Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии в бразильской столице Бразилиа. Уникальность его в нескольких фактах. Его архитектурная оригинальность просто потрясает. Здание совершенно не выглядит как религиозный храм, скорее как светское здание будущего,скажем, конца XXI века. И это неслучайно. Ведь оно построено по проекту коммуниста Оскара Нимейера.
Здание не имеет прямого, непосредственного входа. Вначале, не разобравшись, мы никак не могли найти вход, а, оказывается, войти в него можно через незаметный и ничем не примечательный подземный проход, расположенный метрах в двадцати от храма.
Контраст и тут бросается в глаза - сам храм ослепительно белый, а вход выложен черным гранитом, словно Нимейер сделал одолжение, спроектировав вход: ладно, уж, входите в мой шедевр.
Храм был признан Национальным достоянием за три года до введения в действия в 1970 году. Шестнадцать белоснежных дугообразных колонн образуют то ли муравейник, то ли корону.
Несколько слов об уникальном витраже. Голубые и синие линии, казалось бы хаотичные, будто пятна, словно временные и пространственные потоки сходятся к центру - яйцу. А ведь яйцо - древнейшая мифологема, присущая представлениям разных народов. Яйцо - символ зарождения селенной, сама Вселенная. То есть храм впитал в себя мировоззренческие традиции всего человечества. Не это ли коммунистический подход - коммунизм как снятие, органическое впитывание и преобразование всей предшествующей культуры. Недаром Ленин сказал - для того, чтобы стать коммунистом надо овладеть знаниями всех тех богатсв, которое выработало человечество. И храма Нимейера есть воплощение этого принципа в архитектуре.
Храм обрамляет шириной метра в четыре-пять канава с водой. Видимо, по замыслу архитектора храм как священное место должен быть отгорожен от этого мира двумя стихиями - водой и землей (см. подземный вход). Мне пришло в голову соображение и гипотеза: чем руковоствовался архитектор-коммунист, создавая подобный проект, совершенно не похожий на традиционные религиозные храмы.
Возможно, им руководила следующая мысль: это здание для будущего, здание на многие столетия, пусть пока используется как храм, а потом, когда религиозное чувство и потребность людей в веру в сверхъестественное будут угасать, его можно будет использовать для массовых мероприятий, концертов, конференций. То есть, это здание двойного назначения. Может, я не прав, но впечатление остается именно такое.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.