Революционное летоисчисление (часть 1)

Dec 23, 2016 13:01



Э. Делакруа. Свобода на баррикадах.

Несколько лет назад я написал довольно большую статью о революционном летосчислении в разные исторические эпохи в разных странах. Попытался описать, как общественные преобразования влияли на изменение восприятия исторического времени. Сейчас, в преддверии юбилейного 2017 года решил опубликовать ее. У СССР тоже был свой новый подход. Статью разделил на несколько частей, так как довольно большой объем, в один пост точно не уместиться. Статья была где-то опубликована, но сейчас уже на просторах рунета не найдешь ее, поэтому решил актуализировать. Первый пост вводный, а также в нем будет рассказано о французском опыте. Потом СССР, Куба, Венесуэла и другие страны. Итак, первый фрагмент:


Революционное летосчисление: Великая Французская революция - СССР - Куба - Венесуэла - далее везде

ВВЕДЕНИЕ

Любая общественная революция представляет собой качественное и прогрессивное преобразование жизни общества (в отличие от контрреволюции - качественного, но регрессивного преобразования). Революционные преобразования имеют различные формы. Одной из форм, выражающих обновление общественной жизни, происходящее в ходе и с победой революции, является введение нового календаря.

Действительно, в представлении творцов многих революций (как буржуазных, так и социалистических) революция открывает новую эру. В Советском энциклопедическом словаре даётся два значения слова «эра» (от латинского aera - исходное число): 1) в хронологии - начальный момент системы летосчисления, а также сама система летосчисления (например, христианская или новая, наша эра, мусульманская эра); 2) крупный исторический период. Революция представляется революционерам как эра в первом значении, то есть начальный момент крупного исторического периода - эры во втором значении.

Введение нового летосчисления после революции обозначает не только отрицание старого мира, полный и окончательный разрыв с ним, но и начало строительства, созидание нового мира по новым законам и правилам. И второй момент оказывается, пожалуй, главным и определяющим. Новый мир, возникающий из пламени революции, не вписывается в лекала и стандарты старого мира и требует новых величин и измерений, нового летосчисления.

Великая Французская революция и Парижская коммуна.

В новой истории ярчайшим примером нового летосчисления был опыт Великой Французской революции: 5 октября 1793 г. декретом Конвента был введён в действие республиканский (революционный) календарь. Прототипом его был выпу¬щенный в конце 1787 г. «Альманах честных людей» поэта-ате¬иста, публициста Сильвена Марешаля. За свои воззрения Марешаль был посажен в тюрьму, а его «Альманах» сожгли. За начало летосчисления, или новой эры, в республиканском календаре принимался день провозглашения во Франции республики - 22 сентября 1792 г., соответственно летосчисление «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись.

Новый календарь носил антимонархический и антикатолический характер. Воскресные дни отменялись. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Месяцы делились на три декады по 10 дней с одним выходным (праздником) в конце каждой декады, оставшиеся дополнительные 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами. Вместо католических праздников вводились революционные и празднование дня декады: праздничными были первый день и все дополнительные дни года. Первый дополнительный день - праздник Гения, когда прославлялись выдающиеся изобрете¬ния и открытия; второй - праздник Труда; третий - праздник Подвигов; четвертый - праздник Наград; пятый - праздник Мнения (общественной критики), шестой - день Олимпиад.

Месяцы республиканского календаря получили новые названия по характерной для них погоде, растительности, плодам или сельскохозяйственным работам [1]:
вандемьер - месяц сбора винограда (1 вандемьера = 22 сентября)

брюмер - месяц тумана,
фример - месяц холодов,
нивоз - месяц снегов,
плювиоз -месяц дождей,
вантоз - месяц ветров,
жерминаль - месяц всходов,
прериаль - месяц лугов или трав,
флореаль - месяц цветов (цветения),
термидор - месяц жары,
мессидор - месяц жатвы,
фрюктидор - месяц плодов.

Каждый день года также получил особые названия. Календарь был отменен Наполеоном с 1 января 1806 г.
Однако республиканскому календарю было суждено вновь появиться во всемирной истории на очень недолгий срок. В дни Парижской коммуны - первой в человеческой истории попытки создать пролетарское государство - с 18 марта по 28 мая 1871 г., революционное летосчисление вновь обрело свои права. После разгрома Парижской Коммуны во Франции опять был введён григорианский календарь.

Продолжение следует...

философия, революция

Previous post Next post
Up