Я начинаю публикацию учебника по древней истории, написанного ученым-марксистом Еленой Николаевной Харламенко. Текст написан кристально чистым и ясным языком и будет интересен всем интересующимся прошлым человечества. В чем его актуальность? А в том, что ключ к истории будущего лежит в познании прошлого. В этом учебнике вы найдете немало интересных фактов и даже открытий, приподнесенных в яркой и доступной форме. Текст находится в формате рукописи, поэтому я буду выкладывать фрагменты по мере расшифровки и перевода в электронный вид. Но сначала - предсловие, написанное по моей моей просьбе в ноябре 2015 года редактором и соавтором этого труда. Из него вы узнаете, как создавалась эта книга.
Как создавался этот учебник.
Главный автор книги, которую мы начинаем публиковать, - покойная Е.Н. Харламенко. С 1980 по 1994 гг. Елена Николаевна преподавала историю и обществоведение в двух московских школах. Большую часть работы пришлось вести в сложнейших идейно-психологических условиях «перестройки» и последовавшей затем, с позволения сказать, «победы демократии». Результаты этой работы доказывают, что подлинно творческий человек, владеющий на высоком уровне своим делом и ему преданный, практически всегда может вносить творческий вклад в развитие культуры, находя «окна возможностей», предоставляемые выпавшим ему временем.
Период конца 80-х - начала 90-х гг. был, как и все сущее, внутренне противоречивым. Наряду с главным негативным содержанием - разрушением советского общества - сама специфика этого разрушения, шедшего под прикрытием «демократии» и «плюрализма», не могла не приоткрыть хотя бы ненадолго «шлюзы» для альтернативных подходов в общественной науке и педагогической практике. Конечно, в появившееся пространство хлынул, прежде всего, поток фальсификата и субъективистских однодневок, отлично вписавшихся в контрреволюционную тенденцию «процесса, который пошел». Но и у подлинных творцов социалистической направленности, мало востребованных в годы упадка советского строя, появилась на какое-то время возможность донести свои разработки хотя бы до части нового поколения. Трудно сейчас поверить, но в те годы в московских школах допускались и даже поощрялись альтернативные программы преподавания, проводились конкурсы экспериментальных учебников. Увы, люди коммунистических убеждений мало использовали эти возможности, отторгая их как «вражеские» в традициях «детской болезни левизны» или погрузившись с головой в псевдополитические игры, как раз и навязанные стране действительными врагами.
Елена Николаевна - одна из немногих, кому в те годы довелось создать нечто непреходящее. Для этого требовалось не только иметь выдающийся педагогический дар и опыт преподавания, но и быть выдающимся философом-марксистом, по признанию профессора В.А. Вазюлина - лучшим из его учеников.
Подлинно новаторское понимание методологии диалектического и исторического материализма легло в основу разработанной Е.Н. Харламенко (с участием автора этих строк) экспериментальной программы по истории и обществознанию для V - XI классов. Основной идеей нашей (осмелюсь сказать так) программы было рассмотрение истории человечества как внутренне единой. Это позволило использовать немалые резервы содержательного обогащения курса, устранив неоправданное дублирование в изложении отечественной и всемирной истории, главное же - подготовить сознание учеников к взаимосвязанному и взаимозависимому миру, в котором им предстояло жить.
В рамках сетки часов тогдашней, еще советской, средней школы - далеко не идеальной, но кажущейся сегодня фантастикой, - эта программа была успешно реализована. Удалось на практике доказать, что детям и подросткам советского общества был вполне доступен уровень понимания истории намного выше присущего прежним учебникам, пережившим свое время, как и вся официальная идеология, слишком надолго. Причем этот высокий уровень отнюдь не навязывался ученикам (к сожалению, по не зависящим от нас причинам - лишь одного поколения). Напротив, у абсолютного большинства он вызывал горячий интерес, помогая растущей личности развиваться и, в том числе, вырабатывать иммунитет к болезнетворным факторам перестроечной и постперестроечной среды.
Именно для этой программы нами был совместно написан учебник, который вы теперь видите на экране компьютера. Он предназначался для пятого класса тогдашней школы (реликт эпохи ликбеза - «Рассказы по истории СССР», целиком обреченные на дублирование в последующих классах, мы предложили заменить первой частью истории Древнего мира). Естественно, учебник написан соответствующим возрасту языком и, надо сказать, успешно воспринимался 10-летними - по крайней мере поколения, еще не подвергнутого оглуплению рядом факторов нынешней «цивилизации». Думается, популярность курса не пошла в ущерб содержанию.
Даже в обстановке экспансии антисоветской, антикоммунистической идеологии, чему мы как могли противостояли, Е.Н. Харламенко была официально признана «Учителем года» (!). Наш учебник прошел в заключительный тур конкурса, проводившегося под эгидой «Фонда Сороса» (!!). По замыслу, это был лишь первый из серии учебников, которую мы собирались совместно написать. Увы, не довелось…
Плыть против течения можно лишь какое-то время. Победителями соросовского конкурса мы, конечно, не стали. Через полгода после останкинской трагедии 1993-го Елена Николаевна была вынуждена уйти из школы. Пули, пощадившие нас в том кровавом октябре, настигли ее спустя полтора десятилетия…
Пусть же публикация ее труда станет частью памятника, который предстоит воздвигнуть всем нам, ее товарищам.
05.11.2015. А.В. Харламенко.
В ближайшее время я опубликую первый расшифрованный фрагмент.