа "Кнуд Расмуссен" с целью обеспечения национальных операций, в первую очередь, в арктических водах Фарерских островов, Гренландии и Исландии.
2-й вариант - 14 единиц для оснащения фрегатов УРО типа "Ивер Хюитфельдт" и кораблей типа "Абсалон" с целью поддержки международных миссий.
Тендер по катерам объявили еще в марте 2016 года, планируя выдать контракт в начале этого года. Но пока никаких новостей по этой подпрограмме не появлялось.
Внешний вид фрегата F359 "Ваддерен" до модернизации (вверху) и после неё (внизу). Можно наглядно оценить изменения.
17 декабря 2015 г. На переднем плане "Ваддерен" возвращается в базу с завода, за ним у стенки виден "Видбьорнен", который туда только собирается
декабрь 2015 г. Швартовка к родному причалу
В январе 2016 года "Ваддерен", завершил прохождение заводских ходовых испытаний после проведения ремонта и модернизации и перешел к государственным, программа которых была намного обширнее.
февраль 2016 г.
февраль 2016 г.
Спуск и подъем корабельных плавсредств
В октябре 2016 г. в районе Фарерских островов в течение трех недель на борту фрегата "Ваддерен" проходили испытания предельных возможностей новых палубных вертолетов MH-60R "Си Хок", или так называемый
SHOL-тест (Ship Helicopter Operating Limits).
ноябрь 2016 г., сверху-вниз: F357 "Тетис", F358 "Тритон" и F359 "Ваддерен" в Северном море у Фарерских островов. Как видите, на после модернизации на корабле уже установили антенны станций ССС "Сатком" и "Инмарсат". То есть, пока "Сатком" есть только у двоих. "Тритон" довольствуется одним "Инмарсатом". "Видбьорнена " на фото нет, потому что он ещё в заводе © Foto: Risk Intelligence / Twitter @riskstaff
2 декабря 2016 г.
Работы по реконструкции первых двух кораблей на предприятии компании "Ошков ярд" в г. Фредериксхавн поначалу шли согласно утвержденному графику:
1) "Ваддерен": июль-декабрь 2015 года;
2) "Видбьорнен": январь-май 2016 года.
Как указывалось выше, сразу подразумевался опцион на два оставшихся фрегата со следующими сроками:
3) "Тетис": октябрь 2016 года - март 2017 года;
4) "Тритон" (F358): октябрь 2017 года - март 2018 года.
И хотя вместо мая работы на фр "Видбьорнен" закончились только в конце 2016 года, а ходовые испытания начались в январе 2017-го, в целом, качество работ на судоверфи "Ошков ярд" удовлетворило заказчика, поэтому вступил в силу опцион.
И напоследок коротенько о том, в каком состоянии корабли серии находится сейчас.
Фрегат "Ваддерен" ВМС Дании
в районе стихийного бедствия (Гренландия, июнь 2017 г.) (с) Foto: Henrik Fogh Pedersen / Arktisk Kommando
Фрегат "Ваддерен" в Исландии на учении форума БОХР Арктического совета © Foto: Lars Bøgh Vinter
Первое многонациональное учение по поиску и спасению "Арктик гардиан-17" Форума служб береговой охраны стран Арктического совета проведено 5-8 сентября 2017 года в Датском пролива. В нем приняли участие 5 кораблей, 3 самолета и 2 вертолета от пяти стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия и США). Россию представляли наблюдатели.
В октябре "Ваддерен" вместе с фрегатом УРО "Виллемос" еще принял участие в учении НАТО "Джойнт уорриор-17/2". "Вибьорнен" же, закончив все испытания и проверки, провел первое свое после модернизации весенне-летнее патрулирование прибрежных вод Гренландии.
Автомобили экстренных служб у трапа фрегата "Вибьорнен" на учении по ликвидации ЧС (Нуук. Гренландия, 9 октября © Foto: Stig André Hansen
А в это время прилагались усилия, чтобы "Тетис" не выбился из сроков своего ремонта
8 июля 2017 г. Работы по монтажу ангара и мачты все еще не завершены.
Но 27 сентября он все-таки вышел из завода, то есть задержка относительно первоначального графика составила семь месяцев. Явно очень торопились с выходом - на РЛС времени так и не хватило, благо ничто не мешает установить ее позже, у причала уже в базе. Если верить заявлением офицеров 1-й эскадры с видео, то уже на следующий день место "Тетиса" у стенки завода должен был занять "Тритон", чтобы после модернизации он смог вернуться в боевой состав флота к середине 2019 года.
Facebook post Резюмируя, можно выделить два основных момента.
Во-первых, несмотря на многочисленные и разноплановые проблемы, датчане явно изо всех сил стремятся максимально соблюдать сроки реализации арктических программ, что не в громких заявлениях политиков, а на деле свидетельствует о высокой приоритетности этого направления для страны. Чай,
не САУ какая-нибудь.
Во-вторых, чую, что с этими "пограничными ледоколами" или "полярными военными ледоколами" некое натуральное поветрие начинается. Как всегда, использование неправильного термина будет вводить в заблуждение неспециалистов, что предоставляет широкие возможности для манипуляций в докладах и оценках для тех, кто заинтересован в этом.