Не могу не высказаться по этому поводу. Но сразу подчеркну, что слово «ужасна» в заголовке не носит оценочного и субъективного характера, но сугубо категориальный и философский. Поэтому претензии не ко мне, а к науке под названием Эстетика. Итак, попробую доказать ужасность выставки "Мир тела" на категориальном уровне.
В эстетике выработан ряд дихотомий, построенных на логике «положительное-отрицательное». К числу таких парных категорий относятся: возвышенное-низкое, гармоничное-дисгармоничное (в переложении на музыку гармония-какофония) и проч. Ключевой же дихотомией является пара прекрасное-ужасное. Эта парность имеет и прямую взаимосвязь с такой наукой как этика, в которой этот ряд дополняется дихотомиями «добро-зло», «моральное-неморальное», гуманное-антигуманное, «жизнь-смерть» и проч.
К слову скажу, что это ряд на высшем уровне «выходит» и ф философии в категориях истина-заблуждение, а в этике отражается в паре «правда-ложь»
Так вот, именно та сфера художественного воплощения образов, которая связана с положительным рядом в эстетике и этике называется искусством. И наоборот: попытки художественно возвысить и отразить отрицательные категории - это антиискусство.
Выставка «Мир тела» - это эстетизация смерти как таковой и ужасного как в категориальном понимании, так и бытовом, обыденном (снятая с тел кожа и прочее понятное, не буду перечислять, не для слабонервных). И в этой связи она выступает подлинным, рафинированным антиискусством.
Почему я говорю, что это эстетизация смерти как таковой? Потому что если эстетизация смерти производится через возвышенные и положительные категории этики, например героизм, смелость, отвага, то это автоматически переводит такое художественное действие в полость искусства. Здесь же смерть эстетизируется сама по себе в контексте обыденных действий (игра в хоккей и прочее) и доминантой явно выступает именно смерть. Таким образом акцент делается именно на смерти и ужасном.
Многие защитники это выставки аппелируют, что ее критикуют мракобесы, темные люди, не понимающие креатива. Это не так. К мракобесию она не имеет никакого отношения, разве что сама по себе является мракобесием. Но «мракобесие» это во многом оценочное суждение, а взгляд с точки зрения науки эстетика переводит критику на более высокий уровень.
Самое же страшное то, что люди воспринимают эту выставку как искусство, к которому с научной точки зрения она ни имеет никого отношения.