Вот за что я люблю старые анатомические атласы, так это за то, что там можно найти весьма нетипичный способ продемонстрировать ту или иную анатомическую область, который буквально за мгновения, пока вы смотрите на картинку позволяет вам постичь ее топографию. Такое богатство подходов к анатомической иллюстрации, вероятно, можно объяснить тем, что стандарты на изображения еще не установились и, рисовались, скорее всего, непосредственно с натуры, а не перерисовывалось из атласа в атлас в виде некоего усредненного трупа в позициях и сечениях, которые успели набить оскомину.
Источник не известен. Круто показана связь между языком, гортанью, носо-, рото-, гортаноглоткой, а также и основанием черепа за компанию. Помнится на анатомии в университете будучи студентом, я ощутил чувство, схожее с тем, когда совершаешь открытие, после того как понял как именно глотка прикрепляется к основанию черепа и как там все "уложено".
Мимические мышцы. Источник опять не известен. Мимические мышцы показаны "изнутри", то есть, с точек их прикрепления к костям черпа. В то время как сейчас их изображают исключительно "снаружи" со стороны их прикрепления к дерме кожи, не встречал ни единого современного анатомического атласа где было бы как здесь.
Полости сердца. Источник неизвестен. Понравился способ продемонстрировать клапаны легочной артерии и аорты из полости желудочков.
Источник неизвестен. Грудная, брюшная полости и полость малого таза вскрыты сзади (со стороны спины). Не хочу сказать, что сейчас в атласах такой картинки не встретить, но, должен заметить, что это не самый распространенный ракурс, а ведь зря, ведь именно с этой стороны комплекс органов обычно начинает исследоваться при патологоанатомическом вскрытии.
Иллюстрации из атласа анатомии человеческого тела Говарда Бидлоо - знаменитого голландского анатома (Govard Bidloo). Ontleding des menschelyken lichaams издан в Амстердаме, в 1685 году на голландском языке и и содержащего 107 превосходных гравюр. В начале XVIII века специально для Петра I был переведен на русский язык. Иллюстрации к атласу нарисованы известным художником Gérard de Lairesse (1640-1711). Гравюры сделаны Abraham Blooteling (1640-1690) и Peter van Gunst (1659?-1724?). Отлично видны взаимоотношения между мышцами языка, гортани и шеи.
Та же самая область, но немного с другой стороны. Иллюстрация из Трактата по топографической анатомиии Филлипа-Фредерика Бландана (Philippe-Frédéric Blandin. "Traité d'anatomie topographique, ou Anatomie des régions du corps humain considérée spécialement dans ses rapports avec la chirurgie et la médecine opératoire", Paris 1834).
Иллюстрация из книги Жака Готье Д'Аготи (Jacques Gautier d’Agoty). Миология, многоцветная и в натуральную величину (Myologie complete en couleur et grandeur naturelle, composée de l'“Essai” et de la “Suite de l'Essai d'anatomie en tableaux imprimés” Paris : Gautier, 1746.)
Не часто увидишь такое скрупулезное изображение мелких мышц задней поверхности шеи, которое позволило бы понять их ритм, положение и функцию.