Э. Делакруа. Свобода на баррикадах.
Несколько лет назад я написал довольно большую статью о революционном летосчислении в разные исторические эпохи в разных странах. Попытался описать, как общественные преобразования влияли на изменение восприятия исторического времени. Сейчас, в преддверии юбилейного 2017 года решил опубликовать ее. У СССР тоже был свой новый подход. Статью разделил на несколько частей, так как довольно большой объем, в один пост точно не уместиться. Статья была где-то опубликована, но сейчас уже на просторах рунета не найдешь ее, поэтому решил актуализировать. Первый пост вводный, а также в нем будет рассказано о французском опыте. Потом СССР, Куба, Венесуэла и другие страны. Итак, первый фрагмент:
Революционное летосчисление: Великая Французская революция - СССР - Куба - Венесуэла - далее везде
ВВЕДЕНИЕ
Любая общественная революция представляет собой качественное и прогрессивное преобразование жизни общества (в отличие от контрреволюции - качественного, но регрессивного преобразования). Революционные преобразования имеют различные формы. Одной из форм, выражающих обновление общественной жизни, происходящее в ходе и с победой революции, является введение нового календаря.
Действительно, в представлении творцов многих революций (как буржуазных, так и социалистических) революция открывает новую эру. В Советском энциклопедическом словаре даётся два значения слова «эра» (от латинского aera - исходное число): 1) в хронологии - начальный момент системы летосчисления, а также сама система летосчисления (например, христианская или новая, наша эра, мусульманская эра); 2) крупный исторический период. Революция представляется революционерам как эра в первом значении, то есть начальный момент крупного исторического периода - эры во втором значении.
Введение нового летосчисления после революции обозначает не только отрицание старого мира, полный и окончательный разрыв с ним, но и начало строительства, созидание нового мира по новым законам и правилам. И второй момент оказывается, пожалуй, главным и определяющим. Новый мир, возникающий из пламени революции, не вписывается в лекала и стандарты старого мира и требует новых величин и измерений, нового летосчисления.
Великая Французская революция и Парижская коммуна.
В новой истории ярчайшим примером нового летосчисления был опыт Великой Французской революции: 5 октября 1793 г. декретом Конвента был введён в действие республиканский (революционный) календарь. Прототипом его был выпу¬щенный в конце 1787 г. «Альманах честных людей» поэта-ате¬иста, публициста Сильвена Марешаля. За свои воззрения Марешаль был посажен в тюрьму, а его «Альманах» сожгли. За начало летосчисления, или новой эры, в республиканском календаре принимался день провозглашения во Франции республики - 22 сентября 1792 г., соответственно летосчисление «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись.
Новый календарь носил антимонархический и антикатолический характер. Воскресные дни отменялись. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Месяцы делились на три декады по 10 дней с одним выходным (праздником) в конце каждой декады, оставшиеся дополнительные 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами. Вместо католических праздников вводились революционные и празднование дня декады: праздничными были первый день и все дополнительные дни года. Первый дополнительный день - праздник Гения, когда прославлялись выдающиеся изобрете¬ния и открытия; второй - праздник Труда; третий - праздник Подвигов; четвертый - праздник Наград; пятый - праздник Мнения (общественной критики), шестой - день Олимпиад.
Месяцы республиканского календаря получили новые названия по характерной для них погоде, растительности, плодам или сельскохозяйственным работам [1]:
вандемьер - месяц сбора винограда (1 вандемьера = 22 сентября)
брюмер - месяц тумана,
фример - месяц холодов,
нивоз - месяц снегов,
плювиоз -месяц дождей,
вантоз - месяц ветров,
жерминаль - месяц всходов,
прериаль - месяц лугов или трав,
флореаль - месяц цветов (цветения),
термидор - месяц жары,
мессидор - месяц жатвы,
фрюктидор - месяц плодов.
Каждый день года также получил особые названия. Календарь был отменен Наполеоном с 1 января 1806 г.
Однако республиканскому календарю было суждено вновь появиться во всемирной истории на очень недолгий срок. В дни Парижской коммуны - первой в человеческой истории попытки создать пролетарское государство - с 18 марта по 28 мая 1871 г., революционное летосчисление вновь обрело свои права. После разгрома Парижской Коммуны во Франции опять был введён григорианский календарь.
Продолжение следует...