Рассмотрим более подробно защиту боекомплекта и топлива, которые, будучи аккумуляторами химической энергии, при инициировании в результате попадания бронепробивающих средств могут становиться мощными вторичными источниками поражения танка. Выбору их места расположения в танке и возимому количеству должно быть уделено особое внимание. Следует напомнить, что в Курской битве 53,5 % безвозвратных потерь отечественной бронетанковой техники составили сгоревшие танки. Современные отечественные танки, при разработке которых был учтен опыт второй мировой войны, все еще обладают высокой вероятностью безвозвратных потерь при поражении топлива и боекомплекта (0,43...0,50 по расчетной оценке). Нисколько не преуменьшая значение исследований, направленных на снижение иожаро- и взрывоопасности топлива и боекомплекта за счет их отделения от экипажа, разработки сдающих звеньев, гибких топливных баков, ингибиторов топлива и др., следует, однако, обратить внимание, что основное назначение этих мер - сократить безвозвратные потери танков и сохранить боеспособность экипажа пораженного танка.
....
... необходимо создание специального бронированного гусеничного топливозаправщика, способного сопровождать танк в одной с ним колонне, преодолевать естественные и искусственные препятствия, проходить зараженные участки местности, функционировать в условиях применения ядерного оружия.
Доставка боекомплекта в настоящее время чаще Всего производится армейскими автомобилями повышенной проходимости, а поэтому пополнение Ганка боеприпасами на поле боя затруднено из-за недостаточной проходимости и защищенности средств доставки.
Эту проблему также можно решить созданием специальной гусеничной машины. Целесообразно использовать для заправки топливом и загрузки боеприпасов одну машину. Бронированная заправочно-загрузочная машина (БЗЗМ) должна быть унифицирована по шасси с танком. На шасси БЗЗМ может быть установлена грузовая платформа, на внутренних стенках которой выполнены шахты с помещенными в них контейнерами с боеприпасами. Для вывода контейнеров из шахты на поворотную раму и загрузки боеприпасов в автомат заряжания танка должны быть установлены приводные механизмы.
По периметру рамы закрепляется топливопровод с шарнирным соединением. На выходных концах топливопровода устанавливают стыковочные устройства, соединяющие топливные емкости БЗЗМ с заправочными горловинами танка. Должна быть предусмотрена возможность заправки и загрузки тапка без выхода экипажей из своих машин.
По предварительной расчетной оценке, при обеспечении машины необходимыми источниками энергии можно заправить один танк топливом за 2 мин, а полным механизированным боекомплектом - за 5 мин. Возимый запас боекомплекта и топлива, который может быть реализован на БЗЗМ в приемлемых массогабаритных характеристиках, достаточен для полной дозаправки пяти танков.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ТАНКА(Вестник бронетанковой техники, №2. 1987)