- «Да разве там он?» - «Там».
- «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил».
И. Крылов "Любопытный"
Недавно перечитав 1984, заметил интересный момент в книге, на который никто, никто из исследователей не обращал никогда внимания. Ну или я не видел такое прочтенение книги. Что-то похожее в свое время подозревал
pioneer_lj (не смог найти у него в журнале сейчас), но мысль свою он до конца не довел.
Я доведу.
Так вот. Все, что мы знаем о мире Оруэлла мы знаем ТОЛЬКО из сообщений Министерства Правды этого мира. Съездить за границу жителю Океании невозможно. Турист посетить Океанию также не может. Беглецы с Взлетной Полосы № 1, если такие и существуют, не возвращаются и их друзья и родственники связаться с ними никак не могут (из подвалов-то Министерства Любви). Слушать "голоса" невозможно, под присмотром телекранов это совершенно не реально, да наверное и глушилки работают во всю. В общем жители Океании знают о внешнем мире только то что им говорит Министерство Правды.
А говорит Министерство Правды каждый день разное: "Океания всегда воюет с Евразией", а на следующий день - "Океания всегда воевала с Остазией". Да еще, потчует сказками о героическом товарище Огилви.
Тем не менее в мире "1984" есть статусное потребление, которое мы наблюдаем во время визита Винстона и Джулии к О'Брайену. Да и "пир" Джулии и Винстона в коморке мистера Чаррингтона как бы намекает нам, что в Океанию поступают заграничные товары, причем качественные, не чета джину "Победа". Да еще (и на это обратил в свое время внимание
pioneer_lj) телекраны НЕ ЛОМАЮТСЯ, система тотальной слежки и репрессий работает как часы, опираясь не только на "сознательность и бдительность" жителей, но и на широчайший арсенал технических средств, которым просто не откуда взять в социалистической Океании, кроме как из-за границы.
Но "заграницы" в советско-социалистическом понимании этого слова - как страны с нормальным обществом - не существует. На планете существуют только три гипер-государства: Океания, Евразия и Остазия, которые находятся в состоянии перманентной войны друг с другом за ничейные земли в Африке, и в каждом этом государстве режим также социалистический. Но знаем об этом мы только из учебника, изданного Министерством Правды.
Отсюда следует ЕДИНСТВЕННЫЙ вывод, который лежит на поверхности, но его никто до сих пор не видел. Мир "1984" устроен совсем не так. Нет никакой войны и лозунг - "Война - это Мир!" приобретает совершенно иное, куда более зловещее звучание. Океания вообще не воюет ни с Остазией, ни с Евразией и никогда не воевала! Позвольте, а как же массовые казни пленных "с азиатской внешностью", а как же обстрелы Лондона "паровозами"? Господа, я вас умоляю, погуглите, что такое "ложный закордон", если не боитесь, что волосы встанут дыбом. Ну а бомбежки - это воплощенный анекдот про бомбить Воронеж. Точнее анекдот был выдуман англичанами для советских, они в книжке могут сами бомбить Лондон, и русские не должны отлынивать, пусть, хоть в анекдоте побомбят свой Воронеж, очень джентельменское рассуждение.
Скорее всего нет, и никогда не было ни Евразии, ни Остазии, весь остальной мир живет нормально и с изумлением дивиться над чудовищным экспериментом садистов-коммунистов над жителями Океании, подкидывая им сахар, кофе, вино, запчасти для телекранов и прочих камер и микрофонов слежения, ракеты для бомбежек собственного населения (чтобы пролы видели, что ракета иностранная и убеждались, что война все-таки идет). Возможно и специалисты приезжают из-за границы от инженеров, до заплечных дел мастеров для Министерства Любви, как ездили латыши в свое время "работать" на Лубянку. Возможно и закоренелых преступников "с азиатской внешностью" нормальные страны высылают туда для казни.
Вот это и есть самая главная тайна Оруэлла, возможно за это его и убили, потому что смысл существования Британии и США превратить весь мир в такую Океанию, а самим пить файв-о-клок ти на лужайке и дивиться ужасу, который творится за их границами. А тут свой, британский, Джордж, проверенный вроде бы товарищ, на БиБиСи работал, такое сболтнул - англичане такое будущее хотят для всех, а Оруэл нарисовал его для них же самих, пришлось поправить на 2 метра, ой, на 6 футов, в землю, как баушка любит и умеет, да, еще и хуцпануть, что "1984" это имманентное русское свойство, ага.
(2)