Давно все собирался сказать об этом замечательном фильме, а тут возник трагический повод. Я о фильме «Гроссмейстер» 1972 года с А. Мягковым в главной роли. И еще, попытаюсь разгадать тайну "Иронии судьбы":
Пожалуй, лучшая картина о шахматах, но речь не об этом. По напряжению - один из самых острых кинематографический финалов, который я видел, хотя вроде бы ничего не происходит. Только процесс размышления, внутреннего диалога. Какой потрясающий внутренний диалог в конце фильма! Разговор с самим собой о принятии единственно верного решения. «Один ход, и уже костёр. И кто-то в нем обязательно сгорит». Обязательно посмотрите тот фильм, если не видели!
И ещё одно соображение по поводу «Иронии судьбы». Мне кажется, я разгадал тайну популярности этого фильма. Можно миллион раз пережевывать, что это типа антисоветский фильм, что это критика советского человека и т. п. Мне-то кажется,наоборот, что это очень советский и просоветский фильм. Потому что он о человеческих отношениях и в нем показаны именно человеческие отношения в самом рафинированном, чистом виде. Да, пусть эти отношения уродливы, комичны, но это именно Отношения.
Популярность обусловлена тоской современного человека по человеческому. Заметьте, в «Иронии» преобладают крупные планы, сейчас фильм с таким количеством полноэкранных лиц сочли бы скукотищей. Но именно они - концентрация на человеке, на его переживаниях, эмоциях, мыслях. В мире и море дефицита человеческого и в условиях вымирания человеческих отношений (как в кино, так и в реальности) этот фильм стал причудливым источником переживания и сопереживания этих и этим вымирающим отношениям. Люди смотрят этот фильм с тоской по человеческому. Если хотите, можно сказать словами К. Маркса: это "вдох угнетенной твари", биение сердца "бессердечного мира". Он, правда, говорил это о религии, но можно сказать и так и тоске современного зрителя по советскому кинематографу.
Поэтому "Ирония судьбы" это фильм очень даже советский, в самом лучшем смысле этого слова.