Нет, речь пойдет вовсе не о романе "三國演義", написанном в XIV веке Ло Гуаньчжуном, а о Трех Царствах Мироздания в кельтской мифологии и мировоззрении.
Испокон веков европейская натурфилософия и эзотерическая традиция рисовала картину окружающего мира, используя палитру древнегреческой натурфилософии, основными красками которой были Четыре Стихии - Огонь, Вода, Воздух, Земля; позже к ним была добавлена Пятая Стихия - Дух. Все прочее во вселенной представляло собой лишь результат их взаимодействия и смешения, а также динамики обмена свойственным этим элементам энергий. Переняли ли древние греки эту концепцию у философов и мистиков Ближнего Востока (подобные сведения о первоосновах содержатся, в частности, в Каббале, которая оперирует ими пусть и опосредованно, не напрямую, но все же знает и использует концепцию Стихий в своем описании мироустройства), переняли ли древнееврейские мистики подобные знания у античных философов, или же у обоих культур они развивались одновременно - увы, досконально неизвестно. Что известно наверняка, это то, что знания о Четырех Первоосновах у древних греков заимствовали древнеиндийские мудрецы и активно использовали их в разработке своей астрологической науки - Джйотиш. Изначально же система мировоззрения в Древней Индии была троичной, об этом свидетельствует сохранившиеся в ведической и околоведической литературе концепция "трех гун материальной природы" (саттва - благость, раджас - страсть и тамас - невежество), в традиционной медицине - понятие "трех дош" (вата - ветер (воздух), пита - огонь, капха - слизь (вода+земля)) и т.п.
Но не только ведические мудрецы смотрели вселенную сквозь трехгранную призму. Их "собратьями по разуму" были и древние кельты. Вопреки бытующим ныне представлениям (не в последнюю очередь сформировавшимся под воздействием традиций Викки и традиций неоязычества, которое в немалой мере опирается на европейскую (читай: древнегреческую) концепцию мироустройства, сиречь 4+1 Первоосновы), древние кельты и их жрецы не воспринимали окружающий мир как некий непрекращающийся процесс вселенской алхимии, вечный вихрь взаимодействия Пяти Стихий. Для них это мироздание было трехмерным, троичным, трехгранным, трехуровневым, хотя и о Четырех Началах - в первую очередь благодаря общению и культурному обмену между материковыми кельтами и народами античной эпохи - оразованные кельты имели представление.
Что такое Три Царства? Это Небо, Земля и Море. Это Ветер, Камень и Вода. Это Вышний Мир, Наш Мир и Иной Мир (Потусторонний, Нижний). Где же место Огню в этой схеме? Между мирами, отвечу я. Огонь - катализатор, соединительная ткань-энергия, сила вдохновения и созидания, равно как и разрушения, которая пронизывает все миры одновременно и облегчает переход между ними и взаимодействие их обитателей. Отсюда - костры в значимые праздники кельтского календаря, отсюда - жертвенный огонь, в который бросались подношения богам и ушедшим в Иномирье героям и предкам, отсюда и синонимичность терминов "пламя" и "вдохновение" (которое кельты называли "пламенем поэтов").
Троичность своего Мироздания кельты часто изображали в виде символа "трискелион" (также "трискеле", от древнегреческого "τρισκελής" - "три ноги"), который современные нео-язычники и последователи кельтского реконструкционизма называют на ирландском "bís triarach" (Биш Трúарах, "Тройная Спираль") или "bíseanna an bheatha" (Бúшенна'н Вá'а, "Спирали Жизни"). Именно спирали, а не сферы или круги, поскольку, хотя и полагая, что все во вселенной подвержено закону цикличности и круговороту, тем не менее, кельты были уверены, что жизнь и эволюция идет не по кругу или замкнутому циклу, но по спирали - возвращаясь в прежнюю зону, динамическая единица накопила уже опыт и в любом случае не может считаться прежней, а значит, и "вовзращение на круги своя" происходит уже на новом уровне.
Ниже следуют соответствия, приведенные Люком Иствудом в его "The Druid's Primer" ("Начальный курс друида"); рядом с русскоязычными терминами приведены их аналоги на древнеирландском - то, как древние кельты Зеленого Острова называли эти понятия (NB: некоторые термины не совпадают с текстом оригинала (Л. Иствуда), поскольку были приведены там неверно - я пересмотрел и исправил на корректные и приведенные в древних манускриптах термины, равно как и привел их звучание в транскрипции кириллицей):
НЕБО
Aer (эр, ирл. "Воздух"; в более широком понимании - "Воздушное Пространство", "Небо")
Уровень Духа
Человек
Голова (Ceann, кенн)
Сознание (Menma, мéнма)
Лицо (Drech, дьрех)
Природа
Небеса (Nem, нев)
Облака (Nél, нел)
Солнце (Grian, гьрúэн)
Пространство
Вверху
Сквозь
Юг
Символ
Торк (Пектораль)
Имбас / Авен (Вдохновение)
Копье Луга
ЗЕМЛЯ
Talam (тáлэв, "Земля"; "Почва")
Уровень Материи
Человек
Волосы (Grúac, грýэг)
Плоть (Colaind, кóлэннь)
Кость (Cnáim, кнавь)
Природа
Растения (Úaine, ýэне)
Почва (Cré, кре)
Камень (Cloch, клох)
Пространство
Наружу
Внизу
Север
Символ
Огам
Священная Роща
Камень Судьбы
МОРЕ
Muir (мўирь, "Море")
Уровень Разума
Человек
Разум (Imbrádud, úмрадэд)
Дыхание (Anál, áнал)
Кровь (Fuil, фўиль)
Природа
Луна (Éasca, эска)
Ветер (Gáeth, гáйт)
Море (Fairrge, фáррьге)
Пространство
Внутрь
Восток
Запад
Символ
Колодец Мудрости
Меч Нуады
Котел Дагды
Со многими пунктами соответствий я не согласен, поскольку очевидно данное распределение "притянуто" за уши, чтобы вместить четырехосновную парадигму в троичное мировоззрение древних кельтов. Огонь и все, что ему сопутствует - Имбас (Вдохновение), Копье Луга, Юг, Солнце - очевидно должны быть вынесены в отдельный список тех соответствий, которые относятся к вездесущему и всепроникающему Пламени. Ветер, "привязанный" к Царству Моря - тоже слабо "чувствуется" такая аналогия, ибо и ветер, и его аналог в человеческом теле - дыхание - логичнее всего увязываются с Царством Неба и Миром Воздуха, кое древние ирландцы называли "Эр" - это вам и "воздух" (ср. англ. "air"), и вся "атмосфера", и "ветер", и "небо". Я бы поменял местами "ветер" и "облако", поскольку последнее рождается из воды, испаряющейся с поверхности мирового океана, и тогда картинка будет выглядеть более логичной.
Я считаю, что Три Царства и Четыре Стороны Света (коим соответствуют Четыре Сокровища Племен Богини Дану - Копье, Меч, Котел и Камень) это две разные системы координат, которые не стоит втискивать в одни рамки, пытаясь впихнуть, пардон, невпихуемое. Три Мира, Три Царства. Срединное - Земля - находится не Вверху и не Внизу, а в Центре, а значит, четыре стороны света и связываемые с ними четыре стихии (которые и на древнеирландском, и на современном языке Зеленого Острова называются Dúile (дýле) - интересно, что "природа" на ирландском языке звучит как "dúlra", т.е. "совокупность элементов/стихий") вполне здесь применимы. Таким образом, система мировоззрения и мироощущения древних кельтов становится сложнее и неоднозначнее, но логичнее и понятнее, а главное - такая модель работает на практике, в чем я уже имел опыт неоднократно убедиться.
Я бы убрал из приведенной выше схемы Трех Царств разделы "Пространство" и "Символы", и расширил бы центральный блок - "Земля" - добавив соответствия четырех сторон света:
ВОСТОК
Стихия: Воздух
Время года: Весна
Возраст человеческой жизни: Детский и Юный
Тотем: Сокол
Функция: Битва
Сокровище: Меч Нуады
Изначальный Город: Гориас
Страж Города: Эсрас
ЮГ
Стихия: Огонь
Время года: Лето
Возраст человеческой жизни: Молодой и Взрослый
Тотем: Олень
Функция: Ремесло
Сокровище: Копье Луга
Изначальный Город: Финиас
Страж Города: Ускиас
ЗАПАД
Стихия: Вода
Время года: Осень
Возраст человеческой жизни: Зрелый
Тотем: Лосось
Функция: Искусство
Сокровище: Котел Дагды
Изначальный Город: Муриас
Страж Города: Семиас
СЕВЕР
Стихия: Земля
Время года: Зима
Возраст человеческой жизни: Старый
Тотем: Вепрь
Функция: Знание
Сокровище: Камень Судьбы
Изначальный Город: Фалиас
Страж Города: Морфесса
А что думаете по этому поводу вы?