Воронеж...
Город, полюбить который в буквальном смысле меня научил коллега и хороший друг
mymaster Началась эта история довольно давно - в начале 2008 года, когда я только с ним познакомился на страницах форума общественного транспорта. До этого момента я слабо знал город, да и особенно не любил его - всегда рвался в Москву и так бы и уехал, не замечая ничего и никого вокруг, оставив лишь детские воспоминания о столице Черноземья.
Тем не менее, в ходе общественной деятельности за год я досконально изучил город. А спустя некоторое время, работая над исторической книгой, сайтом "Воронеж-фото", да и просто гуляя по городу с фотоаппаратом начал понимать, что Воронеж не такой уж и плохой город. Особенно понятно это стало после многочисленных велопрогулок - за два сезона (2010-2011 гг.) я накатал 1400 километров по городским улицам и еще лучше понял и изучил город.
Так вот к чему я написал такой большой эпиграф...
Этот пост будет о Воронеже, чуть-чуть о Москве, о молодежной политике и общественном транспорте. Первую его часть я не стал бы писать наверное, если бы не любил Воронеж.
Рассказывать буду о движухе, которая сейчас здесь организовывается.
А касается это дело и молодежной политики и общественного транспорта в равной мере.
Начну, пожалуй с общественного транспорта.
Что мы имеем к дню сегодняшнему - я писал в
вводной статье. Если вам лень заглядывать по ссылке, то кратко расскажу суть вопроса. В Воронеже население вполтную приблизилось к 1 миллиону человек. Магистрального внеуличного транспорта в городе нет. Доля муниципального транспорта колеблется на уровне около 8-9 процентов. Частный транспорт, за исключением одной компании (о ней речь чуть ниже) ходит, мягко скажем, отвратно. И вот на эту проблему наконец-таки обратил свой взор губернатор Воронежской области.
Я давно ждал, когда мне представится случай задать ему напрямую вопрос про общественный транспорт. И вот, в ходе молодежного форума "Молгород-2012" (об этой движухе речь пойдет дальше) такая возможность представилась, чем я не преминул воспользоваться.
Журналисты скинули видео с этого мероприятия (смотреть с 11:50), правда не совсем целиком, но общая суть ясна:
You can watch this video on www.livejournal.com
Через некоторое время после данного мероприятия со мной действительно связались сотрудники аппарата губернатора, а я в свою очередь связался с Антоном. Было решено представить правительству Воронежской области конкретную стратегию развития транспорта, базовые основы которой были взяты из разработанной для Самары стратегии. Фактически, учитывая опыт Самары, мы адаптировали его с учетом местной специфики на Воронеж.
Готовая стратегия была выслана по адресу электронной почты, после чего наступило время ждать.
И вот спустя неделю после отсылки письма с документом, меня пригласили на совещание к новому руководителю (уровень области).
Кстати говоря, незадолго до него, мне удалось познакомиться и пообщаться с руководством предприятия Гипроавтотранс. Отмечу, что это единственный нормальный перевозчик в Воронеже и у них тоже есть свое видение развития транспорта в столице Черноземья - более того, я скажу, что оно основано на реальной ситуации, подкреплено необходимыми рассчетами и цифрами за последние несколько лет работы, да и в целом оно по многим пунктам пересекается с представленной нами стратегией.
Так что вера в частного перевозчика мною, можно сказать была обретена. В начале лета у нас состоялся разговор с Антоном, который многое изменил в моем представлении - он предложил систему муниципального заказа для работы с частными перевозчиками, а не просто восстановление муниципального транспорта. Более того, перевозчики вполне нормально будут работать по такой системе - убеждал меня он. Мне было тяжело перенести это на Воронеж, но теперь как минимум одна крупная фирма, которая работает честно и готова и впредь работать, у меня на карандаше есть :) Так что для города не все потеряно.
А пока уместным будет вернуться к текущей ситуации. Включившись в работу по городскому транспорту (а я напоминаю, что по сути с конца 2010 года я отошел от дел) в начале июля, я изучил сводки информагенств за последние полгода и пообщался с людьми, поняв, что проблемы по сути остались те же, что и 3-4 года назад. И сейчас перед нами стоит просто куча реальных "головняков".
Я тут коротко по памяти набросал списочек всего, что надо учитывать при дальнейшей работе. Настоятельно рекомендую изучить всем, кто хочет понять текущую ситуацию в транспортной сфере города:
- У города нет финансов на реализацию каких-либо проектов (даже мелких). В результате влезает область, хотя это и не в ее компетенции.
- На транспортном рынке есть кланы, которые сегодня имеют влияние и большинство маршрутов. А это значит, что дележка рынка будет сложной.
- Нет четкой нормативно-правовой базы, чтобы навести порядок. Какие-то вещи записаны и указаны, но и они не соблюдаются, а сроки все время переносятся (простой пример - с января этого года в Воронеже количество старых автобусов должно было существенно уменьшиться и появились бы новые машины, но их нет, а сроки замены подвижного состава перевозчикам продляют уже второй или третий раз и будут продлять еще).
- У города отсутствует продуманная стратегия на будущее. Программа развития ГПТ, арссчитанная до 2014 года в принципе не выполняется. Простейший пример: город попросту оказался не готов, когда в середине лета троллейбусный парк сократился примерно на 30 старых машин, конфискованных собственником (предприятие ВГЭТ, находится в стадии банкротства с 2004 года - собственник старых троллейбусов).
- Кадры решают все, но их нет. Люди отсутсвуют. Никто не хочет работать водителем, ремонтником. Даже предлагая достойную зарплату, газеты забиты объявлениями о подобной работе (водитель), а людей нет. Есть определенное количество водителей, которые переходят между разными конторами время от времени и все.
- У городских чиновников до сего дня не было реальной заинтересованности в решении проблем транспорта. «Не, ну а че, ходит же? Ходит. Бюджетной нагрузки особой не создает, люди в целом не жалуются. Ну так и пусть ходит» - примерно примерно такая реакция наблюдалась все последние годы, даже с учетом распиаренной программы восстановления ОТ.
- Нет прозрачной финансовой системы. Есть система "плана водителя" - мерзкое говно, простите, что назваю вещи своими именами. И это дерьмо надо разрушать. Вопрос лежит в плоскости как лучше это сделать. И вот здесь я остановлюсь подробнее:
По причине отсутствия нормальной финансовой системы к руководителю областного управления по тарифной политике частные перевозчики приносят цифру себестоимости перевозок 9 рублей. А перевозчик "Гипроавтотранс" приносит 18 рублей - именно столько должна стоить поездка одного пасссажира, чтобы работать не в убыток и иметь крохотный задел для развития (фактически он заключается в том, чтобы оплачивать новые автобусы в лизинг), а также дать водителям достойные условия работы. И я верю "Гипроавтотрансу", потому что это единственный нормальный частный перевозчик в Воронеже, который реально может обосновать стоимость на проезд (они считают людей, представляете себе!, выдают билеты! и кондукторы ходят там!, мне уже становится не по себе...) и возит людей, страшно подумать, на новых городских автобусах.
А что у подавляющего большинства других частных воронежских перевозчиков?
Водителей своих нет, техники своей нет, медицинского контроля нет, обслуживанием занимается сам водитель (то есть производственной базы нет), график для себя устанавливает он сам. Да вообще, можно ли посчитать себестоимость при таких условиях работы? Нет. По этой же причине, кстати, в лизинг взять автобусы могут лишь 2-3 крупные частные компании в городе (т.к. другие тупо уходят от налогов, а банк не даст лизинг на автобусы предприятию, у которого нет водителей в штате).
Поэтому мы обязаны уйти от плановой системы водителя, но это должно произойти максимально безболезненно, иначе город просто встанет, т.к. эта публика не привыкла работать честно, а других у нас нет. Один "Гипроавтотранс" и 8 процентов муниципалитета объективно не справятся с перевозками.
Как-то я посмотрел на это дело и мне стало грустно.
Нет, руки у меня не опустились, но стало грустно от того, что отрасль за последние годы пришла полный упадок, и никто за ней не следил. И теперь преобразования в ней, даже такие простые, как отмена народного маршрута с последующим вводом транспортной карты, будет проводить очень тяжело. Потому что город транспорт по сути не контролирует (даже простая арифметика показывает: 92% частного транспорта против 8% муниципалитета при отсутсвии системы муниципального заказа, а следовательно и честного распределения маршрутов и финансовой выручки).
Вот так сейчас выглядит положение дел в этой отрасли и на своем уровне (молодежный парламент и рабочая группа в правительстве ВО) я буду посильно влиять на это дело. Также, возможно, в скором времени будем организовывать в Воронеже филиал Городских проектов (но это пойдет отдельной темой).
Теперь, как и обещал, буду вести сказ о молодежной политике.
Но сначала немного новостей: я вхожу в обновленный состав молодежного парламента Воронежской области.
Для себя я рассматриваю данную площадку как хороший старт и не питаю никаких иллюзий относительно кардинального решения проблем (на этом уровне объективно нельзя изменить систему). Тем не менее, насколько это возможно, буду влиять на текущую обстановку с целью ее улучшения, а также использовать медийные возможности парламента для создания качественного информационного поля по теме транспорта.
Честно говоря, шел я в парламент с тремя проектами: это сохранение историко-культурного наследия Воронежа, решение проблем в сфере городского общественного транспорта и дорожного строительства, а также проблемы частного сектора и райнов с малоэтажной застройкой. Но, т.к. объем работы по городскому транспорту впереди предстоит огромный, я принимаю решение вести приоритетной именно тему городского транспорта. Возможно, буду поднимать и другие две, но пока все внимание нацелено на ОТ.
Теперь хотелось бы выразить какие-то общие мысли и собрать их в одном месте по теме молодежного парламентаризма и других вещей. Ибо пост на эту тему просился давно, да и за последние два месяца я довольно плотно окунулся в эту среду.
Итак, в молодежном парламенте я увидел довольно много молодых людей. Ребят, которые пришли со своим видение решения острых социальных проблем. Познакомились все мы на молодежном форуме "Молгород 2012", который прошел в первых числах июля в Воронежской области.
Скажу, что в работе площадки молодежного парламента приняли участие порядка 25 человек. На предварительные встречи парламента после форума я ходил исправно и могу засвидетельствовать, что от этого количества осталось человек тринадцать, не больше.
По возрастному признаку я бы условно разделил кандидатов в молодежный парламент на три категории:
- 17-21 год;
- 22-25 лет;
- 26-29 лет.
И надо признать, что первая группа (17-21 год) выглядит более активной, нежели чем две другие. Связано это, прежде всего с тем фактом, что в данном возрасте практически ни у кого нет семьи, нет постоянной работы, есть лишь учеба и относительно много свободного времени.
Ребята из группы №2 (22-25 лет) уже закончили или заканчивают высшее учебное заведение, у них есть какие-то завязки на последующую работу (либо они уже работают), у кого-то появляются семьи. В общем свободного времени все меньше, что и неудивительно.
И, наконец, третья группа ребят (26-29 лет) - это уже выпускники ВУЗа, которые работают (либо имеют свой небольшой бизнес) и преимущественно семейные люди. Свободного времени практически нет, да и социальные проекты нет смысла тянуть человеку, у которого есть свой бизнес - лучше он будет работать на развитие своего (ключевое слово!) бизнеса, нежели чем быть общественным активистом.
К чему я сделал это отступление? Меня читает много молодежи, ребята в возрастной категории №1 (и в несколько меньшей степени это относится к категории №2). Я очень советую вам включаться в работу с раннего возраста (уже сейчас) и не терять времени - пока у вас есть свободное время и нет каких-то серьезных обязательств. Кстати, на своем примере об этом я уже писал ранее
здесь (есть время - загляните). Это не значит, что я ставлю крест на третьей группе, но для третьей группы уже совершенно по другому надо действовать. Как именно - не могу советовать, ибо сам не знаю и к счастью пока более молодой.
Так вот на форуме " Молгород-2012" у нас был разговор с одним из кураторов проектов молодежного самоуправления (назовем его так пространственно). Несколько лет назад они организовали молодежное правительство Воронежской области (кстати, молодежные парламент и правительство - разные структуры, они призваны дублировать "взрослые" законодательную и исполнительную ветви власти соотвественно). Оно было созвано на два года. Через два года в нем осталось 3 человека (из почти 40 изначально, могу немного ошибиться - но общее количество в любом случае не превышало 5 человек), которые были трудоустроены на работу в правительство ВО.
Мораль этой истории?
Работать хочет весьма ограниченное количество людей.
Я за последние несколько лет встречал довольно немало молодежи, которая вполне-таки нормально работала бы на государственной службе. То есть они хотели работать сами на госслужбе при нескольких условиях: иметь кучу бабла, хорошую (=звучную) должность, не отвечать ни за что, и особенно не напрягаться (=сидеть в кабинете).
Эти люди настолько оторваны от реальности, что не понимают всей ответственности работы на госслужбе.
На госслужбе надо работать, представьте себе! Я понимаю, частые коррупционные скандалы последних лет показывают, что чиновники далеко не бедствуют, но тем не менее, надо работать честно. Это не та отрасль, где надо идти, чтобы заработать денег.
Госслужба - это та сфера деятельности, где идут служить людям (простите за мой наивный юношеский романтизм, которому суждено будет разбиться о жестокие скалы реальности, но так должно быть при любом раскладе). Деньги поможет заработать свой бизнес. А идеальный вариант - это создание для себя какой-то финансовой подпитки в виде бизнеса, чтобы затем идти и честно служить людям, на ниве общственно-политической деятельности, либо госслужбы (время покажет, где именно). Только так можно работать себе в удовольствие, помогая людям и при этом иметь хороший достаток. Но важно здесь вот что понимать - нельзя использовать государственные связи на службе для продвижения своего бизнеса. В основном именно по этой причине закон запрещает госслужащему иметь свой бизнес, но лично я не вижу ничего плохого, если во власть начнут приходить люди, у которых есть свои финансы и бизнес. Ведь именно такие люди совершенно не заинтересованы в коррупции - какой смысл предлагать взятку чиновнику, у которого уже все есть, причем заработано честным трудом? Но должны быть и надзорные органы, чтобы они контролировали ведение честного бизнеса, без применения административного ресурса. Впрочем, мы отвлеклись.
Кстати, простой пример.
Помните, может быть, несколько лет назад начался бум в ВУЗа по специальности "Государственное и муниципальное управление". Люди реально побежали на эту специальность. В 2010 году, как сейчас помню, в Государственном университете управления (ГУУ) конкурс на бюджетное место составил 210 человек! Двести десять человек на госуправление, как его называют абитуриенты! Я сам туда собирался поступать, так что все данные подробно изучал, соизмеряя со своими шансами - с 2003 года наблюдался устойчивый рост - с 15 человек до 210 на одно место.
В Воронеже после первого курса нас распределили по группам.
В числе специальности было и государственное управление (ГМУ). Из моей группы помимо меня документы туда подал еще один парень. Из других групп тоже не очень высокая активность. В результате 17 человек со всего первого курса наскребли-таки. Честно говоря, я до сих пор немало удивлен тем фактом, что так мало народу идет на ГМУ. Коньюнктура рынка меняется? Или что такое произошло, что спрос абитуриентов на эту кафедру настолько упал?
Кстати, еще одно институтское наблюдение.
В нашей группе людей из города Воронежа было меньше, чем ребят из других регионов. Аналогично обстоят дела во многих ВУЗах Москвы.
Идет миграция населения, люди переезжают и укрупняются вокруг крупных мегаполисов. Этот процесс начинается с момента получения высшего образования. Причем у нас большое количество ребята составляли люди из соседнего Липецка, а это, на минуточку, город с населением более 500 тысяч человек, то есть довольно крупный по российским меркам.
В общем сейчас дует ветер перемен, куда он нас приведет, лично мне неизвестно. Могу сказать лишь одно - спрос на специалистов и экспертов будет расти. В совокупности с ниспадающей ролью классического университетского образования и возрастающей ролью самообразования, это может говорить только об одном: сейчас необходимо получать знания с максимально раннего возраста и постоянно набирать новые. Кроме того, необходимо искать свою сферу работы, где вы сможете приложить усилия с максимальной эффективностью. Только это в совокупности даст успех и желаемый результат в дальнейшем.
Печатая эти строки, я вспомнил про следующий мой пост о национальной идее. Он будет начинаться со строк «Задумался я тут на днях во время написания эссе по теме "Идеальное общество - это утопия, или ..." для ШЭК Репное...». Уместно будет сказать два слова о ШКЭ Репное - ведь по сути этот проект задуман как социальный лифт для талантливой молодежи. Для всех трех возрастных групп, о которые я писал выше, между прочим! Вот и совет третьей группе - идите в следующем году в ШКЭ Репное. По крайней мере, заявочку оставить стоит. Я оставил на этот год - осталось пройти собеседование 30го августа. Подробнее об этом проекте читайте на их
официальном сайте.
Школа эффективных коммуникаций Репное, молодежный парламент, молодежное правительство, молодежный лагерь - это те инструменты, которыми нынешняя региональная элита пытается нащупать будущих лидеров, свою смену по сути. Потому что сейчас такой смены реально нет. И это, на самом деле, огромная проблема. Мы можем сколько угодно говорить о выборных процедурах, механизмах обновления власти, но факт остается фактом: сейчас мы имеем критически малое количество людей, готовых реально работать в регионах. Наиболее талантливые ребята уезжают в Москву/Питер и остаются там, либо уезжают заграницу. Те, кто остаются - их крайне мало, чтобы покрыть дефицит квалифицированных кадров, да и многие из этих ребят уходят в бизнес, находя себе применение там. И вот тогда в эту сферу приходят непрофессионалы, которые всячески не хотят нормально работать. Хотя бы потому что не умеют. Но это уже совсем другой разговор.
А вот о чем действительно стоит здесь сказать, так это о том, что сейчас отсутствует продуманная молодежная политика, отсутствует стремление молодых людей оставаться в регионах (и Воронеж здесь далеко не самый худший город в масштабах страны), отсутствует нормальное финансирование, отсутсвуют социальные лифты, отсутсвуют... Список далеко не полный.
Ранее я вскользь поднимал тему про "бомбу, заложенную Ельциным" - потерянное молодое поколение. И эта тема реально будет стоять очень остро уже через 7-10 лет. Необходимо теперь не упустить новое поколение. И следующий пост будет посвящен не менее важной теме - теме национальной идеи России и русского народа. Сейчас ее по сути нет. Начинать надо с нее. А дальше уходить в частности, например в корне изменив молодежную политику и инвестируя средста бюджета в стимулирование рождаемости, воспитание подрастающего поколения, создание необходимой инфраструктуры (спортивной, музыкальной, общественно-политической и др.), изменение нормативно-правовых актов и др.
И власть это начинает понимать. Кажется...