ВОДА В НАРОДНОЙ МАГИИ

Feb 17, 2014 23:22



Вода в народных представлениях - источник жиз­ни и средство магического очищения. Свидетельства о почитании вод­ных источников нашими предками сохранились в устных свидетельствах и  во многих памятниках письмен­ности. Уральцы до сих пор упоминают в своих рассказах жертвоприношения воде и молитвы возле нее, гадания, заключе­ние браков и союзов, принесение клятв и т. п.

Поклонение священным источникам и колод­цам у славянского населения связывалось с культами Иоанна Крестителя, Ильи-пророка, св. Параскевы-Пятницы, которая была известна как по­кровительница водной стихии. Параскеве - Великомученице молились во время засухи о ниспослании дождя.
Владение вод­ной стихией приписывалось и высшим бо­жествам: сообщалось, что в Петров день люди ходили к реке, молились, бросали в воду платки, нитки, деньги, обливались одой, утверждая, что в воде «Бог есть, и мо­лились они Богу».
В пантеоне финно-угорских народов также важное место занимали божества - покровители водной стихии.

Освящение и другие спосо­бы придания воде магической силы. Приуроченное к некоторым праздникам церковное освящение воды, по народным представлениям, имело целью изгнание из нее бесов, очище­ние вод от скверны. Главным таким праздни­ком в году, включавшим обряд водосвятия, было Крещение. Освященная в этот день вода (святая, свящённая, служенная, крещёная и т. п.) считалась наиболее здоро­вой, целебной, способной защитить от бо­лезней и нечистой силы. Ее хранили в тече­ние года в каждом доме, верили, что она не может испортиться, использовали в лечеб­ных и магических целях.
Святая вода есть. Она у меня долго велась, да позапрошлый год издержалась. Вот знаете, стоит вода, десять лет стояла. И даже она грамма, хоть бы сколько испортилась. Ни на вкус, ни так в ей ничё нету, как зерцёлышко стояла... Когда захвораешь шибко, так попью её... Линёшь возьмёшь в стопочку, выпьешь... У нас кошка, что есть пала в этот колодец. Сейчас-то хлорки вот бросают. А тогда чё ешшо это не было, не заведёно. Так вот, возьмёшь икону-то умоешь, воды-то отлинёшь туда (Скородумское, Ирбитский р-н).
Освящение  могло происходить в другие календарные праздники: в субботу на­кануне Пасхи, в первый день августа (Мокрый Спас) и в некоторые другие дни.
Девята пятница - это день Параскевы Великомученицы. Когда храмы были закрыты, ходили к воде, когда засуха. Как помолимся, и дожж (Сосновское, Каменский р-н).

Наряду с водой освящённой по церковному обряду, чудодейственной и магической счита­лась также вода, набранная из источников в особые дни: в рождественское утро, на Но­вый год, Сретение, в Великий четверг или пятницу (накануне Пасхи - Светлого Христова Воскресенья), в день Ивана Купалы. В великий четверг, невзирая ни на какую погоду, «люди ходили на реку и окунались в ее воды, даже если на реке был еще лед». Соприкосновение с водой должно было принести здоровье и силу на всю сельскую работу.

Волшебная сила воды повы­шалась, если при ее набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты.
Первейшим из таких требований было хожде­ние за водой в полночь или ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось на­брать раньше всех, ее называли непочатой. При наби­рании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении воды в дом. Вот у нас ключ на озере, и мы с ключа воду брали. В двенадцать часов ночи мы по эту воду ходили. Эту воду молчаную принесём, и она нальёт эту воду, и кольцо спустит и вот зеркала наводит... Раз молчаная вода, всё втихомолку делаешь (Дубровино, Туринский).
Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использова­ли для гаданий. Сосуд с водой закапывали в поле, в огороде, клали в основание строящегося дома и т. п.
Дополнительную магическую силу прида­вали воде опущенные в нее растения, монеты, серебряные изделия, крест, зерно, угли из своей печи и т. п. Так, в важнейшем обряде семейного цикла - свадебном - существовал обычай «умывания с колец» перед одеванием невесты прежде чем ехать к венцу. Перед началом одевания невеста умывается водой с кольца (в ковш налита вода, на дне его находится кольцо), причем снимает с себя все белье до последней нитки (Каменский, Ирбитский).
Еще одним способом придания воде магической силы было произнесение заговора над водой («наго­ворная вода».)

Символика воды связана, с одной стороны, с ее природными свойствами - све­жестью, прозрачностью, способностью очи­щать, с быстрым движением, с другой сторо­ны ~ с мифологическими представлениями о воде как о «чужом» пространстве и опасной стихии.
Такие признаки проточной воды, как ее не­скончаемое и быстрое течение, были ведущими в магии обеспечения молочности кормящих матерей и коров.
Если оставленная на ночь под открытым небом вода сохраняла свою чистоту и прозрачность, то это считалось хоро­шим признаком при выборе места для строи­тельства нового дома.
На Ивана Купалу в Таборинском р-не ходили в рожь умываться росой. Считалось, что надо было обнаженными умыться росой во ржи и нагими бежать домой, не оглядываясь - тогда будешь здоровым и красивым. Так умывались с наступлением темноты.
Свежей водой из ручья обрызгивали ульи утром в Юрьев день, «чтобы мед был свежим, как вода, и чтобы пчелы жужжали, как журчит вода в ручье».
К про­точной воде бегали умываться для бодрости и здоровья, ею обливали людей, чтобы у них спорилось дело. Традиционной формулой благопожеланий у славян был приговор: «Будь здоров, как вода».
Во время засухи для вызывания дождя совершали особые обряды, наполненные древнейшими символами и магией. В Каменском районе существовали обряды «ключ чистить» и «с вёдрами бегать».
Когда долго дожжа нет, все собираются клющ щистить. «Айдате клющ щистить, дак хоть дожжика наворожим». А вода ведь холодняя. Щистят, щистят и давай купаться, обрызгивают. А вода-то ведь холодняя. И все искупаются, и клющ выщистят. Там всё выщоркают вехтем. Если струб деревянный, выскоблят и выщистят, вехтем вытрут там и всю воду выщерпают. Все перемокнут. Глядишь, маленькё тущенька какая-то откаль-то придёт и помощит.  Или в тот день не придёт, так на другой день тущенька придёт и помощит. «Ну вот, ладно, что пошли клющ щистить да покупались - вот дожжик и пришёл». А клющ был общий на наш край. Етта в боку и сейщас живой колодес, а в том боку клющ был. (Окулово, Каменский).
Когда засуха была, мужики брали иконы, ходили в поле служили. А то говорят, надо бегать с ведрами, обливать друг дружку. Долго дождя нет, бабы говорят, надо купаться начинать. Кака-нибудь бойкая баба стоит с ведром - раз! Взрослые, старики - как лягуши, бегают, плёшшутся.  Дожжа надо. И как-то воспадало - льёт дожжик. (Синарский, Каменский).

Практически в каждом уральском селе или деревне существуют священные места и пространства, обладающие чудодейственной силой. Наиболее почитаемы среди них - родники, колодцы и источники. С ними связано множество обрядов, поверий и легенд.

Ритуально - магические действия с водой. В качестве очистительной магической силы вода применяется во многочисленных обрядах. В обрядах календарного и семейного циклов, в ритуалах вызывания дождя, в лечебной и хозяйственной магии, в гаданиях   наиболее   распространенными действиями с водой были:
- хождение за водой;
- торжественное внесение ее в дом;
- кропление и обливание людей и скота, хозяйственных построек, предметов, могилы; Ну поишь ребёнка ли, взрослого, или скотину, на темечко вот так скотине и себе, и три раза глотнуть и умыть, хоть человеку, хоть скотине. (Кушва)
- обрядовое умывание «новой» водой;
- купание в речной воде;
- заговаривание воды, предназначенной для лечения; Если взрослый человек испугается, побрызжешь наговоренной водой и пожалуйста. На водичку, на простую водичку наговариваешь... Святых призовёшь. Брызнешь и пьёт эту водичку. (Ленёвское, Режевской).
- питье особой воды; На поле робили, дак пили освящённую воду. Колодес на поле освящали. Может, в год раз, может, два. Чтобы люди работали в поле, дак воду пили щистую, святую  (Сипава, Каменский р-н).
- сплавление по воде различных предметов и т. п.

Для задабри­вания воды в неё бро­сали пищу (хлеб, соль, кашу, зерна, яйца и т. п.) - обычай дарить воду. Когда молодая невеста в первый раз в новом качестве идёт за водой, то кусочек от свадебного каравая «спускает» в колодец с приговором: «Матушка свята вода, дарю тебя хлебом и солью, а ты меня, рабу Божью Елену, добрым здоровьем». (Каменский)

Вода часто ис­пользовалась в любовной магии: девушки ходили к воде, чтобы обеспечить себе успех у парней или для избавления от любовной тоски.
Бегали на реку, из проруби вот так ртом воды брали, да прибежишь домой-то да колобок замешаешь и положишь под подушку колобок-от, что жених придёт, будет у тебя хлеба просить (Баранчинский, Кушв).

Широко известен у всех славян способ гадания по характеру плавающих по воде предметов (брошенных в реку венков, буке­тов, веток, щепок, веников, хлебных изде­лий, свечей, укрепленных на подставках, и т. п.). В Троицу шли венки развивать. В Семик-то завивали венки. Сломят веточки, косничками набасят и оставят на берёзе. А в воскресенье в Троицу-то венки развивать ходили. Бросают в воду и смотрят, у кого потонет, у кого выплывет. У кого потонет - к горю, к смерти. А выплывет - к радости (повсеместно).

Судя по обращениям, ад­ресованным воде, в народном сознании она представлена в женском образе, наделен­ном личными именами (Ульяна, Елена, Ердана), эпитетами и другими характеристиками (милая, чистая, быстрая, матушка-вода, Христова мати, Богова сестрица, водичка орданичка, найстарша царичка и т. п.).
Наи­более частой просьбой к воде является просьба «очис­тить от всего злого» - от болезней, нагово­ров, беды, тоски. ВОДА В НАРОДНОЙ МАГИИ
Вода в народных представлениях - источник жиз­ни и средство магического очищения. Свидетельства о почитании вод­ных источников нашими предками сохранились в устных свидетельствах и  во многих памятниках письмен­ности. Уральцы до сих пор упоминают в своих рассказах жертвоприношения воде и молитвы возле нее, гадания, заключе­ние браков и союзов, принесение клятв и т. п.

Поклонение священным источникам и колод­цам у славянского населения связывалось с культами Иоанна Крестителя, Ильи-пророка, св. Параскевы-Пятницы, которая была известна как по­кровительница водной стихии. Параскеве - Великомученице молились во время засухи о ниспослании дождя.
Владение вод­ной стихией приписывалось и высшим бо­жествам: сообщалось, что в Петров день люди ходили к реке, молились, бросали в воду платки, нитки, деньги, обливались одой, утверждая, что в воде «Бог есть, и мо­лились они Богу».
В пантеоне финно-угорских народов также важное место занимали божества - покровители водной стихии.

Освящение и другие спосо­бы придания воде магической силы. Приуроченное к некоторым праздникам церковное освящение воды, по народным представлениям, имело целью изгнание из нее бесов, очище­ние вод от скверны. Главным таким праздни­ком в году, включавшим обряд водосвятия, было Крещение. Освященная в этот день вода (святая, свящённая, служенная, крещёная и т. п.) считалась наиболее здоро­вой, целебной, способной защитить от бо­лезней и нечистой силы. Ее хранили в тече­ние года в каждом доме, верили, что она не может испортиться, использовали в лечеб­ных и магических целях.
Святая вода есть. Она у меня долго велась, да позапрошлый год издержалась. Вот знаете, стоит вода, десять лет стояла. И даже она грамма, хоть бы сколько испортилась. Ни на вкус, ни так в ей ничё нету, как зерцёлышко стояла... Когда захвораешь шибко, так попью её... Линёшь возьмёшь в стопочку, выпьешь... У нас кошка, что есть пала в этот колодец. Сейчас-то хлорки вот бросают. А тогда чё ешшо это не было, не заведёно. Так вот, возьмёшь икону-то умоешь, воды-то отлинёшь туда (Скородумское, Ирбитский р-н).
Освящение  могло происходить в другие календарные праздники: в субботу на­кануне Пасхи, в первый день августа (Мокрый Спас) и в некоторые другие дни.
Девята пятница - это день Параскевы Великомученицы. Когда храмы были закрыты, ходили к воде, когда засуха. Как помолимся, и дожж (Сосновское, Каменский р-н).

Наряду с водой освящённой по церковному обряду, чудодейственной и магической счита­лась также вода, набранная из источников в особые дни: в рождественское утро, на Но­вый год, Сретение, в Великий четверг или пятницу (накануне Пасхи - Светлого Христова Воскресенья), в день Ивана Купалы. В великий четверг, невзирая ни на какую погоду, «люди ходили на реку и окунались в ее воды, даже если на реке был еще лед». Соприкосновение с водой должно было принести здоровье и силу на всю сельскую работу.

Волшебная сила воды повы­шалась, если при ее набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты.
Первейшим из таких требований было хожде­ние за водой в полночь или ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось на­брать раньше всех, ее называли непочатой. При наби­рании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении воды в дом. Вот у нас ключ на озере, и мы с ключа воду брали. В двенадцать часов ночи мы по эту воду ходили. Эту воду молчаную принесём, и она нальёт эту воду, и кольцо спустит и вот зеркала наводит... Раз молчаная вода, всё втихомолку делаешь (Дубровино, Туринский).
Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использова­ли для гаданий. Сосуд с водой закапывали в поле, в огороде, клали в основание строящегося дома и т. п.
Дополнительную магическую силу прида­вали воде опущенные в нее растения, монеты, серебряные изделия, крест, зерно, угли из своей печи и т. п. Так, в важнейшем обряде семейного цикла - свадебном - существовал обычай «умывания с колец» перед одеванием невесты прежде чем ехать к венцу. Перед началом одевания невеста умывается водой с кольца (в ковш налита вода, на дне его находится кольцо), причем снимает с себя все белье до последней нитки (Каменский, Ирбитский).
Еще одним способом придания воде магической силы было произнесение заговора над водой («наго­ворная вода».)

Символика воды связана, с одной стороны, с ее природными свойствами - све­жестью, прозрачностью, способностью очи­щать, с быстрым движением, с другой сторо­ны ~ с мифологическими представлениями о воде как о «чужом» пространстве и опасной стихии.
Такие признаки проточной воды, как ее не­скончаемое и быстрое течение, были ведущими в магии обеспечения молочности кормящих матерей и коров.
Если оставленная на ночь под открытым небом вода сохраняла свою чистоту и прозрачность, то это считалось хоро­шим признаком при выборе места для строи­тельства нового дома.
На Ивана Купалу в Таборинском р-не ходили в рожь умываться росой. Считалось, что надо было обнаженными умыться росой во ржи и нагими бежать домой, не оглядываясь - тогда будешь здоровым и красивым. Так умывались с наступлением темноты.
Свежей водой из ручья обрызгивали ульи утром в Юрьев день, «чтобы мед был свежим, как вода, и чтобы пчелы жужжали, как журчит вода в ручье».
К про­точной воде бегали умываться для бодрости и здоровья, ею обливали людей, чтобы у них спорилось дело. Традиционной формулой благопожеланий у славян был приговор: «Будь здоров, как вода».
Во время засухи для вызывания дождя совершали особые обряды, наполненные древнейшими символами и магией. В Каменском районе существовали обряды «ключ чистить» и «с вёдрами бегать».
Когда долго дожжа нет, все собираются клющ щистить. «Айдате клющ щистить, дак хоть дожжика наворожим». А вода ведь холодняя. Щистят, щистят и давай купаться, обрызгивают. А вода-то ведь холодняя. И все искупаются, и клющ выщистят. Там всё выщоркают вехтем. Если струб деревянный, выскоблят и выщистят, вехтем вытрут там и всю воду выщерпают. Все перемокнут. Глядишь, маленькё тущенька какая-то откаль-то придёт и помощит.  Или в тот день не придёт, так на другой день тущенька придёт и помощит. «Ну вот, ладно, что пошли клющ щистить да покупались - вот дожжик и пришёл». А клющ был общий на наш край. Етта в боку и сейщас живой колодес, а в том боку клющ был. (Окулово, Каменский).
Когда засуха была, мужики брали иконы, ходили в поле служили. А то говорят, надо бегать с ведрами, обливать друг дружку. Долго дождя нет, бабы говорят, надо купаться начинать. Кака-нибудь бойкая баба стоит с ведром - раз! Взрослые, старики - как лягуши, бегают, плёшшутся.  Дожжа надо. И как-то воспадало - льёт дожжик. (Синарский, Каменский).

Практически в каждом уральском селе или деревне существуют священные места и пространства, обладающие чудодейственной силой. Наиболее почитаемы среди них - родники, колодцы и источники. С ними связано множество обрядов, поверий и легенд.

Ритуально - магические действия с водой. В качестве очистительной магической силы вода применяется во многочисленных обрядах. В обрядах календарного и семейного циклов, в ритуалах вызывания дождя, в лечебной и хозяйственной магии, в гаданиях   наиболее   распространенными действиями с водой были:
- хождение за водой;
- торжественное внесение ее в дом;
- кропление и обливание людей и скота, хозяйственных построек, предметов, могилы; Ну поишь ребёнка ли, взрослого, или скотину, на темечко вот так скотине и себе, и три раза глотнуть и умыть, хоть человеку, хоть скотине. (Кушва)
- обрядовое умывание «новой» водой;
- купание в речной воде;
- заговаривание воды, предназначенной для лечения; Если взрослый человек испугается, побрызжешь наговоренной водой и пожалуйста. На водичку, на простую водичку наговариваешь... Святых призовёшь. Брызнешь и пьёт эту водичку. (Ленёвское, Режевской).
- питье особой воды; На поле робили, дак пили освящённую воду. Колодес на поле освящали. Может, в год раз, может, два. Чтобы люди работали в поле, дак воду пили щистую, святую  (Сипава, Каменский р-н).
- сплавление по воде различных предметов и т. п.

Для задабри­вания воды в неё бро­сали пищу (хлеб, соль, кашу, зерна, яйца и т. п.) - обычай дарить воду. Когда молодая невеста в первый раз в новом качестве идёт за водой, то кусочек от свадебного каравая «спускает» в колодец с приговором: «Матушка свята вода, дарю тебя хлебом и солью, а ты меня, рабу Божью Елену, добрым здоровьем». (Каменский)

Вода часто ис­пользовалась в любовной магии: девушки ходили к воде, чтобы обеспечить себе успех у парней или для избавления от любовной тоски.
Бегали на реку, из проруби вот так ртом воды брали, да прибежишь домой-то да колобок замешаешь и положишь под подушку колобок-от, что жених придёт, будет у тебя хлеба просить (Баранчинский, Кушв).

Широко известен у всех славян способ гадания по характеру плавающих по воде предметов (брошенных в реку венков, буке­тов, веток, щепок, веников, хлебных изде­лий, свечей, укрепленных на подставках, и т. п.). В Троицу шли венки развивать. В Семик-то завивали венки. Сломят веточки, косничками набасят и оставят на берёзе. А в воскресенье в Троицу-то венки развивать ходили. Бросают в воду и смотрят, у кого потонет, у кого выплывет. У кого потонет - к горю, к смерти. А выплывет - к радости (повсеместно).

Судя по обращениям, ад­ресованным воде, в народном сознании она представлена в женском образе, наделен­ном личными именами (Ульяна, Елена, Ердана), эпитетами и другими характеристиками (милая, чистая, быстрая, матушка-вода, Христова мати, Богова сестрица, водичка орданичка, найстарша царичка и т. п.).
Наи­более частой просьбой к воде является просьба «очис­тить от всего злого» - от болезней, нагово­ров, беды, тоски.
Previous post Next post
Up