Я довольно часто летаю. Причем не во сне, а наяву. Бог весть с чего, мне захотелось написать о том, как я покупаю авиабилеты.
Очень много лун назад покупка авиабилетов была исключительно прямолинейным действием. В городе Ленинграде было две авиакассы, и еще одна в аэропорту. Туда надо было приехать с паспортом и отстоять очередь, иногда в течение нескольких часов. Когда подходила очередь, кассирша узнавала, куда вам нужно, снимала трубку телефона и долго крутила диск. Кнопочных телефонов еще не было. Ей что-то говорили в трубку, и она выписывала билет на кусочке бумажки красивым почерком красной ручкой. Классов, всяких там бизнесов и экономических, не существовало. Все были равны. Тарифов не было, цена билета зависела только от расстояний. Билет туда и обратно стоил ровно в два раза дороже билета в одну сторону. Разных авиакомпаний не существовало, все дружно летали самолетами Аэрофлота. Реклама, призывающая это делать, казалась неуместной. Можно подумать, я мог бы полететь чем-то другим. Гуляя по центру прекрасного города, я иногда обращал внимание на представительства других авиакомпаний. В них всегда было совершенно пусто, а само их наличие казалось мне какой-то несусветной чушью. Нет, я понимал где-то глубоко в душе, что трудно наблюдаемое в природе существо, именуемое «иностранец», не всегда летает Аэрофлотом. Но ведь он же уже купил билет на свою буржуазную Люфтганзу, правильно? Что же ему делать теперь в представительстве этой Люфтганзы? А советскому человеку внутри такого офиса было решительно нечего делать. Конечно, никаких посетителей там и не было.
Изменения, произошедшие с нами на протяжении всего одной взрослой жизни, не поддаются никакому осмыслению. С 2001 года, когда я впервые зашел в то самое представительство Люфтганзы, чтобы купить билет в одну сторону до Торонто, я летал десятками разных авиакомпаний. Чтобы представлять себе, когда и где я окажусь, пришлось научиться ориентироваться в часовых поясах, и в том, как происходит процесс пересечения линии смены дат. Я знаю практически всех национальных перевозчиков, с кем каждый из них дружит, как выглядят крупнейшие международные хабы, сколько времени надо резервировать на пересадке, чтобы не потеряли багаж. Моя кредитная карта заточена на перелеты, и я плачу кое-какие денежки, чтобы получить самые разные страховки, включая симпатичную страховку от потери или задержки багажа. Теперь, если авиакомпания задерживает мой багаж, я имею право купить себе любых шмоток на сумму до 500 долларов, и этот чек будет оплачен. Из легкой неприятности потеря багажа превратилась в возможность неплохо материально приподняться. Но это, конечно, надо тщательно рассчитывать. Терять багаж навсегда слишком накладно. Нужно точно знать, что его найдут и доставят в нужную вам точку через какое-то время.
Я знаю особенности десятков авиалиний, где в каких городах у них гнездо (хаб), в какой альянс они входят. В мире существуют три альянса, включающие крупнейших национальных авиаперевозчиков. Они называются Star Alliance, Sky Team и One World. Перелеты по линиям, обслуживающимся авиакомпаниями внутри альянса, идут по одному тарифу. Их самолеты паркуются на одном терминале, а стыковки рейсов хорошо продуманы. Кроме альянсов есть десятки, если не сотни компаний, не входящих ни в один альянс. Некоторые из этих отщепенцев дружат между собой и с компаниями, входящими в альянсы. Формы дружбы могут быть очень различны, и их необходимо знать при разработке маршрута. Авиакомпании, принадлежащие к разным альянсам, между собой стыкуются плохо. Практически невозможно перескочить с Аэрофлота на Люфтганзу, но очень просто с Аэрофлота на Air France, потому что эти две компании в одном альянсе. Также не надо забывать про «правило субботы»: очень часто билет будет намного дешевле, если ночь с субботы на воскресенье проходит в дороге. Это правило работает на крупных национальных перевозчиках с целью поощрения туризма. Все эти нюансы необходимо учитывать при разработке маршрута.
Особняком стоят программы лояльности, так называемые аэромили. Их можно зарабатывать не только полетами, но лишь полеты дают мили статусные, которые идут в зачет привилегий. Все авиакомпании, входящие в альянс, разделяют общие привилегии, и статусные мили на них зарабатываются почти одинаково. Что входит в набор привилегий? Безумно много. Регистрация и посадка без очереди; залы для бизнес-пассажиров, где относительно неплохо кормят и поят, есть удобные кресла, душ, комнаты отдыха и психологической разгрузки; провоз до ста килограммов багажа бесплатно; при возможности бесплатный апгрейд до бизнес-класса - это крайне важно, если полет превышает три-четыре часа, потому что все-таки лететь лежа в кровати куда удобнее, чем сидя в кресле; лучшие места в эконом-классе; особенное отношение персонала авиакомпаний альянса; наконец, аэромили можно конвертировать в бесплатные полеты, отели, прокат машин и просто в какие-то товары. То есть это еще и деньги. Статус зарабатывается годами. Каждый год я должен набрать некоторое количество статусных миль, чтобы подтвердить свой статус, а чем больше миль я набрал всего, тем выше мой статус по сравнению с другими путешественниками. Поэтому при любой возможности я пользуюсь самолетами авиакомпаний, входящих в выбранный мною альянс, а из них я всегда стараюсь летать одной и той же компанией, на которую я выписал себе карточку лояльности. В качестве основной я использую аэромили Air Canada, и некоторое время назад у меня еще была карточка авиакомпании Continental. Выбор программы лояльности определяется в основном личными обстоятельствами и здравым смыслом. Мили должно быть удобно накапливать и тратить. Раскидывать аэромили невыгодно: я не наберу достаточно средств на своем мильном счету, и не получу статус ни там, ни там, если буду записывать мили на разные карточки. По мере роста баланса на вашей аэромильной карте отношение к вам начинает меняться. Я думаю, хотя и не знаю точно, что там есть какая-то система баллов, зависящая от общего налета. Допустим, я не всегда имею возможность выбрать место в салоне при покупке билета. Так система автоматически дает мне лучшее место, исходя из моих вкусов. И, если я спохватываюсь у стойки регистрации и переспрашиваю, стюардесса улыбается и говорит: «все как обычно, мистер Антоновский». Это приятно.
Совсем недавно Голливуд выпустил замечательный фильм "Up in the air" с Джорджем Клуни в главной роли. Он посвящен вот таким летунам. И хотя мне страшно далеко до достигнутых главными героями высот, да и вообще я не считаю их образ жизни нормальным, я прекрасно понимаю все, о чем там идет речь. И не только я. В очереди на приоритетную посадку, в которой все участники теребят свои золотые карты, этот фильм вспоминают довольно часто. Так что при выборе маршрута лояльность подчас играет более важную роль, чем деньги. Особенно, если это чужие деньги, не свои.
Однако экономию никто не отменял. Я пользуюсь привилегией оплачивать свои полеты по бизнесу и выбирать свои маршруты самостоятельно. Отнюдь не каждая фирма предоставляет такую возможность своим сотрудникам, и далеко не всем она это разрешает. Если я начну нахальничать и брать билеты без учета их цены, рано или поздно это плохо кончится. Я должен выбрать самый дешевый, самый удобный и самый выгодный для меня лично маршрут полета.
Разумеется, эту задачу можно поручить агенту. Многие так и поступают. Даже мои коллеги зачастую просто говорят специалисту конечную и начальную точку полета и больше ни о чем не думают. У нас хороший, очень опытный агент. Ее зовут Наташа. Берет она за свои услуги совсем немного, а то и вовсе ничего, довольствуясь комиссионными от авиакомпаний, и фирма, в которой я работаю, просит нас обращаться к ней по всякому поводу. Но я не люблю этого делать. Во-первых, мне интересно все в этой жизни делать самому. Прокладывание маршрута - головоломка сродни шахматной задаче, ее приятно и интересно решать. Во-вторых, никто не сделает вашу личную работу лучше вас, потому что невозможно учесть все нюансы и пристрастия постороннего человека. В-третьих, цены, которые дает Наташа, или хуже цен, которые я могу найти сам, или такие же. Проверив особенно последний факт несколько раз, я принял решение обращаться к ней только за альтернативным маршрутом. Я и она пользуемся разными системами бронирования. Агент видит то, что не вижу я, а я нахожу маршруты, которые не видны ей. Я пользуюсь сайтами авиакомпаний, сайтами авиационных альянсов и сайтом Expedia. Для проверки последней я использую альтернативные системы типа Travelocity или Kayak, но ни разу не было так, чтобы я увидел вариант лучше или дешевле, чем на Expedia. К тому же, у них вполне приличный сервис, связанный с отменой или переносом рейса. Хотя у агента тот же сервис получается лучше и проще. То есть в работе через агентство есть плюсы и минусы. Поэтому я взял за правило, что, если я обращаюсь к Наташе, я сначала всегда проверяю все варианты сам и потом сравниваю их с тем, что она мне может предложить. Она шутит, что я таким образом выполняю свое «домашнее задание».
Разберем для примера несложную задачку, которую я решал год назад. Вот входные данные: мне нужно оказаться в Дубае не позже, чем в понедельник около часа дня. Дубай - это интересно. Я там еще не был. Разумно будет прихватить выходной денек за свой счет и обследовать это местечко, не так ли? Соображение не первостепенной важности, но все-таки. Дальше, вторник и среду я провожу в Дубае. Затем я должен работать два дня в Москве. Естественным выглядит желание использовать на Москву четверг и пятницу. А уж раз я оказался в России, да еще так близко от своего родного дома, неплохо было бы провести выходные в Петербурге с моей мамой, встретиться с друзьями и вообще. Вылет что из Москвы, что из Питера стоит практически одинаково, так что фирма моя на меня не обидится. Дополнительно можно еще встретиться с одним нужным человеком в Петербурге и прихватить понедельник. Тогда вылет назад в ночь с понедельника на вторник. Этот рейс всегда один и тот же, первый самолет Люфтганзы на Франкфурт покидает Пулково в шесть утра. Так, теперь все, цели поставлены, сроки намечены, за работу, товарищи.
Air Canada напрямки в Дубай не летает. Проверяем этот факт на всякий случай, но действительно прямого рейса нет. Тогда пробиваем одну из лучших авиакомпаний мира Emirates. Ни в один альянс она не входит. На их веб-сайте я сразу вижу два приятных сюрприза. Во-первых, Emirates дружит с Continental и засчитывает мили за свои полеты на их карточку лояльности. Во-вторых, у них только что открылось направление Торонто-Дубай, и билеты на этот рейс продаются с существенной скидкой. Если бы мне нужно было бы только в Дубай и обратно, тема была бы сразу закрыта. Но мне надо в Москву... Как Emirates летает в Москву? Хм-хм. Хреново летает. Один рейс в сутки, отправление в час, прибытие в пять дня. Пробьем Аэрофлот. О! Теперь я знаю, как я полечу в Москву. Отлет в два ночи, прибытие в шесть утра, и целый день свободен. Это то, что надо. Попробуем посмотреть теперь, могу ли я попасть в Дубай прямым рейсом в одну сторону и сколько это будет стоить. Ого! Билет в одну сторону стоит дороже, чем туда и обратно. Ну правильно, на билет в одну сторону не распространяется «правило субботы». Жалко, Emirates, похоже, мне не помощник в этом деле. Тогда идем на Air Canada и пробуем заказать билет типа open-jaw, в буквальном переводе «открытая челюсть». Так называется маршрут, в котором точка прибытия не совпадает с точкой отправления назад. Тариф на этом маршруте примерно равен тарифу туда-обратно до дальней точки. Например, вы можете полететь из Москвы в Сингапур, а назад вернуться из Бангкока, проехав из Сингапура до Бангкока на велосипеде. Такой билет стоит примерно столько же, сколько билет до Сингапура и обратно. Мне нужен, очевидно, open-jaw билет Торонто-Дубай, Петербург-Торонто. Осталось найти хорошую стыковку между рейсами, чтобы не сидеть бессмысленно в аэропортах. Пробиваем Франкфурт, главный хаб Star Alliance в Европе. Стыковка есть, но между полетами восемь часов, а всего до Дубая получется порядка 26 часов. Нет, это дурацкая затея, она мне не нравится. Посмотрим все хабы альянса в Европе. Мюнхен - нет, Цюрих - нет, Вена - нет, Варшава? - это вообще ерунда. Плохо. Непонятно, что делать. Ладно, займемся пока следующей задачкой, попроще. Как добраться из Москвы в Петербург? РЖД без долгих разговоров отвергает канадскую кредитную карту. Брезгует. Ну и фиг с ними. Идем снова на Аэрофлот, смотрим расписание Москва-Петербург. Симпатичный рейс есть в пятницу в пять вечера. Минуточку! Москва и Петербург ведь в одной тарифной зоне! Могу ли я взять не два разных билета Дубай-Москва и Москва-Петербург, а единый билет Дубай-Петербург? Конечно, могу. Цена почти такая же, что и Дубай-Москва. Хотя фактически ничего не изменилось, неизбежная посадка в Шереметьево теперь выглядит как промежуточная. Это называется stopover. Доступные мне системы не показывают stopover больше, чем на день, но я-то знаю, что правила допускают до трех суток. Так я к маме вообще лечу бесплатно. Блестящее решение. Теперь можно звонить Наташе.
- Наташа, я вас приветствую.
- Добрый день. Куда летим сегодня?
- Дубай-Москва-Петербург.
- По такому маршруту одним билетом вас разве что Алладин на своем ковре довезет. Домашнее задание сделали?
- Сделал. Будет два билета. Первый - open-jaw Торонто-Дубай, Петербург-Торонто и второй Дубай-Петербург Аэрофлотом с остановкой в Москве. Сутки в Москве вы можете сделать?
- Могу без проблем. Когда вы хотите вылетать из Москвы?
- В пятницу в пять вечера.
- Минуточку.... Что-то я его не вижу. Сейчас, расширим поиск... Ага, есть такой рейс.
- Резервируем.
- Готово. Вылет из Дубая в два ночи в четверг, вылет из Москвы в пять вечера в пятницу. Все правильно? Выпускаем?
- Подождите. Как мне в Дубай-то добраться?
- Через Штаты не хотите?
- Не хочу. Только Европа. И там что-то все не очень хорошо со стыковками. Может быть, вы придумаете что-нибудь хорошее?
- Посмотрим Амстердам? Нет, там тоже 10 часов надо ждать. А вы не пробовали посмотреть пересадку в Лондоне?
- British Airways? Нет, не пробовал. Можно, конечно. Только это не мой альянс. Миль мне с такого маршрута не будет, а это жалко. Полет-то приличный, на нем можно сразу много заработать.
- Никаких British Airways. Смотрите, какой я вижу изумительный вариант: вылетаете в 9 утра в субботу из Торонто рейсом Air Canada, в 9 вечера вы в Лондоне, в 9.40 улетаете на Emirates в Дубай и появлетесь там утром в воскресенье. Все воскресенье и половина понедельника ваши. Назад, как всегда, через Франкфурт. В шесть утра вылет из Петербурга, в два часа дня вы дома. Пропадают мили только из одного сегмента из Лондона до Дубая.
- Вы можете стыковать Air Canada и Emirates?! Вот это удивительно. И мили не совсем пропадают. Я их на карточку Continental запишу. Действительно, очень хороший вариант. А мне его не видно вообще. А какие терминалы в Хитроу?
- Ну, слушайте, если они дают стыковку, значит, она возможна. Дайте посмотреть... Первый и третий. За 40 минут добежите вполне.
- Действительно, добегу. Но багаж они там потеряют.
- Так вы же вроде бы об этом только и мечтаете?
- И то правда. Выпускаем билеты.
Наташа проговаривает мне еще раз весь маршрут с датами. Торонто - Лондон - Дубай - Москва - Петербург - Франкфурт - Торонто. Номер Визы... номер одной карточки... другой карточки... готово! Оба билета с блямканием прилетают в мою электронную почту. Все, можно лететь.
Багаж, конечно, в Хитроу потеряли. Он прилетел на день позже. Я накупил всякой необходимой ерунды в ближайшем молле на 230 долларов. Страховка все оплатила.