Информационная война вступает в новую фазуСША собираются увеличить расходы на пропагандистскую деятельность против России
Константин Никитин
На слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам Конгресса США заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Бенджамин Зифф 4 ноября заявил, что бюджет на поддержку гражданского общества и СМИ в России и Восточной Европе будет увеличен с 66 до 83 миллионов долларов. Это предусмотрено бюджетным запросом президента США Барака Обамы.
В ходе своего выступления Зифф отмечает, что с точки зрения госдепартамента США противостояние с Россией в информационно-пропагандистской сфере - «задача не только на ближайшее будущее, но и на среднесрочную и долгосрочную перспективу». Он подчёркивает, что голосовать за ассигнования такого рода означает обеспечивать сохранение всего действующего миропорядка.
Деньги на враньё
«Надо понимать, что эти деньги пойдут именно на войну. Это не мой термин, а слова, в то время госсекретаря США Хиллари Клинтон, из её доклада Конгрессу. Американцы сами рассматривают эти деньги как расходы на информационную войну, а информационная война - это ложь»,
- заявил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров. На все эти деньги будет организован вал вранья в российских и других СМИ и Интернете. Кроме того, необходимо учитывать, что средства государственные, но вокруг них формируются и частные фонды, которые преследуют ту же самую цель. То есть эту сумму можно смело умножать в несколько раз. «Инфраструктура этой деятельности хорошо известна, ранее это были агенты, которые потом были зафиксированы нашим законом», - отмечает депутат. Через них шло колоссальное финансирование пропагандистской деятельности. Генпрокуратура насчитала порядка трёх миллиардов долларов. Сейчас схема финансирования изменилась, она проходит через систему СМИ и посольства. Были изменены форматы доставки денег до инфраструктуры, которая и осуществляет этот механизм вранья. Общее количество человек, работающих на США в Москве на эти деньги, - 10-20 тысяч человек, если взять регионы, то будет ещё больше.
Пропаганда под колпаком
Анонимный источник в Минобороны сообщил «Парламентской газете», что схемы работы западной пропаганды и контрпропаганды им известны и находятся под контролем. Например, не так давно в одной прибалтийской стране прошло собрание представителей СМИ и блогеров, где им был задан курс и определены задачи по расшатыванию гражданского мнения в России. Силовик отметил, что разумнее позволять им работать под наблюдением и дальше, чем каждый раз разгонять шабаш и потом искать неизменно появляющийся на его месте новый.
«Их задача - формировать систему слухов, которую быстро переводят в достоверность и дальше через своих редакторов в крупных СМИ реализуют, как свершившийся факт», - объясняет Евгений Фёдоров. При этом преобладает задача по косвенному воздействию - они искажают информацию, связанную с ситуацией в экономике и причинами этой ситуации. Например, занижают роль санкций и преувеличивают значение ошибок, которые могут совершаться на местах. Существуют целые методички, а главная задача - расшатать ситуацию в стране, создать волну недовольства, которая должна реализоваться в виде госпереворота. «Но такой сценарий у них сейчас не проходит, а ставка сделана на протестное голосование при следующих выборах. О том, что такие попытки будут предприняты, глава государства говорил ещё два года назад. Главное, что мы готовы и понимаем эти методы», - подчеркнул депутат.
Как дела в нашей информационной армии?
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов считает, что в первую очередь нам стоит думать не о расходах Америки, а о ситуации у нас в стране. «Выигрыш в информационной войне в первую очередь зависит от того, что мы делаем для победы. Не только в плане денег, но и усилий в целом», - заявил он. Парламентарий добавил, что, хотя масштабы и уровень работы наших источников на международном уровне значительно выросли за последние годы, ситуации внутри страны оставляет желать лучшего. Особенно по его мнению пострадали печатные издания. «В Москве планомерно убирают газетные киоски, тем самым ограничивается доступ граждан к прессе. Многие экономические СМИ работают непрофессионально, грубо и топорно, подписка на газеты обвалена. Ситуация складывается такая, что, перефразируя известную фразу, при нежелании кормить свои СМИ, придётся кормить чужие», - резюмировал парламентарий.