В продолжение
темы новой Стратегии нацбезопасности РФ. Многие вещи очень правильные и долгожданные. Есть и "но", о которых писал
здесь же. Можно, конечно, посетовать и на отсутствие четкого места для религиозных "скреп", хотя без них "духовное" трудно себе представить. Но что есть, то есть, наивно было бы ожидать для такого сугубо "светского" документа апелляций к тому, что "отделено от государства". Тем более, что о цементирующей роли "традиционных религий" России уже сказано в другой стратегии, утвержденной-таки год назад -
"Основах государственной культурной политики" (разбор проекта на стадии обсуждения
здесь). И еще обнадеживает пункт 109 - об обязательности Стратегии для всех органов власти (может, можно будет теперь и наш злосчастных Минобр "трясти", ссылаясь на такие документы - уж он-то вовсю и ценности "размывает" и нацбезопасность "подрывает").
Размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей является угрозой национальной безопасности России 11 января 2016
Впервые в государственной стратегии духовно-нравственные ценности обозначены как одна из основ национальной безопасности.
31 декабря 2015 г. Президент Российской Федерации В. Путин подписал Указ N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", который признал утратившими силу Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" и утвердил новую «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации».
В документе представлено определение национальной безопасности Российской Федерации, перечислены её составляющие.
Описывается место России в мире, конкретизируются и персонифицируются угрозы и вызовы, с которыми она сталкивается в процессе формирования новой полицентричной модели мироустройства, подчёркивается, что конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития, человеческий, научный и технологический потенциалы.
Указывается, что в России возрождаются и формируют фундамент государственности традиционные российские духовно-нравственные ценности, вокруг которых происходит консолидация общества; на первый план выходят свобода и независимость России, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных ценностей.
Указывается, что для предотвращения угроз национальной безопасности Россия ставит задачей укрепление внутреннего единства российского общества, обеспечение социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранение структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, повышение обороноспособности страны.
В список национальных интересов впервые отнесены укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны, сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Обозначено содержание понятия традиционных российских духовно-нравственных ценностей: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины (78).
Указано, что исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей является основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации (77), а размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа являются угрозами национальной безопасности (79).
Особо подчёркивается угроза внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.
Традиционные российские духовно-нравственные ценности обозначаются как основа российского общества, а их сохранение и приумножение объявляются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры (76).
Подчёркивается важность проведения государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка РФ, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов России (81).
Признаётся первостепенная роль культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; подчёркивается важность для национальной безопасности обеспечения культурного суверенитета РФ посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия (82).
Важность появления этих положений трудно переоценить: впервые официальный документ отражает многолетние призывы общественности и ставит духовно-нравственные ценности в деле обеспечения национальной безопасности на ключевые позиции.
Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления (109), а выполнение контролируется ежегодным докладом Секретаря Совбеза Президенту РФ.
Людмила Рябиченко,
председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»,
член Президиума ЦС движения «Народный собор»