В Лионе я пробыл всего один день, но успел совершенно в него влюбиться. Этот город по мне: спокойный, чистый, культурный, с великолепной инфраструктурой и очень богатой историей. Не хуже
Мюнхена. Сразу резко захотелось там пожить. Лион - город необычный, с изюминками. Место не туристское. Ну, то есть по западным меркам не туристское. Миллиончик-другой туристов приезжает в год, практически и не считается. Поэтому, когда я начал продумывать этот сюжет и по привычке полез в сеть за информацией, то нашёл очень немного. Ни хороших фотографий, ни интересных описаний.
Вместе с тем Лион внесен в список городов мирового наследия ЮНЕСКО. И еще, как я позже выснил, я многое увидел, но еще больше не заметил или не мог видеть. Поэтому - редкий случай в моей практике - в заключительную серию репортажа я натолкаю массу чужих фотографий скверного качества, которые я стянул где только смог найти. Заранее извиняюсь перед правообладателями, если таковые вообще имеются. Зато будет интересно.
Лион расположен на месте слияния рек Рона и Соны, причем Рон мужского рода, а Сона женского (поправка
lyonguide ). Конкретно на этих двух снимках Сона. Это предгорья Альп, и хотя реки текут уже спокойно, берега у них из настоящих скал. Правый берег Соны - крутой обрыв около 200 метров высотой. С точки зрения древних, удобное местечко.
Городу две тысячи лет. И две тысячи лет война, война без особых причин.
Здесь когда-то жили галлы. Национальность была такая. Их предками и близкими родственниками были кельты. Где-то я нашел, что численность галлов доходила до 4 миллионов человек, а поселения их появлялись аж в Греции. Галльские племена вели активную торговлю с Римом и в принципе были не враждебны империи. Однако в 59 году до н.э. Юлий Цезарь, основательно поиздержавшись (проворовавшись, назовем вещи своими именами) на госслужбе, решил устроить небольшую войнушку с окружающими Рим народами. Сверхзадачей Цезаря было въехать в Рим на белом коне в качестве собирателя римских земель. Взгляд Цезаря упал на северо-запад, и галлы попали под каток истории. В ходе галльской войны Цезарь дважды вторгался в Англию и покорил земли от Бискайского залива до Рейна, практически завоевав современные Швейцарию, пол-Франции и пол-Германии. Война затянулась на семь лет. Цезарь взял в поход четыре легиона численностью до 60 тысяч человек. Вообще, это до фига. С ума сойти, всю эту ораву вонючих воинственных мужиков требовалось чем-то кормить и поить, затачивать им мечи, ремонтировать катапульты и предоставлять секс-услуги. Как древние все это делали без поездов и транспортной авиации, не понимаю.
Галлы выставляли в отдельных битвах до 140 тысяч человек. То есть численность сражавшихся в отдельные моменты доходила до 200 тысяч. Однако, несмотря на мужественное сопротивление и наличие подчас талантливых лидеров, галлы не смогли противостоять римским легионерам. Как результат, 1.2 миллиона галлов было убито, 1 миллион захвачено в плен и превращено в рабов, и галлы как народ прекратили свое существование. На современном языке это называется емким словом "геноцид". По итогам войны Цезарь лично написал хвалебную книгу о самом себе, изложив события в наиболее выгодном для себя свете. Он-таки въехал в Рим на вожделенном белом коне, простил всем свои долги и вскорости объявил себя императором. Дальнейшее известно.
Завоеванные галльские земли были разбиты на четыре провинции. На стыке трех провинций в 43 году до нашей эры заложили город. Его назвали Лугдонон в честь кельтского бога Луга, эквивалентного Меркурию в римской мифологии. Есть альтернативная трактовка, по которой "луг" переводится как "свет". Римляне превратили название в Лугдунум, а уже впоследствии оно трансформировалось в Лион.
Я опущу детали роста, процветания и краха Лугдонона. История настолько же оригинальная, насколько и типичная. Под римским протекторатом город достиг невиданного расцвета за два с половиной века. Горожане относительно удачно пережили войны, революции и пожары. Два римских императора родились в Лугдононе. Сюда приезжали с визитами Нерон и Калигула, Агриппа и Тиберий. С постройкой моста через Рону через будущий Лион пролег основной сухопутный путь из империи к Атлантике. Все шло прекрасно, пока в очередной смуте галльский и британский наместник по имени Клодиус Альбинус не схватился с наместником Септимусом Северусом из южных римских провинций (странно напоминают мне эти имена профессоров школы магии Хогвартс; не иначе как Джоан Роулинг побывала в Лионе). Сенат поддержал Северуса, и Альбинусу ничего не оставалось кроме как объявить о независимости галльского государства. В восстановлении конституционного порядка приняло участие 300 тысяч человек. Гражданская война продолжалась четыре года. В 197 году Лион пал, и голову Альбинуса отвезли в Рим насаженной на копье - для устрашения сторонников. Население Лугдонона было полностью уничтожено, а сам город разграблен. До 211 года в нем на всякий случай был расквартирован гарнизон, а потом о городе и вовсе все забыли, и он исчез с карт.
Я иду по древней римской дороге.
При римлянах город располагался на высоком обрыве над Соной. Впоследствии он переместился вниз на равнину.
Исполинский амфитеатр на 20 тысяч человек шириной 100 метров - он был крытый. На колоннах, от которых остались одни обломки, держался гигантский задник сцены. Театр использовал естественный рельеф как боковые стены. Первая очередь амфитеатра сдана в эксплуатацию в 19 году нашей эры, где-то на 60м году существования города, посвящена императору Тиберию, а строила его богатая аристократическая галльская семья целиком на свои деньги. Наверно, так тогда понималась социальная ответственность бизнеса. Клан этой семьи одним из первых весь присягнул Цезарю, и глава клана даже сменил имя с галльского на римское. Не то предатель, не то мудрый политик. Потому он не только уцелел, но даже был назначен первосвященником в Риме. Амфитеатр строили (в смысле финансировали и руководили работами) его сын и внук.
Это проход непосредственно за амфитеатром. Есть предположение, что здесь размещались офисы городской администрации. Меня поразили стены толщиной в полтора метра. Зачем? Такой невероятный расход строительного материала. Вроде бы не настолько во Франции холодно, чтобы создавать столь мощные постройки. Это не фортификация, просто стена здания.
Она же крупным планом. Вдумайтесь, Нерон и Калигула стояли здесь так же, как и я две тысячи лет спустя, скользя равнодушным взглядом по той же каменной кладке. Беспредел какой-то.
Как обычно, рядом со сценой амфитеатра находился относительно маленький драматический театр. Это традиция. То же в Помпеях, в Кейсарии, в Афинах, и, наверно, везде. Типа арт-квартал. На снимке драмтеатр прячется за желто-красным кустиком. Его сейчас практически восстановили. Я уверен, что сейчас он иногда используется по назначению.
Теперь обратите внимание на два странных иллюминатора в склоне горы. Одно из них выглядывает из-за массивной каменной колонны.
Вот эти окна крупным планом. Это музей романо-галльской цивилизации. Он, на минуточку, пятиэтажный. И весь целиком спрятан в горе. На поверхности только входная дверь и эти два окна-террасы. Входишь сверху и идешь по пандусам вниз к подножию холма. Оттуда на лифте наверх. Я некоторое время колебался, идти туда или нет, потом все-таки пошел. И правильно сделал, внутри очень интересно. Но почему-то нельзя фотографировать. Специальные люди получают деньги за то, что бдят и засвечивают пленку. Почему нельзя - непонятно. Это какое-то раздражающее хамство. Я спросил, можно ли найти снимки в интернете. Меня заверили, что да, несомненно, на официальном сайте. Ну, вранье. Ничего там нет кроме нескольких картинок размером с пять копеек, и те внутри мульта. Однако незнание французского привело к тому, что я успел в своем неведении сделать два кадра, прежде чем меня схватили эа линзу.
А самый поразительный экспонат я снять так и не смог: меня уже пасли.
Возрождение Лиона началось с пятого века нашей эры уже после распада Римской империи. Город стал столицей Бургундии. Как известно, во времена оны Бургундия была помощнее всей Франции.
Мы находимся на площади Беллекур, с которой начинается туристский осмотр Лиона.
Памятник Людовику - новье, муха не сидела. Он восстановлен в 1828 году после революции. Дело в том, что Лион не подержал Конвент и выступил на стороне жирондистов. Революционеры в назидание потомкам основательно город разгромили. Позже о восстановлении города после погромов распорядился Наполеон лично. Ну, а уж памятник королю снести - это вообще было святое дело. Тут даже Наполеон ничего не имел против.
У подножия памятника две еще более поздние скульптуры с двух сторон постамента символизируют реки Рон и Сону.
Тот же памятник взглядом в обратную сторону. Площадь Беллекур считается крупнейшей в Европе площадью без деревьев. Странный повод для гордости.
Сейчас мы пойдем от площади Беллекур через мост к холму (его современное название Fourvière, что переводится как "холм, на котором молятся"), и первым местом, заслуживающим серьезного внимания, будет собор Св. Иоанна Крестителя.
На панораме, снятой с холма, собор расположен на первом плане. А площадь Беллекур прямо за ним, через мост и правее. Видите, там белые торговые палатки стоят перед административным зданием? Вот это она и есть.
Пройти в собор.