Мой идеал осуществления Православия года два назад я обрел вот в этом тексте -
Преподобный Иустин (Попович). ВНУТРЕННЯЯ МИССИЯ НАШЕЙ ЦЕРКВИОн служит для меня ориентиром в размышлениях и спорах о путях церковной жизни, об обновленчестве и консерватизме
(
Read more... )
Comments 6
Знаешь, во многом это разделение ммм... мягко говоря, неточно. Вот о. Владислав Свешников, например, кто будет? По своим церковно-политическим взглядам - явный консерватор, а общинная жизнь в Трех Святителях очень живая и разнообразная. А насчет идей преп. Иустина - согласен.
Кажется ясно, что невозможно легко и быстро целый приход превратить в аскетов. Положим, мало кто потянет всенощные бдения по афонскому чину (до 14 часов!) Как быть? Нельзя же оставить более слабых прихожан без всенощной. А введение двух служб не приведет ли к разделениям в приходе? С этим связан и предыдущий мой вопрос о двух престолах и литургиях, и та история Андрея Львовского.
Знаешь, была бы любовь и мудрость, и с Божией помощью как-то все устроится. Скажем, у о. Виктора Мамонтова на утреню (которая таки утром служится) ) приходит очень немного людей (как правило, ( ... )
Reply
Принцип единого евхаристического собрания - мистический, дело не в общинности, не в том чтобы все всех знали, а в том, что церковь соединяет Сам Христос в Таинстве. Он, конечно, и при двух литургиях невидимо соединяет, но люди этого так воспринять не могут, для людей в Таинстве большое значение имеет видимая сторона. Единая Евхаристия - символ мистического единства церкви, и эту мистику мы много лучше могли бы постичь в едином собрании.
Reply
Ты имеешь в виду о. Владислава?
Принцип единого евхаристического собрания - мистический, дело не в общинности, не в том чтобы все всех знали, а в том, что церковь соединяет Сам Христос в Таинстве. Он, конечно, и при двух литургиях невидимо соединяет, но люди этого так воспринять не могут, для людей в Таинстве большое значение имеет видимая сторона. Единая Евхаристия - символ мистического единства церкви, и эту мистику мы много лучше могли бы постичь в едином собрании.
Эх... Мистика, конечно, мистикой, но есть реальность, и против нее не попрешь. Я думаю, что то, о чем, ты говоришь, "работает" только в маленьком компактном приходе, вроде нашего Трехсвятительского, где "все со всеми знакомы" (но там "единое собрание" получается само собой естественным путем - просто потому, что нет нужды во втором, ни в какой "ранней Литургии"). А когда приход разрастается, никакой "мистики единения" все равно не получается - одни пустые слова, ( ... )
Reply
Мистика все равно получится - мы в Одном Мистическом Теле
Reply
Индивидуализм -- это прекрасно. Ведь спасение в конечном итоге индивидуально, хотя и совершается в Церкви. Кстати, статью преп. Иустина я в свое время понял именно как проповедь индивидуализма, конечно, открытого миру, но все-таки индивидуализма.
Ваши возражения, о.Андрей, по поводу ранней и поздней литургий можно распространить и на служение литургии не по воскресеньям и праздникам: какое же собрание всех может быть, если 70 % на работе? Кстати, насколько я знаю, когда в Константинополе вводили новый стиль, рассматривалось предложение литургию служить только по воскресеньям и великим праздникам, а память рядовых святых переносить с будних дней на ближайшее воскресенье.
Reply
И преп. Иустин несомнено пишет о соборности, о миссии церкви, которая по его мнению во многом облегчена наличием движения богомольцев.
Насчет служения литургии по воскресеньям - это верно. Да Афанасьев об этом и писал. Служение литургии ежедневное, несомненная монастырская традиция, вполне для монахов оправданная. А для мирян идеал - упомянутый Василием Великим александрийский обычай - раздача мирянам причастия в запас на всю седмицу до следующего воскресения.
Reply
Leave a comment