Эта фотография, как мне кажется, отражает дух Белграда - парадоксальный, ностальгический, романтический, магический. Козырек над замурованной дверью, новый номер на обветшалой стене, тупик... ведущий во внутренний мир города, который оказался вовсе не тупиком, а входом в уютный дворик. Вот так тупик и безысходность ведут в, ведут и проводят. Видимость глухого тупика оборачивается уютным тенистым садиком.
В этом небольшом тексте-эссе я бы хотел поделиться своими впечатлениями от Белграда, куда меня занесла судьба.
Есть города-мечты, есть города-развлечения, города-бутики, каких только нет, а вот Белграду, пожалуй, в наибольшей степени подходит именоваться городом-ностальгией…
Этот город будто застрял… нет, не между прошлым и настоящим, а даже между прошлым и позапрошлым… Это я пишу ни сколько не в укор, наоборот, совсем наоборот.
Прогуливаясь по его улицам, моя коллега точно заметила: «Меня не покидает ощущение, что я где-то на рубеже веков, люди одеты, смотрят так, как это было лет пятнадцать назад». Я не заметил, что они одеты старомодно, особенно молодежь, но в воздухе витает дух прошлого и позапрошлого.
Белград - это будто город из старого раритетного черно-белого фильма…
Белград - это город, зализывающий раны. Раны 19, 20 века, раны 1999 года, каких только ран на нем нет… Он словно прилег уставший на землю и тихо, тайком от туристов погружен в свои боли, переживания и былые страдания.
Он устало смотрит на туристов и как бы говорит им своим видом:
«Ну что ты недоволен моими серыми, пыльными зданиями? Если ты приехал сюда за пестротой, за модной фотографией, за глянцем, то тебе не сюда, иди пройдись по улице Князя Михаила, а сюда в мои старые дворы даже не заглядывай. Дай мне побыть одному».
И вот еще одно соображение, пришедшее мне, когда я бродил по старому городу:
У меня лично Белград ассоциируется (я никому это не навязываю, просто делюсь своим ощущением) с остывшей, несколько уставшей от жизни, потрепанной красивой женщиной, она уже в годах, но былая прежняя ослепительная красота по-прежнему сквозит сквозь заброшенность и неухоженность ее облика. По утрам она встает, забывает навести порядок, отмахивается от этого, оттого на улицах ее квартиры мусор, она машет рукой на то, чтобы стереть пыль с мебели, и здания сереют со временем, ей уже лень навести макияж, привести себя в порядок, и от этого линии улиц на ее лице теряют былую отточенность, но красота нет, не ушла, она прорывается, если только суметь заглянуть в глаза ее окон поглубже…
Несколько раз мне казалось, что я встретил лицо этой женщины.
Например, вот здесь:
Или вот здесь:
Но нет! Ее лицо неуловимо, ей, уставшей от туристов с их похотливостью визуальных впечатлений, хочется побыть одной, она отворачивается в свои глухие улочки-тупички и тихо прислушивается к своим переживаниям, болям и тяготам, которые слышны коренным жителям, знающим ее в лицо.
Почему Белград ассоциируется с женщиной? Потому что Белград это все-таки Сава, а не Дунай. И сейчас Саву пытаются изнасиловать глобализация путем строительства отеля Eagle Hills в частности, и проектом масштабной реконструкции ее набережной Waterfront. Сава сопротивляется как может. Она подтапливает фундамент, из-за чего строительство крайне затрудняется. Если взглянуть на набережную Савы с моста, то можно обнаружить, как через каждые три метра тянутся трубы, откачивающие воду. И, похоже, это Сизифов труд… К сожалению, не удалось сделать фото этих труб. Об этом проекте я еще расскажу.
В следующих постах я покажу Белград-парадоксальный, Белград-романтико-поэтический, расскажу о проведенном исследовании детских площадок и детских садов, и уж куда без животных))