Продолжаю цикл постов об опыте новых революционных летосчислений в истории человечества. На этот раз речь пойдет об СССР, хотя как показывает история, принциапиально нового в этом направлении Совеский союз не создал, но все-таки какие-то заходы были. Особенно интересны попытки моделирования нового календаря в советской фантастике, некоторые примеры из которых я рассмотрю: в частности из произведений И. Ефремова, С. Снегова и, конечно, моего любимого Г. Мартынова. Итак, вторая часть большой статьи:
СССР
После победы Великой Октябрьской социалистической революции нового летосчисления введено не было. С 14 февраля 1918 г. в Советской России в соответствии с декретом Совнаркома, подписанным В. И. Ле¬ниным, «О введении в Российской республике западноевро¬пейского календаря» начал действовать более точный григорианский календарь (новый стиль), введённый папой Григорием XIII 4 октября 1582 г. взамен старого, юлианского. Декретом предписыва¬лось: первый день после 31 января считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15 февраля и т. д. Так была ликвидирована разница в днях, накопившаяся за время применения юлианского календаря. Кроме того, с 1918 г. был упразднён воскресный день.
В СССР было введено не столько новое революционное летосчисление, сколько новый революционный календарь, носивший мобилизационный характер. Трудные условия первых десятилетий социализма требовали от народа высокого напряжения сил, без чего революция не выжила бы. С этим можно связать постановление Советского правительства о переходе на непрерывную пятидневную неделю (4 рабочих дня и 1 выход¬ной). С 1 декабря 1931 г. она была заменена шестидневной непрерывной неделей с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день).
Семидневная неделя была вос¬становлена Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» от 26 июня 1940 г. Принятие Указа было обусловлено осложнением международной обстановки и требованием укрепления обороноспособности страны Во втором пункте Указа говорилось: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели, воскресенье, днём отдыха» [1].
Что касается революционного летосчисления, то на отрывных календарях вплоть до 1991 г. существовала параллельная хронология, начинавшаяся в день революции 7 ноября 1917 г. Она стала неотъемлемой частью праздничной жизни: достаточно вспомнить юбилеи Революции - …50-я, 60-я, 70-я… годовщины Великого октября.
CОВЕТСКАЯ ФАНТАСТИКА
Тем не менее, то, что не было введено на практике, воплотилось в культуре - в советской научной фантастике, ставшей в новых условиях продолжением некоторых черт коммунистических утопий прошлого. В трёх крупнейших произведениях этого жанра, конструировавших общество будущего - «Гость из бездны» Г. Мартынова (1951-1961 гг.), «Туманность Андромеды» И. Ефремова (1955-1956 гг.) и «Люди как боги» С. Снегова - новое коммунистическое летосчисление ведётся с разных исторических моментов.
В произведении Г. Мартынова, пожалуй, самом реалистичном и продуманном, действие происходит в XIX веке от … Великой Октябрьской революции. Вот отрывок из романа, в котором говорится о новом летосчислении:
« - …старое летоисчисление теперь заканчивают тысяча девятьсот семнадцатым годом. После Великой революции начинается новая эпоха, называемая коммунистической эрой.
Волгин перевёл дыхание и, стараясь говорить как можно спокойнее, спросил:
- И как долго продолжалась коммунистическая эра?
- Ровно тысячу лет, - ответил Люций. - потом начали новый счет годам, который продолжается и теперь.
Волгин понял, что ещё немного - и он потеряет сознание от волнения, которое начинало душить его. Он судорожно сжал плечо Люция:
- И сейчас у вас год?..
- Восемьсот шестидесятый!»
В подходе Г. Мартынова весьма любопытно то, что после коммунистической эры начинается новое летосчисление, то есть начинается новый этап развития коммунизма, поднимающий общество на более высокую ступень. Причины перехода к новому летосчислению в романе не раскрываются, однако факт нового летосчисления после коммунистической эры - очень интересный с теоретической точки зрения вопрос, раскрыть который в данной статье не представляется возможным. Коммунистическую эру автор отсчитывает с 1917 года, то есть его общество - это продолжение СССР в будущем, в этом, в частности, состоит историзм фантастики Г. Мартынова.
В произведениях И. Ефремова и С. Снегова новое летосчисление начинается с другой эры - с момента объединения всего человечества в единое коммунистическое целое. В романе «Туманность Андромеды» И. Ефремов пишет:
«Коммунистическое общество не сразу охватило все народы и страны. Искоренение вражды и особенно лжи, накопившейся от враждебной пропаганды во время идейной борьбы века Расщепления, потребовало развития новых человеческих отношений. Кое-где случались восстания, поднимавшиеся отсталыми приверженцами старого, которые по невежеству пытались найти в воскрешении прошлого легкие выходы из трудностей, стоявших перед человечеством. Но неизбежно и неуклонно новое устройство жизни распространилось на всю Землю, и самые различные народы и расы стали единой, дружной и мудрой семьей. Так началась ЭМВ - эра Мирового Воссоединения, состоявшая из веков Союза Стран, Разных Языков, Борьбы за Энергию и Общего Языка.
Общественное развитие все ускорялось, и каждая новая эпоха проходила быстрее предыдущей. Власть человека над природой стала расти гигантскими шагами.»
Как видно, конкретной даты начала нового летосчисления не называется. В романе же С. Снегова называется точная дата объединения человечества:
«Вера начала с 2001 года старого летосчисления, памятного года, когда человечество объединилось в единое общество. Год объединения стал первым годом новой эры, подлинная история человечества началась с осуществления в жизни принципа «Общество существует для блага человека. Каждому по его потребностям, от каждого по его способностям».
С моей точки зрения подход И. Ефремова и С. Снегова менее историчен и убедителен по сравнению с подходом Г. Мартынова. Объединение человечества - это длительный процесс, осуществление принципов коммунизма - ещё более длительный. «Переход от доклассового общества к классовому происходил в течение тысячелетий. Если учесть ускорение хода истории, то и тогда переход от классового общества, от незрелого человечества, от незрелого общества к зрелому займёт не одно столетие» [2].
Поэтому вряд ли можно будет зафиксировать с естественнонаучной точностью астрономическую дату перехода общества из незрелого состояния в зрелое, дату его объединения, чтобы начать новое летосчисление, новую эру: до, предположим, 15.30 32-го янвактябрюля 2…009 года оно не было объединено, а после сразу же объединилось во всеобщем и повальном экстазе.
Нет, такого не будет. Как будет, не знаю, но точно - не так. Если у С. Снегова в определении новой эры наличествует астрономическая гипертрофированная сверхточность, то у И. Ефремова начало новой эры абсолютно аморфно. У него Эра Воссоединения начинается после того, как «самые различные народы и расы стали единой, дружной и мудрой семьей»: получается масло масленое, или, точнее, объединение объединенное. Кроме того, «дружная и мудрая семья» скорее могла стать результатом, чем причиной начала Эры Воссоединения!!! Но вернемся, как говорится, с небес на землю.
[1] Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Том 2. 1929-1940 годы. Издательство политической литературы. Москва, 1967.
[2]Вазюлин В. А. Выступление на I теоретической конференции Межденародной логико-исторической школы (МГУ-СГА, 2002) в кн. Логика истории. Вопросы теории и методологии (Издание 2-е), Москва, Издательство СГА, 2005.
Продолжение следует... В следующем посте рассмотрим опыт Кубы и КНДР.