Вода в народных представлениях - источник жизни и средство магического очищения. Свидетельства о почитании водных источников нашими предками сохранились в устных свидетельствах и во многих памятниках письменности. Уральцы до сих пор упоминают в своих рассказах жертвоприношения воде и молитвы возле нее, гадания, заключение браков и союзов, принесение клятв и т. п.
Поклонение священным источникам и колодцам у славянского населения связывалось с культами Иоанна Крестителя, Ильи-пророка, св. Параскевы-Пятницы, которая была известна как покровительница водной стихии. Параскеве - Великомученице молились во время засухи о ниспослании дождя.
Владение водной стихией приписывалось и высшим божествам: сообщалось, что в Петров день люди ходили к реке, молились, бросали в воду платки, нитки, деньги, обливались одой, утверждая, что в воде «Бог есть, и молились они Богу».
В пантеоне финно-угорских народов также важное место занимали божества - покровители водной стихии.
Освящение и другие способы придания воде магической силы. Приуроченное к некоторым праздникам церковное освящение воды, по народным представлениям, имело целью изгнание из нее бесов, очищение вод от скверны. Главным таким праздником в году, включавшим обряд водосвятия, было Крещение. Освященная в этот день вода (святая, свящённая, служенная, крещёная и т. п.) считалась наиболее здоровой, целебной, способной защитить от болезней и нечистой силы. Ее хранили в течение года в каждом доме, верили, что она не может испортиться, использовали в лечебных и магических целях.
Святая вода есть. Она у меня долго велась, да позапрошлый год издержалась. Вот знаете, стоит вода, десять лет стояла. И даже она грамма, хоть бы сколько испортилась. Ни на вкус, ни так в ей ничё нету, как зерцёлышко стояла... Когда захвораешь шибко, так попью её... Линёшь возьмёшь в стопочку, выпьешь... У нас кошка, что есть пала в этот колодец. Сейчас-то хлорки вот бросают. А тогда чё ешшо это не было, не заведёно. Так вот, возьмёшь икону-то умоешь, воды-то отлинёшь туда (Скородумское, Ирбитский р-н).
Освящение могло происходить в другие календарные праздники: в субботу накануне Пасхи, в первый день августа (Мокрый Спас) и в некоторые другие дни.
Девята пятница - это день Параскевы Великомученицы. Когда храмы были закрыты, ходили к воде, когда засуха. Как помолимся, и дожж (Сосновское, Каменский р-н).
Наряду с водой освящённой по церковному обряду, чудодейственной и магической считалась также вода, набранная из источников в особые дни: в рождественское утро, на Новый год, Сретение, в Великий четверг или пятницу (накануне Пасхи - Светлого Христова Воскресенья), в день Ивана Купалы. В великий четверг, невзирая ни на какую погоду, «люди ходили на реку и окунались в ее воды, даже если на реке был еще лед». Соприкосновение с водой должно было принести здоровье и силу на всю сельскую работу.
Волшебная сила воды повышалась, если при ее набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты.
Первейшим из таких требований было хождение за водой в полночь или ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, ее называли непочатой. При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении воды в дом. Вот у нас ключ на озере, и мы с ключа воду брали. В двенадцать часов ночи мы по эту воду ходили. Эту воду молчаную принесём, и она нальёт эту воду, и кольцо спустит и вот зеркала наводит... Раз молчаная вода, всё втихомолку делаешь (Дубровино, Туринский).
Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий. Сосуд с водой закапывали в поле, в огороде, клали в основание строящегося дома и т. п.
Дополнительную магическую силу придавали воде опущенные в нее растения, монеты, серебряные изделия, крест, зерно, угли из своей печи и т. п. Так, в важнейшем обряде семейного цикла - свадебном - существовал обычай «умывания с колец» перед одеванием невесты прежде чем ехать к венцу. Перед началом одевания невеста умывается водой с кольца (в ковш налита вода, на дне его находится кольцо), причем снимает с себя все белье до последней нитки (Каменский, Ирбитский).
Еще одним способом придания воде магической силы было произнесение заговора над водой («наговорная вода».)
Символика воды связана, с одной стороны, с ее природными свойствами - свежестью, прозрачностью, способностью очищать, с быстрым движением, с другой стороны ~ с мифологическими представлениями о воде как о «чужом» пространстве и опасной стихии.
Такие признаки проточной воды, как ее нескончаемое и быстрое течение, были ведущими в магии обеспечения молочности кормящих матерей и коров.
Если оставленная на ночь под открытым небом вода сохраняла свою чистоту и прозрачность, то это считалось хорошим признаком при выборе места для строительства нового дома.
На Ивана Купалу в Таборинском р-не ходили в рожь умываться росой. Считалось, что надо было обнаженными умыться росой во ржи и нагими бежать домой, не оглядываясь - тогда будешь здоровым и красивым. Так умывались с наступлением темноты.
Свежей водой из ручья обрызгивали ульи утром в Юрьев день, «чтобы мед был свежим, как вода, и чтобы пчелы жужжали, как журчит вода в ручье».
К проточной воде бегали умываться для бодрости и здоровья, ею обливали людей, чтобы у них спорилось дело. Традиционной формулой благопожеланий у славян был приговор: «Будь здоров, как вода».
Во время засухи для вызывания дождя совершали особые обряды, наполненные древнейшими символами и магией. В Каменском районе существовали обряды «ключ чистить» и «с вёдрами бегать».
Когда долго дожжа нет, все собираются клющ щистить. «Айдате клющ щистить, дак хоть дожжика наворожим». А вода ведь холодняя. Щистят, щистят и давай купаться, обрызгивают. А вода-то ведь холодняя. И все искупаются, и клющ выщистят. Там всё выщоркают вехтем. Если струб деревянный, выскоблят и выщистят, вехтем вытрут там и всю воду выщерпают. Все перемокнут. Глядишь, маленькё тущенька какая-то откаль-то придёт и помощит. Или в тот день не придёт, так на другой день тущенька придёт и помощит. «Ну вот, ладно, что пошли клющ щистить да покупались - вот дожжик и пришёл». А клющ был общий на наш край. Етта в боку и сейщас живой колодес, а в том боку клющ был. (Окулово, Каменский).
Когда засуха была, мужики брали иконы, ходили в поле служили. А то говорят, надо бегать с ведрами, обливать друг дружку. Долго дождя нет, бабы говорят, надо купаться начинать. Кака-нибудь бойкая баба стоит с ведром - раз! Взрослые, старики - как лягуши, бегают, плёшшутся. Дожжа надо. И как-то воспадало - льёт дожжик. (Синарский, Каменский).
Практически в каждом уральском селе или деревне существуют священные места и пространства, обладающие чудодейственной силой. Наиболее почитаемы среди них - родники, колодцы и источники. С ними связано множество обрядов, поверий и легенд.
Ритуально - магические действия с водой. В качестве очистительной магической силы вода применяется во многочисленных обрядах. В обрядах календарного и семейного циклов, в ритуалах вызывания дождя, в лечебной и хозяйственной магии, в гаданиях наиболее распространенными действиями с водой были:
- хождение за водой;
- торжественное внесение ее в дом;
- кропление и обливание людей и скота, хозяйственных построек, предметов, могилы; Ну поишь ребёнка ли, взрослого, или скотину, на темечко вот так скотине и себе, и три раза глотнуть и умыть, хоть человеку, хоть скотине. (Кушва)
- обрядовое умывание «новой» водой;
- купание в речной воде;
- заговаривание воды, предназначенной для лечения; Если взрослый человек испугается, побрызжешь наговоренной водой и пожалуйста. На водичку, на простую водичку наговариваешь... Святых призовёшь. Брызнешь и пьёт эту водичку. (Ленёвское, Режевской).
- питье особой воды; На поле робили, дак пили освящённую воду. Колодес на поле освящали. Может, в год раз, может, два. Чтобы люди работали в поле, дак воду пили щистую, святую (Сипава, Каменский р-н).
- сплавление по воде различных предметов и т. п.
Для задабривания воды в неё бросали пищу (хлеб, соль, кашу, зерна, яйца и т. п.) - обычай дарить воду. Когда молодая невеста в первый раз в новом качестве идёт за водой, то кусочек от свадебного каравая «спускает» в колодец с приговором: «Матушка свята вода, дарю тебя хлебом и солью, а ты меня, рабу Божью Елену, добрым здоровьем». (Каменский)
Вода часто использовалась в любовной магии: девушки ходили к воде, чтобы обеспечить себе успех у парней или для избавления от любовной тоски.
Бегали на реку, из проруби вот так ртом воды брали, да прибежишь домой-то да колобок замешаешь и положишь под подушку колобок-от, что жених придёт, будет у тебя хлеба просить (Баранчинский, Кушв).
Широко известен у всех славян способ гадания по характеру плавающих по воде предметов (брошенных в реку венков, букетов, веток, щепок, веников, хлебных изделий, свечей, укрепленных на подставках, и т. п.). В Троицу шли венки развивать. В Семик-то завивали венки. Сломят веточки, косничками набасят и оставят на берёзе. А в воскресенье в Троицу-то венки развивать ходили. Бросают в воду и смотрят, у кого потонет, у кого выплывет. У кого потонет - к горю, к смерти. А выплывет - к радости (повсеместно).
Судя по обращениям, адресованным воде, в народном сознании она представлена в женском образе, наделенном личными именами (Ульяна, Елена, Ердана), эпитетами и другими характеристиками (милая, чистая, быстрая, матушка-вода, Христова мати, Богова сестрица, водичка орданичка, найстарша царичка и т. п.).
Наиболее частой просьбой к воде является просьба «очистить от всего злого» - от болезней, наговоров, беды, тоски. ВОДА В НАРОДНОЙ МАГИИ
Вода в народных представлениях - источник жизни и средство магического очищения. Свидетельства о почитании водных источников нашими предками сохранились в устных свидетельствах и во многих памятниках письменности. Уральцы до сих пор упоминают в своих рассказах жертвоприношения воде и молитвы возле нее, гадания, заключение браков и союзов, принесение клятв и т. п.
Поклонение священным источникам и колодцам у славянского населения связывалось с культами Иоанна Крестителя, Ильи-пророка, св. Параскевы-Пятницы, которая была известна как покровительница водной стихии. Параскеве - Великомученице молились во время засухи о ниспослании дождя.
Владение водной стихией приписывалось и высшим божествам: сообщалось, что в Петров день люди ходили к реке, молились, бросали в воду платки, нитки, деньги, обливались одой, утверждая, что в воде «Бог есть, и молились они Богу».
В пантеоне финно-угорских народов также важное место занимали божества - покровители водной стихии.
Освящение и другие способы придания воде магической силы. Приуроченное к некоторым праздникам церковное освящение воды, по народным представлениям, имело целью изгнание из нее бесов, очищение вод от скверны. Главным таким праздником в году, включавшим обряд водосвятия, было Крещение. Освященная в этот день вода (святая, свящённая, служенная, крещёная и т. п.) считалась наиболее здоровой, целебной, способной защитить от болезней и нечистой силы. Ее хранили в течение года в каждом доме, верили, что она не может испортиться, использовали в лечебных и магических целях.
Святая вода есть. Она у меня долго велась, да позапрошлый год издержалась. Вот знаете, стоит вода, десять лет стояла. И даже она грамма, хоть бы сколько испортилась. Ни на вкус, ни так в ей ничё нету, как зерцёлышко стояла... Когда захвораешь шибко, так попью её... Линёшь возьмёшь в стопочку, выпьешь... У нас кошка, что есть пала в этот колодец. Сейчас-то хлорки вот бросают. А тогда чё ешшо это не было, не заведёно. Так вот, возьмёшь икону-то умоешь, воды-то отлинёшь туда (Скородумское, Ирбитский р-н).
Освящение могло происходить в другие календарные праздники: в субботу накануне Пасхи, в первый день августа (Мокрый Спас) и в некоторые другие дни.
Девята пятница - это день Параскевы Великомученицы. Когда храмы были закрыты, ходили к воде, когда засуха. Как помолимся, и дожж (Сосновское, Каменский р-н).
Наряду с водой освящённой по церковному обряду, чудодейственной и магической считалась также вода, набранная из источников в особые дни: в рождественское утро, на Новый год, Сретение, в Великий четверг или пятницу (накануне Пасхи - Светлого Христова Воскресенья), в день Ивана Купалы. В великий четверг, невзирая ни на какую погоду, «люди ходили на реку и окунались в ее воды, даже если на реке был еще лед». Соприкосновение с водой должно было принести здоровье и силу на всю сельскую работу.
Волшебная сила воды повышалась, если при ее набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты.
Первейшим из таких требований было хождение за водой в полночь или ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, ее называли непочатой. При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении воды в дом. Вот у нас ключ на озере, и мы с ключа воду брали. В двенадцать часов ночи мы по эту воду ходили. Эту воду молчаную принесём, и она нальёт эту воду, и кольцо спустит и вот зеркала наводит... Раз молчаная вода, всё втихомолку делаешь (Дубровино, Туринский).
Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий. Сосуд с водой закапывали в поле, в огороде, клали в основание строящегося дома и т. п.
Дополнительную магическую силу придавали воде опущенные в нее растения, монеты, серебряные изделия, крест, зерно, угли из своей печи и т. п. Так, в важнейшем обряде семейного цикла - свадебном - существовал обычай «умывания с колец» перед одеванием невесты прежде чем ехать к венцу. Перед началом одевания невеста умывается водой с кольца (в ковш налита вода, на дне его находится кольцо), причем снимает с себя все белье до последней нитки (Каменский, Ирбитский).
Еще одним способом придания воде магической силы было произнесение заговора над водой («наговорная вода».)
Символика воды связана, с одной стороны, с ее природными свойствами - свежестью, прозрачностью, способностью очищать, с быстрым движением, с другой стороны ~ с мифологическими представлениями о воде как о «чужом» пространстве и опасной стихии.
Такие признаки проточной воды, как ее нескончаемое и быстрое течение, были ведущими в магии обеспечения молочности кормящих матерей и коров.
Если оставленная на ночь под открытым небом вода сохраняла свою чистоту и прозрачность, то это считалось хорошим признаком при выборе места для строительства нового дома.
На Ивана Купалу в Таборинском р-не ходили в рожь умываться росой. Считалось, что надо было обнаженными умыться росой во ржи и нагими бежать домой, не оглядываясь - тогда будешь здоровым и красивым. Так умывались с наступлением темноты.
Свежей водой из ручья обрызгивали ульи утром в Юрьев день, «чтобы мед был свежим, как вода, и чтобы пчелы жужжали, как журчит вода в ручье».
К проточной воде бегали умываться для бодрости и здоровья, ею обливали людей, чтобы у них спорилось дело. Традиционной формулой благопожеланий у славян был приговор: «Будь здоров, как вода».
Во время засухи для вызывания дождя совершали особые обряды, наполненные древнейшими символами и магией. В Каменском районе существовали обряды «ключ чистить» и «с вёдрами бегать».
Когда долго дожжа нет, все собираются клющ щистить. «Айдате клющ щистить, дак хоть дожжика наворожим». А вода ведь холодняя. Щистят, щистят и давай купаться, обрызгивают. А вода-то ведь холодняя. И все искупаются, и клющ выщистят. Там всё выщоркают вехтем. Если струб деревянный, выскоблят и выщистят, вехтем вытрут там и всю воду выщерпают. Все перемокнут. Глядишь, маленькё тущенька какая-то откаль-то придёт и помощит. Или в тот день не придёт, так на другой день тущенька придёт и помощит. «Ну вот, ладно, что пошли клющ щистить да покупались - вот дожжик и пришёл». А клющ был общий на наш край. Етта в боку и сейщас живой колодес, а в том боку клющ был. (Окулово, Каменский).
Когда засуха была, мужики брали иконы, ходили в поле служили. А то говорят, надо бегать с ведрами, обливать друг дружку. Долго дождя нет, бабы говорят, надо купаться начинать. Кака-нибудь бойкая баба стоит с ведром - раз! Взрослые, старики - как лягуши, бегают, плёшшутся. Дожжа надо. И как-то воспадало - льёт дожжик. (Синарский, Каменский).
Практически в каждом уральском селе или деревне существуют священные места и пространства, обладающие чудодейственной силой. Наиболее почитаемы среди них - родники, колодцы и источники. С ними связано множество обрядов, поверий и легенд.
Ритуально - магические действия с водой. В качестве очистительной магической силы вода применяется во многочисленных обрядах. В обрядах календарного и семейного циклов, в ритуалах вызывания дождя, в лечебной и хозяйственной магии, в гаданиях наиболее распространенными действиями с водой были:
- хождение за водой;
- торжественное внесение ее в дом;
- кропление и обливание людей и скота, хозяйственных построек, предметов, могилы; Ну поишь ребёнка ли, взрослого, или скотину, на темечко вот так скотине и себе, и три раза глотнуть и умыть, хоть человеку, хоть скотине. (Кушва)
- обрядовое умывание «новой» водой;
- купание в речной воде;
- заговаривание воды, предназначенной для лечения; Если взрослый человек испугается, побрызжешь наговоренной водой и пожалуйста. На водичку, на простую водичку наговариваешь... Святых призовёшь. Брызнешь и пьёт эту водичку. (Ленёвское, Режевской).
- питье особой воды; На поле робили, дак пили освящённую воду. Колодес на поле освящали. Может, в год раз, может, два. Чтобы люди работали в поле, дак воду пили щистую, святую (Сипава, Каменский р-н).
- сплавление по воде различных предметов и т. п.
Для задабривания воды в неё бросали пищу (хлеб, соль, кашу, зерна, яйца и т. п.) - обычай дарить воду. Когда молодая невеста в первый раз в новом качестве идёт за водой, то кусочек от свадебного каравая «спускает» в колодец с приговором: «Матушка свята вода, дарю тебя хлебом и солью, а ты меня, рабу Божью Елену, добрым здоровьем». (Каменский)
Вода часто использовалась в любовной магии: девушки ходили к воде, чтобы обеспечить себе успех у парней или для избавления от любовной тоски.
Бегали на реку, из проруби вот так ртом воды брали, да прибежишь домой-то да колобок замешаешь и положишь под подушку колобок-от, что жених придёт, будет у тебя хлеба просить (Баранчинский, Кушв).
Широко известен у всех славян способ гадания по характеру плавающих по воде предметов (брошенных в реку венков, букетов, веток, щепок, веников, хлебных изделий, свечей, укрепленных на подставках, и т. п.). В Троицу шли венки развивать. В Семик-то завивали венки. Сломят веточки, косничками набасят и оставят на берёзе. А в воскресенье в Троицу-то венки развивать ходили. Бросают в воду и смотрят, у кого потонет, у кого выплывет. У кого потонет - к горю, к смерти. А выплывет - к радости (повсеместно).
Судя по обращениям, адресованным воде, в народном сознании она представлена в женском образе, наделенном личными именами (Ульяна, Елена, Ердана), эпитетами и другими характеристиками (милая, чистая, быстрая, матушка-вода, Христова мати, Богова сестрица, водичка орданичка, найстарша царичка и т. п.).
Наиболее частой просьбой к воде является просьба «очистить от всего злого» - от болезней, наговоров, беды, тоски.