Осуществление Православия

Mar 09, 2006 15:40

Мой идеал осуществления Православия года два назад я обрел вот в этом тексте - Преподобный Иустин (Попович). ВНУТРЕННЯЯ МИССИЯ НАШЕЙ ЦЕРКВИОн служит для меня ориентиром в размышлениях и спорах о путях церковной жизни, об обновленчестве и консерватизме ( Read more... )

религия, Иустин (Попович), Афанасьев, Шпиллер, церковь

Leave a comment

Comments 6

mikhail_zeleny March 10 2006, 09:25:19 UTC
(Чаще всего обновленцы и консерваторы берут на вооружение разные половины этого идеала. Консерваторы упирают на индивидуальное подвижничество, а обновленцы - на объединяющую деятельность.

Знаешь, во многом это разделение ммм... мягко говоря, неточно. Вот о. Владислав Свешников, например, кто будет? По своим церковно-политическим взглядам - явный консерватор, а общинная жизнь в Трех Святителях очень живая и разнообразная. А насчет идей преп. Иустина - согласен.

Кажется ясно, что невозможно легко и быстро целый приход превратить в аскетов. Положим, мало кто потянет всенощные бдения по афонскому чину (до 14 часов!) Как быть? Нельзя же оставить более слабых прихожан без всенощной. А введение двух служб не приведет ли к разделениям в приходе? С этим связан и предыдущий мой вопрос о двух престолах и литургиях, и та история Андрея Львовского.

Знаешь, была бы любовь и мудрость, и с Божией помощью как-то все устроится. Скажем, у о. Виктора Мамонтова на утреню (которая таки утром служится) ) приходит очень немного людей (как правило, ( ... )

Reply

andrei_platonov March 10 2006, 09:51:56 UTC
Может, о. Всеволод приближается к преп. Иустину, который сочетал консерватизм и литургическое обновление?

Принцип единого евхаристического собрания - мистический, дело не в общинности, не в том чтобы все всех знали, а в том, что церковь соединяет Сам Христос в Таинстве. Он, конечно, и при двух литургиях невидимо соединяет, но люди этого так воспринять не могут, для людей в Таинстве большое значение имеет видимая сторона. Единая Евхаристия - символ мистического единства церкви, и эту мистику мы много лучше могли бы постичь в едином собрании.

Reply

mikhail_zeleny March 10 2006, 10:21:57 UTC
Может, о. Всеволод приближается к преп. Иустину, который сочетал консерватизм и литургическое обновление?

Ты имеешь в виду о. Владислава?

Принцип единого евхаристического собрания - мистический, дело не в общинности, не в том чтобы все всех знали, а в том, что церковь соединяет Сам Христос в Таинстве. Он, конечно, и при двух литургиях невидимо соединяет, но люди этого так воспринять не могут, для людей в Таинстве большое значение имеет видимая сторона. Единая Евхаристия - символ мистического единства церкви, и эту мистику мы много лучше могли бы постичь в едином собрании.

Эх... Мистика, конечно, мистикой, но есть реальность, и против нее не попрешь. Я думаю, что то, о чем, ты говоришь, "работает" только в маленьком компактном приходе, вроде нашего Трехсвятительского, где "все со всеми знакомы" (но там "единое собрание" получается само собой естественным путем - просто потому, что нет нужды во втором, ни в какой "ранней Литургии"). А когда приход разрастается, никакой "мистики единения" все равно не получается - одни пустые слова, ( ... )

Reply

andrei_platonov March 10 2006, 10:31:35 UTC
Извини, оговорился, Шпиллер в голове.

Мистика все равно получится - мы в Одном Мистическом Теле

Reply


myobjections March 10 2006, 13:35:56 UTC
Мне кажется, именно современная практика (сокращенная всенощная, общая исповедь по праздникам, "никто никого в лицо не знает" и т.п.) дает возможность мирно сосуществовать в Церкви всем, от революционеров до обскурантов.
Индивидуализм -- это прекрасно. Ведь спасение в конечном итоге индивидуально, хотя и совершается в Церкви. Кстати, статью преп. Иустина я в свое время понял именно как проповедь индивидуализма, конечно, открытого миру, но все-таки индивидуализма.
Ваши возражения, о.Андрей, по поводу ранней и поздней литургий можно распространить и на служение литургии не по воскресеньям и праздникам: какое же собрание всех может быть, если 70 % на работе? Кстати, насколько я знаю, когда в Константинополе вводили новый стиль, рассматривалось предложение литургию служить только по воскресеньям и великим праздникам, а память рядовых святых переносить с будних дней на ближайшее воскресенье.

Reply

andrei_platonov March 10 2006, 14:25:41 UTC
Я убежден, что спасение соборно, но только в понятие соборность обязательно входит личностность, даже и личность сама соборна.
И преп. Иустин несомнено пишет о соборности, о миссии церкви, которая по его мнению во многом облегчена наличием движения богомольцев.
Насчет служения литургии по воскресеньям - это верно. Да Афанасьев об этом и писал. Служение литургии ежедневное, несомненная монастырская традиция, вполне для монахов оправданная. А для мирян идеал - упомянутый Василием Великим александрийский обычай - раздача мирянам причастия в запас на всю седмицу до следующего воскресения.

Reply


Leave a comment

Up