"Быль и небыль". Главы 1-2.

Jun 04, 2021 15:12


Кажется, четырехмесячную меня везли к папе в Сибирь мама и две бабушки: баба Соня (папина мама) и прабабушка Ольга Федоровна. Мне столько раз рассказывали об этом великом приключении, что в голове все перемешалось. Рассказывали не только баба Соня и мама, но и другие люди, которые ехали в Братск этим же поездом "Москва-Лена",  Когда я спрашивала бабушек, чем меня, младенца, кормили, помимо грудного молока, они упоминали некую козу, которая ехала с нами в поезде, и ее молока хватало на двух младенцев. Еще один малыш до года тоже находился в этом поезде. Но кто был хозяином козы, я не знала. Думала, что баба Оля. Но когда через много лет мне об этой козе рассказывала Мария Александровна Верещагина, она называла хозяевами кормилицы-козы  родственников того, другого малыша.Сегодня, к сожалению, невозможно выяснить в точности, чья была коза.

Через несколько лет жизни в Братске мама вспоминала о том, как баба Соня и баба Оля по очереди варили мне манную кашку на спиртовке. А путешествие длилось 11 дней. Останавливались на всех станциях, даже на самых маленьких. Но стояли не подолгу и козу было не выгулять как следует. Меня по возможности выносили подышать свежим воздухом всех железнодорожных станций.


Из папиных рассказов помню, как он и его друзья (Фуад Амзаев, Григорий Лебедев и Андрей Яковлев) прибыли в широких модных брюках на станцию Падунские пороги 14 апреля.





На нижнем фото:
Верхний ряд (слева направо) Валентин Горчаков, Валентина Горчакова, Галина Амзаева, Фуад (Федор) Амзаев, Вероника Лебедева.
Нижний ряд Оля Горчакова, Паша Горчаков, Саша Амзаев, Андрей Лебедев.

Мы с бабушками прибыли туда же, как я уже сказала, четырьмя месяцами спустя, то есть, в последний месяц лета. Как назло, никто не вел дневник (напоминаю: я была всего лишь грудным младенцем). И узнавать обо всем приходилось много лет спустя, когда еще не было таких глобальных целей, как написать Книгу. К счастью, рассказы повторялись из года в год, как правило, на моих и папиных днях рождениях. Но как это водится, эти эпопеи приукрашивались от раза к разу и сегодня вряд ли кто-нибудь с абсолютной точностью и достоверностью помнит, как же это было на самом деле. Знаю только, что в палатке мы не жили. Снимали комнату по ул. Братской, и одна стена этой комнаты зимой промерзала до состояния льда. Меня, видимо, держали у печки, иначе, как бы я выжила?

Как было дальше? Андрей Яковлев отработал законные 3 года после распределения и вернулся в Ленинград. Фуад, Григорий и Валентин (мой папа) остались в Братске, и этот город стал им родным.

Но родственникам, оставшимся в Петрозаводске, было далеко не наплевать на уехавших на комсомольскую стройку. Прабабушка Оля осталась помогать маме растить меня. Баба Соня и дедушка Коля приезжали в Братск вместе, а баба Соня еще и оставляла дедушку надолго и приезжала нянчиться со мной. Троюродный брат моего папы, дядя Володя, которого в 1951 году папина семья усыновила, так как его мама умерла, после армии стал жить в Братске.

Моя племянница Настя попросила дедушку (моего папу) Валю написать то, что он помнит о его родителях и вот, что он написал о своем отце:

"Николай Тихонович Горчаков (21.05.1906.-16.06.1971), ветеран-участник Великой Отечественной войны (военный врач летной части) вышел из крестьянской многодетной семьи. Из детей в семье он был старшим, а моложе его были сестра Елизавета Тихоновна, тоже участник войны, медсестра, сестра Александра Тихоновна и младший брат Максим (он погиб на войне).

На фото мои бабушка и дедушка незадолго до поездки в Братск.




После окончания сельской школы - семилетки и училища в с.Никольском, он поступил и окончил медицинский факультет Пермского университета. По возвращении из Перми он работал в районной больнице, в январе 1931 года женился на Глебовой Софии Павловне, а в декабре того же года родился сын Валентин".

На фото: Бабушка Соня с сыном Валей




А вот как вспоминает знакомство и встречу дедушки и бабушки младший папин брат Евгений Николаевич Горчаков:

"Мама и папа познакомились в деревне Окинин Дор Вологодской области. Бабушка (Ольга Федоровна Глебова) жила в Григорово,  начальная школа была одна. После семилетки и дедушка, и бабушка поехали в Никольск учиться, там и сблизились. Вместе снимали жилплощадь проживания, спали на русской печке, готовили что придется".

В 1932 году Николая Тихоновича призвали в армию. Сначала он попал в танковую часть, но позже, с учетом клича "Помочь авиации!", его перевели в лётную часть.До 1940 года он проходил службу в частях Ленинградского округа, в 1940 году часть перебазировали в Таллин. В мае 1941 года с группой офицеров Н.Т.Горчаков командирован в Литовскую ССР. В последнем письме семье с нового места он писал, что приедет за ними в Таллин в конце июня, а 22 июня началась война. Софье Павловне с детьми удалось сесть на последний поезд из Таллина в Россию. Так они добрались до Шарьи (Кировской области). Оттуда примерно 200 км ехали по грунтовым дорогам на попутках. К августу прибыли, наконец, в деревню Григорово к бабушке Оле. Только в октябре 1941 года пришло письмо, в котором Николай Тихонович писал, что находится на Валдайских высотах и номер полевой части.

Из воспоминаний Валентина Николаевича Горчакова:

"Переписка с ним шла трудно, письма задерживались, терялись, часть меняла места размещения (это была лётная часть), мама просила меня тоже писать ему и однажды на конверте я написал: «Горчакову Н.Т. от Горчакову Валентина Николаевича». Мама прочитала и сказала: «Как тебе не стыдно, отец на фронте, а ты пишешь ему "Н.Т.", а себя величаешь по имени и отчеству». Честно, мне было очень стыдно, я разорвал конверт и написал полное имя и отчество отца, о свои данные - только "В".

Николай Тихонович закончил войну в Кенигсберге в воинском звании "подполковник медицинской службы". Там же, недалеко от Кенигсберга он встретился со старшей сестрой Лизой, которая последние месяцы войны служила в соседних частях. Отец был награждён орденами «Красная Звезда» -2 ордена, «Отечественная война» 2 степени (боевой), медали «За отвагу» (отбивались от напавших немцев на полевой госпиталь), «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», юбилейные.

В отставку вышел в звании полковника, несколько раз был в Братске, где ему понравилось, но жил в Петрозаводске, там и похоронен".

Из воспоминаний дяди Жени дополняю, что до 1947 года и далее Николай Тихонович служил в Польше, в местечке Мирославец. В 1947 году советским офицерам разрешили пригласить к себе семьи, Софья Павловна с двумя сновьями отправилась в Мирославец. Доехать до него в послевоенное время было непросто, но бабушка была женщиной великой силы, семья, наконец, воссоединилась. А через несколько лет Горчаковы осели в Петрозаводске.

мемуары, семья

Previous post Next post
Up