Когда начинается победа?
Когда уже не убьют? Или когда уже не убьют идущего рядом с тобой по войне товарища?
В первую секунду победы я в который раз пережил смерть. Она всегда была близко, а сейчас - в эту первую секунду - стала моим товарищем. Он рухнул, сраженный, я так и не понял - то ли осколком, то ли пулей. Его лицо на миг исказилось - не от
(
Read more... )
Иной раз нужно, чтобы текст несколько отошёл вдаль, и, когда его снова читаешь, как будто это не твой текст, становится многое видно. У меня есть стихи, которые писались в несколько приёмов, причём время между подходами составляло иногда и годы - не давалось сразу. Поэтому , возможно, отложите на время, но, всё таки, вернитесь к этой вещи ещё раз, пожалуйста! В ней есть большой потенциал, поверьте! Я редко ошибаюсь.
Вы по возрасту, практически, ровесник моему старшему сыну (у Вас полгода разница), т.ч. я примерно понимаю литературные предпочтения Вашего поколения. Вас всех несколько "испортила" любовь к фантастике/фэнтази, хотя там и много прекрасных вещей, но жанр стал преобладающим, задвинув другие жанры очень глубоко. Беда в том, что в нём много внешнего и, хотя и в других жанрах этого тоже всегда хватало, но здесь это внешнее, необычное стало выпирать, как преобладающий фактор, в ущерб внутреннему, "человеческому", чувственному и мыслительному . В литературе же, на самом деле, главное это чувства, мысли, философия, а не внешний антураж. В Ваших текстах меня привлекло именно это содержательное начало, хотя в первом тесте антураж более выпуклый и значащий, в то время как во втором главным становятся Ваши чувства и мысли "о".
Я когда первый раз прочитал Ваш "Один день до войны", мне вполне хватило текста, так что я в обсуждение не ходил. Сейчас просмотрел. Убедился, что стоит и обсуждения у Вас читать и участвовать. Одним словом, рад, что мы задружились!
Reply
К фэнтези особого пиетета не испытывал никогда. А вот фантастику, особенно, а может, только советскую - очень люблю. Но у нас как-то сложилось мнение, будто фантастика и литература - разные вещи, точнее фантастика- недолитература, ущербная что ли. Полагаю в советской фантастике есть масса примеров высокой литературы, например Мартынов, Шефнер, Ларионова и др. Испортило наше поколение другое. Но это уже другой разговор.
Тоже очень рад знакомству.
Reply
Reply
Возвращаясь к посту, хотел добавить: все-таки этот пост является именно продолжением, а не ответом. Между ними была... нет , идет война.
Reply
"Между ними" - это между постами? Тогда таки ответ! Хотя ответ это ведь тоже продолжение. Я ведь не отрицаю связь между первым и вторым постом, но они всё же разные, и хотя оба о Войне, но о разных её аспектах: первый - предчувствие , второй - послечувствие. Между ними действительно война, но не как действие, а как эпоха! Поэтому для меня они о разном.
Даже удивительно, я сейчас понял, что для Вас это одно, что для Вас это некое цельное чувство. Здесь мне нужно будет подумать и попробовать понять.
Анчарова очень люблю. Умница, блестящий язык и ни на кого не похож, абсолютно самобытен. Начните с уже упомянутой повести "Сода-Солнце" Вот маленький кусочек:
"«Это только считается так - дай человеку свободу и дело по душе, и все будет хорошо. На самом деле тут-то и начинается самое сложное. Один с радостью свободе отдается весь, и ничего ему на свете не надо, кроме милого дела, другой увидит в ней только средство, которое поможет ему возвыситься над людьми, а третий вообще испугается свободы и душевного простора и не решится вылезть из скучной, но обжитой скорлупы и всю жизнь будет тайно ненавидеть осмелившихся, и будет радоваться неудачам смельчаков, и будет бескорыстно и бесстрашно ставить им подножки и палки в колеса.
Но может быть, самый сложный случай - это когда человек долго ждал момента встречи со счастливым делом и, наконец, вырвался на простор и простор ослепил его. Выпусти соловья из клетки - он взлетит и упадет мертвый, сделав глоток неба. А если бы сначала полетал по комнате, все бы обошлось. Может быть.»
А вот ешё:
"Нет ничего на свете, дорогой учитель, над чем нельзя было бы посмеяться. И легче всего над слезами. Даже над трагедией Шекспира можно. Может быть, смех - это единственное, что нас отличает от животного. Смеется только человек.
- Ну, подумайте, что вы говорите, - сказал я. - С вами всегда влипаешь и нелепые дискуссии. Вы же прекрасно знаете, что есть вещи, над которыми не посмеешься. Тот же «Гамлет», например. Иначе я не знаю, что такое смешно.
Это была моя ошибка - которая по счету?
- Ерунда. Вы знаете, что такое смешно, - сказал он спокойно. - Вот, например, идет трагедия «Гамлет». Принц Гамлет читает монолог «Быть или не быть». И тут у него падают штаны… И дальше он читает монолог, придерживая штаны… А они падают и падают… А еще смешней, если они падают, когда принц проклинает свою мать, а за стенкой лежит труп Полония. А штаны все падают… падают…
- Перестаньте…
- А еще смешней, если штаны падают во время поединка с Лаэртом…
Я уже давно смеялся каким-то дрожащим козлиным смехом - я представлял себе дуэль без штанов, а в горле у меня закипали слезы. Оказывается, над Гамлетом (над Гамлетом!) можно было смеяться. Я перестал блеять и посмотрел на него. У него широкий рот был искривлен в улыбку, а по щеке бежал ручеек. Мне казалось, что я гляжусь в зеркало."
Кстати, Михаил Анчаров фронтовик и... основоположник жанра авторской песни. (Вот правда сам пел ужасно. У Ножкина это выходило не в пример лучше!) Может самая известная его песня - Последний бой (" Мы так давно, мы так давно не отдыхали..." )
Но только...Я не так давно добрался перечитать. Оказалось, что даже мне нужно было вчитаться (первые страницы - ну несколько несовременный язык, всё же). Но когда вчитался - снова море удовольствия!!!
Reply
P.P.S. Здесь и ранее я высказываю исключительно собственное мнение, не претендующее на роль истины в последней инстанции.
Reply
Но, как говорится, каждому свое. Я не настаиваю, тоже высказываю мнение.
Reply
Я и Ефремова раннего предпочитаю позднему - не люблю когда видна конструкция!
Reply
Leave a comment