Предыдущая серия
Мы в колледже, который называется Новый колледж. Он образован в 1379 году, и на свою дату образования он был очень-очень новым, потому что уже существовал старый колледж. Полное название Нового колледжа звучит как "Колледж Святой Девы Марии", но такой точно уже в Оксфорде был, поэтому его назвали "Новый колледж Святой Девы Марии". Со временем Дева Мария из названия испарилась.
Колледж был создан по инициативе епископа из города Винчестера, чтобы пополнить огромную убыль священников вследствие чумы. Священники были тогда как врачи, и это была очень опасная профессия. Епископ выбрал место практически за пределами Оксфорда рядом с крепостной стеной. В то время здесь была большая помойка. Поэтому отцы города легко выделили под колледж сравнительно большую территорию.
Новый колледж расположен на синей линии в самом конце справа.
У экскурсовода в руках схема колледжа. Разными цветами показаны разные годы постройки. Длинная черная линия поперек рисунка - это старая крепостная стена Оксфорда. При постройке колледжа власти поставили условие, что стена будет содержаться в идеальном порядке. Согласно договору, каждые три года комиссия в составе мэра и главного архитектора города должна была приходить в колледж и инспектировать состояние стены на его территории.
Давным-давно до основания разрушили крепостную стену Оксфорда везде, кроме территории Нового колледжа. Но по-прежнему раз в три года в строго назначенный день комиссия приходит обследовать, хорошо ли администрация Нового колледжа следит за состоянием городской стены. Это важное историческое событие происходило уже более 200 раз.
Я не знал об этой смешной подробности и не сфотографировал стену. Но ее можно угадать на этом снимке: она тянется слева вдоль дорожки.
Зеленая лужайка на фотографии предназначена только и исключительно для студентов. Никто, кроме садовника и студентов, не имеет права на ней находиться. Раньше лужайка была в форме бассейна с крутыми стенками, и вниз вели лестницы, но с недавней реконструкцией схему допуска на лужайку упростили. Теперь спускаться на лужайку можно где угодно. В конце лужайки находится специальный тенистый курган, на который тоже ведет лестница. Наверху стоит одинокая скамейка. На этой скамейке студент имеет право предаваться размышлениям под шум листвы. Как видите, один индивидуал направляется к скамейке за умными мыслями. Когда мы через полчаса уходили из колледжа, он спускался вниз с кургана по лестнице. По всей видимости, он был уже просветленный, но точно я утверждать этого не могу, потому что мне было трудно заметить просветление с такого расстояния.
По-видимому, фигурки на стене колледжа изображают разные типы студентов. Таких фигурок очень много повсюду. Почти все здания Оксфорда разукрашены этими странными персонажами. На латыни фигурки называются "гротески". Я этого не знал! Оказывается, ныне общеупотребительное слово "гротеск" суть производное от первоначального латинского смысла, в котором это слово обозначало намеренно уродливую фигурку с узнаваемыми, но преувеличенными чертами тех или иных пороков. А что же тогда такое гаргульи? Оказывается, гаргульи и гротески - практически одно и то же, но гаргульи функциональны. Как правило, это водостоки. В гротесках же никакого смысла нет, одно назидание. Не могу утверждать наверняка, но мне кажется, что только в Англии так ревностно следят за смысловым разделением между гаргульями и гротесками. Так, на парижском Нотр-Даме и Башне Мира в Оттаве все уродцы без исключения зовутся гаргульями, а про гротесков я ничего там не слышал.
Когда епископ Винчестерский закладывал колледж, он лелеял еще одну цель: он хотел воспитывать в нем лучших певчих в Англии с тем, чтобы они ежедневно поминали его в своих молитвах. Не знаю, как обстоят дела с этим поминанием сейчас, но хор Нового колледжа - это национальное достояние. Два раза за последнее время этот хор получал высшую национальную награду в области звукозаписи. По качеству исполнения этот хоровой коллектив один из лучших в мире. Репетиции и концерты хора проходят в церкви колледжа с прекрасным резным алтарем.
Да, вы не ошиблись: картина на стене церкви - это действительно подлинник Эль Греко, картина "Апостол". А дизайн витражей принадлежит руке Рейнольдса. Новый колледж вообще знаменит собранием раритетов. Он располагает уникальной коллекцией столового и прочего серебра, которая собиралась столетиями. А еще у колледжа есть два настоящих рога единорогов. На самом деле, это бивни морских животных нарвалов, но в средневековой Англии, где единорог был символом власти, а про нарвалов было не так уж много известно, обладание подобной реликвией возносило колледж на недосягаемые вершины общественного почитания.
А эта модернистская скульптура в предбаннике церкви (церковь колледжа несколько необычно состоит из двух помещений, разделенных массивными дверьми) - это Лазарь в исполнении современного скульптора сэра Якоба Эпштайна. Он был очень знаменит в Англии в середине прошлого века. Даже получил рыцарство за свои работы. Здесь Лазарь изображен уже пробудившимся, но еще в саване. Логично было бы, если бы он лежал. Разве в саванах стоят? Это противоречие мешает мне разместить скульптуру в своем сознании. И потом, Лазарь какой-то очень женственный. Но скульптура будоражит, спору нет.
Непонятно, вписывается ли этот Лазарь в древние стены. Вроде бы да, а вроде и нет. Интересно, что я нашел длиннющие статьи с трактовкой именно этого образа Лазаря с отсылками к Евангелию и объяснениями, что именно скульптор хотел сказать миру этим Лазарем. Но дочитать ни одну статью до конца я не смог (засыпал слишком быстро над мудреными текстами), поэтому глубинный смысл этого художественного послания здесь остается нераскрытым.
Еще одна, на этот раз очень старая скульптура в углу того же предбанника. Я не смог определить, кто это. Может, тот самый епископ Винчестерский, основатель колледжа? Все таблички на стенах - живая многовековая история. Было бы интересно их почитать подробно, но я не успел этого сделать. А свод потолка, как видите, деревянный. Он сделан из мореного дуба. В Новом колледже, как и в любом другом, есть огромный обеденный зал. И потолочные балки в нем тоже сплошь дубовые. Не так давно была реставрация, и оказалось, что балки все съедены жучком. Эта неприятная новость застала руководство колледжа врасплох. В замешательстве руководство пошло к потомственному садовнику, ухаживавшему за лужайками колледжа. Садовник очень удивился тому, что ученые люди не знали очевидных вещей: дубовые балки не служат вечно. В них всегда заводится жучок, этого нельзя избежать. Именно поэтому, когда колледж строился 600 лет назад, на месте дубовой рощи, срезанной для строительства, были посажены новые деревья. Чтобы через 600 лет можно было срезать новые дубы для потолочных балок. И чтобы этот процесс повторялся бесконечно тысячелетиями.
Все это чистая правда, если только не полнейший вымысел. И не спрашивайте у меня после этого за что я люблю Англию.
Список знаменитых людей, окончивших Новый колледж, занимает несколько страниц. По минимуму там 200 фамилий, а так вообще-то 600. Мне были известны всего три человека из этого списка: Джон Голсуорси, Роберт Пенн Уоррен и... Хью Грант. Да-да, это не шутка. Хью Грант вовсе не собирался становиться гениальным актером. У него диплом с отличием по специальности "английская литература". В драмкружке Нового колледжа Хью Грант сыграл свою первую роль. Дальше все было проще. Однако впоследствии у него в жизни был тяжелый момент, когда Хью Грант подумывал бросить актерскую профессию и вернуться к научным занятиям литературой. Но тут ему поперла масть, и мир не потерял своего любимца.
Последняя смешная история, которую я хочу рассказать про Новый колледж, касается того, как его команда выиграла олимпийскую медаль по гребле на лодках-восьмерках в 1912 году на олимпиаде в Стокгольме. На той олимпиаде Англию почему-то представляли две команды: сборная одного гребного клуба, набранная в основном из гребцов колледжа Магдалины (в том же Оксфорде), и сборная Нового колледжа. Наверно, это был единственный раз в истории олимпийского спорта, чтобы страна была представлена командами конкретных учебных заведений. А надо сказать, что колледж Магдалины и Новый - два заклятых соперника. У них одинаковый профиль, одинаково известные хоры и одинаково знаменитые выпускники. Скажем, если Джон Голсуорси закончил Новый колледж, то Оскар Уайльд - колледж Магдалины. Поэтому встреча двух команд на гребном канале Стокгольма неизбежно должна была войти в историю. А трасса была проложена плохо, и на одной дорожке был крутой поворот, которого не было на второй дорожке. Поэтому накануне старта проводилась жеребьевка. Более выигрышный маршрут достался команде Нового колледжа. Как джентельмен, капитан команды Нового колледжа предложил сопернику поменяться дорожками. Как джентельмен, капитан команды колледжа Магдалины должен был отказаться и подчиниться жребию. А он не отказался, а согласился. И та команда выиграла олимпийское золото. Команда Нового колледжа завоевала серебро. Король шведский Густав был так поражен ужасным вероломством капитана команды колледжа Магдалины, что, в качестве компенсации, подарил Новому колледжу свой флаг. С тех пор официальные цвета Нового колледжа сопадают с цветами шведской королевской фамилии: пурпурным и золотым. А любые посиделки студентов начинаются с официального тоста "Чёрт побери проклятый колледж Магдалины" ("God Damn Bloody Magdalen!"), слова, которые капитан команды Нового колледжа произнес на финише олимпийской регаты. Аббревиатура GDBM украшает официальные бланки писем гребного клуба Нового колледжа и в настоящее время (!!!).
На этом мы покидаем Новый колледж и идем назад к турбюро. Выходим на главную улицу Оксфорда Broad Street. На ней полным-полно достопримечательностей.
В этих домиках расположен самый крупный книжный магазин Англии. В нем одновременно продается 250,000 книг. Как такое может быть? Очень просто. Магазин подземный. Там под землей вырыта практически станция метро. Площадь подземного книжного зала 1000 квадратных метров. А началось все с лавочки площадью в один квадратный метр. Бенджамин Блэквелл взял этот метр в аренду в доме 50 по Broad Street в 1879 году. Компания до сих пор принадлежит семейству Блэквеллов. Сегодня в ней заправляют правнуки основателя. В сети магазинов Блэквелл 65 точек, включая очень специализированные. Так, в Абердине у компании есть магазин, торгующий исключительно книжками, посвященными добыче и переработке нефти, и больше ничем. А еще Блэквелл - это первый книжный интернет-магазин в Англии, который вышел в сеть в 1995 году. И первая книга Толкиена тоже была напечатана в книгоиздательском доме Блэквеллов.
Архитектурная жемчужина Оксфорда - Шелдонианский театр, спроектированный главным архитектором Англии сэром Кристофером Ренном. Построен на деньги архиепископа Шелдона, потому так и называется. Здание задумывалось как зал для вручения дипломов выпускникам. До постройки театра дипломы вручали в церкви Св. Марии, а там места мало, да и негоже мешать богово с кесаревым. Требовалось отдельное помещение. Его назвали театром за сходство с римскими амфитеатрами. Спектаклей в этом театре не давали ни разу.
Снимок сделан из-под моста Вздохов (его арка видна в верхнем левом углу). Театр стоит к нам боком, главный вход слева, там, где виднеется шпиль.
Справа от театра дом с колоннами (жаль, нет полноформатного снимка) - это здание Кларендона, бывшая университетская типография.
На Broad Street театр "выплывает" задним фасадом, напоминая формой корабль. Так задумано. Шелдонианский театр используется по своему исходному назначению и сейчас, но, помимо вручения дипломов, там проходят концерты и конференции.
Надпись на фронтоне здания рядом с гербом звучит в переводе с латыни как "Чарльз Второй, милостью Божьей король Великобритании, Франции и Ирландии, защитник веры".
Смешные физиономии на ограде театра доверчивые туристы иногда принимают за бюсты 12 апостолов. Но это ошибка. Во-первых, столбиков с бюстами 13, и возле соседнего здания их еще четыре, итого 17. Так что все-таки не апостолы. Еще есть легенда, что это бюсты знаменитых римских императоров, а в широком прочтении мировых тиранов. Тоже ничего подобного. Всё гораздо проще. Обратите внимание, у каждого бюста неповторяющаяся борода. Таким образом, бюсты вокруг Шелдонианского театра - всего лишь (не)научный классификатор мужских бород. Лица на бюстах - собирательный образ. Сейчас на бетонных столбиках стоит уже третья генерация каменных бородачей. Первая погибла из-за того, что студенты раскрашивали по ночам бороды разноцветными красками, и в процессе отскабливания краски гипсовые бюсты сточились. Их заменили в 1868 году. В 70х годах прошлого века бороды заменили еще раз, использовав для вдохновения изображения самого первого издания.
На снимке, найденном на Википедии, изображена, по-видимому, церемония вручения дипломов в Шелдонианском театре Оксфорда.
Пара слов о великом Кристофере Ренне, известном прежде всего как архитектора собора Св. Павла в Лондоне. Все его архитектурные творения отмечены печатью гениальности. Их невозможно ни с чем спутать. Жизнь сэра Ренна тесно связана с Окфордом. Здесь он закончил колледж в 1653 году, сделался профессором математики, потом получил кафедру астрономии в колледже в Лондоне. Позже он опять вернулся в Оксфорд преподавать астрономию. Архитектурой он занялся очень поздно, почти в 35 лет, и специального образования у Ренна нет. Спутешествовав в Париж, он задумался как приложить свои знания математики к практической градостроительной деятельности. Ренн сочинил несколько проектов по переустройству Лондона, включая первую (неосуществленную) версию перестройки собора Св. Павла. Королю Чарльзу Второму так приглянулись проекты Ренна, что Ренн был назначен на должность королевского топографа, отвечавшего за все работы по благоустройству Лондона. При этом Ренн не прерывал научной деятельности в Оксфорде, занимаясь метеорологией и астрономией. Только к 1680 году он окончательно переключился на архитектуру.
Шелдонианский театр - второе творение Ренна в Оксфорде и одно из лучших за всю его карьеру. Это также первое здание в Оксфорде, выполненное не в готическом стиле. Зал получился слишком большим, и Ренн не мог придумать крышу в готическом стиле, чтобы она не опиралась на колонны, а колонны он ставить не хотел. Тогда он воспользовался расчетами напряжений в куполе, сделанными другим профессором математики в том же Оксфорде за 20 лет до проектирования театра, и реализовал его теорию на практике. Все получилось.
А вообще этот человек прожил неплохую долгую жизнь. Он умер в возрасте 90 лет во сне, до конца своих дней находясь в активной форме. Похоронен сэр Кристофер Ренн в соборе Св. Павла под надписью "Читатель, если ты хочешь увидеть памятник этому человеку, оглянись вокруг". Очень красноречиво.
Музей Науки стоит слева от Шелдонианского театра. Четыре последних бородача совиными взорами провожают немногочисленных посетителей.
Последний кадр с улицы Broad Street в Оксфорде. Мы с ней разобрались и опять поворачиваем на юг на улицу Cornmarket. Пойдем на рынок, поговорим по дороге о Шекспире, потом займемся Льюисом Кэрролом, затем дойдем до зданий, связанных с кардиналом Вулси и снова помянем Томаса Кранмера, потом я расскажу как поступают люди в Оксфорд, и закончим наш оксфордский жизненный путь, как и полагается, на небольшом кладбище. Но это уже в
следующей части.