Jun 21, 2011 14:06
Где-то год назад там один протоиерей написал, что о. Андрей не миссионер, так как он только пишет и с лекциями ездит. А миссионер-де, это он. Я так и не понял, почему. Наверное, потому, что ничего из этого не делает. Надо, мол, своей жизнью свидетельствовать и только. А все эти статьи и лекции никому не нужны.
Итак, что об этом говорит Климент Александрийский? Почему это важно? Это голос древнейшего Предания этой Церкви и Вселенской Церкви, как таковой (напомню, что недавно Семенко утверждал, что эта Церковь признавала только свидетельство мученичеством). Вот оно:
"Относительно возвещения слова есть два рода верных: одни это делают писательством, другие - устно, живым голосом. И не оба ли эти рода верных достойны быть принятыми, ибо деятельную свою веру любовью доказывают? Вине же тех, кто не сделал лучшего выбора, Бог непричастен. Поэтому призвание одних - возвещать учение жизни, чтобы принесло оно плод, назначение других - доказывать ценность его самой жизнью... Двумя способами проявляется разумение этого спасительного учения: проповедью (словом) и своего рода благовестнической жизнью, на деле доказывающей благодатность сего учения... Тот, кого Божественное провидение призвало заниматься делом проповеди, становится обладателем величайших благ" ("Строматы". Книга 1. 1).
Прокомментирую. Мученичество, на котором якобы строилась вся миссия древнейшей Церкви, здесь вообще не упоминается. Оно, конечно, включается в "проповедь жизнью", но никто не говорил: "Если хочешь проповедовать - стань мучеником". Если кто-то не проповедует ни одним из этих способов (ни словом, ни жизнью), то Бог не виновыат в том, что этот человек не сделал "лучшего выбора". А перед этим отрывком Климент обращается к притче о талантах. Иными словами, кто не проповедует тем или иным способом - зарыл свой талант и Бог не виноват в этом. Наконец, хотя и есть эти два вида проповеди (миссия и проповедь только своей жизнью), первый из них выше. Миссионер достоин "величайших благ", конечно, духовных. Впрочем, служения эти взаимодополняющие, а не противопоставляемые. Как мы можем увидеть и на примере Русской Церкви в XIX веке. Никому не приходило в голову требовать закрыть миссии и не готовить миссионеров на том основании, что есть преп. Серафим. Свят. Афанасий Великий не отказывался от проповеди язычникам и борьбы с арианами на том основании, что рядом живет преп. Антоний Великий. Это дополняющие друг друга служения.
Поэтому, святые их и не противопоставляли. Их противопоставляют публицисты, которые не занимаются ни тем, ни другим.
миссиофобия,
миссиология,
миссия,
миссионерство