Dec 03, 2013 01:18
Напомню тем. кто забыл. "Евномианство" это такой вид арианства, в котором, в частности, учили, что Бога можно познать полностью. Нет. Я конечно, надеюсь, что идей этого учения о. Виталий не разделяет. Но его критика науки, как чего-то. что не дает абсолютного знания обо всем наводит на мысль, что он так понимает религию. Беда, однако, в том, что православие такого знания не дает. И не только по вропросу вымирания динозавров, но и о Боге.
Это может прозвучать для кого-то дико и почти кощунственно, но ни Библия. ни Предание, ни даже личный опыт не дает абсолютно достоверных знаний о Боге. "Мы знаем, что Бог есть, но мы не знаем, что (именно) бог есть", пишет св. Григорий Богослов. "Теорией", "феорией", "умопредставлением" не случайно называли изначально именно учение о Боге. Конечно, эти "феории" не порождение ума самого человека, который до них додумался, а попытка выразить человеческими словами невыразимое. Но в том-то и дело, что даже в Своем откровении, даже в личном откровении этому конкретному человеку, человек видит "задняя" и его познание не абсолютно, а "якоже можаху".
Православие, таким образом, содержит полноту истины, но если мы говорим не о присутствии Христа-Истины св Церкви, а о догматическом учении, то эта полнота никогда не раскрывается полностью, потому что она в своей глубине лежит там, где замолкают даже те небесные слова, которые не стал записывать ап. Павел, которые он слышал на духовном третьем небе. Но "саму сущность никто не может видеть, кроме Единородного и Духа Святого" (Св. Василий Великий. "Против Евномия" 1:14).
Итак, если наука неважна, так как не дает абсолютного знания, то не важно и богословие, не важная и религия.