Эту легенду мы записали в Таборинском районе летом 2002 года от Галины Стефановны Моцык 1913 года рождения. Галине Стефановне ее рассказал дед, Богдан Полещук, родом из Полесья. «В деяким королевстви був король. Вин мав сина, королевича Валентина. Той син не вважав ани гульби, ани пирування, ани палювання. А вважав вин псалтирь читати, тай Богу молитися».
В некотором королевстве жил-был король. У него был сын Валентин. Он не любил ни веселья, пиров, ни охоты. А любил он читать Псалтырь и молиться Богу. Но больше всего отец огорчался из-за того, что сын ничего слышать не хотел о женитьбе. А других детей королю с королевой Бог не дал. Вот собирает он своих лекарей и звездочетов и пытает их, как ему род королевский продолжить. И самый старый колдун, который еще королевского деда на руках носил, говорит, что родится у короля хороший сын, если непутевого Бог приберет.
Делать нечего, стали казнь готовить. Привели королевича казнить, а он не в горе, не в радости, только молитвы шепчет. Тут подходит к королю старец и просит не казнить Валентина, а отпустить его на один час со старцем, чтобы тот образумился. А тот старец был Иисус Христос переодетый.
Вышли они в поле (а тогда зима была, снег по пояс), подошли к лесу. И тут Иисус Христос сделал весну. А когда стала весна, то вся земля зацвела цветами. «Ты знаешь, сын мой, почему цветы расцветают каждый год?» - спросил Иисус Христос Валентина. «По милости Твоей, Господи», - отвечал королевич.
Пошли дальше. Видят в кустах гнездо упрятано, а над гнездом ворон кружит, птенцов утащить хочет. А вокруг этого ворона птичка летает и на ворона нападает. Летала, била ворона и тут мертвая упала. «Ты знаешь, сын мой, почему каждая тварь бессловесная за свое гнездо до смерти бьется?» «По милости твоей, Господи!»
Пошли дальше. Подошли к святой горе Сионской. Поднимаются на гору, темнеть стало, сумерки. И тут Валентину вся Земля стала видна (Бог дал). Во всех концах парни и девки бегут на свиданки. На вечерках игры играют, целуются. Свадьбы повсюду играют. Молодых в каждом доме как самых дорогих гостей встречают. И только одна девица сидит у края реки и плачет. И как соскочит с берега в воду, топиться вздумала. А Валентин с горы и вниз, хвать ее и спас. И тут он увидел, что у него на спине крылья выросли.
«Ты знаешь, сын мой, что толкнуло тебя с горы?» - спросил Иисус Христос. «Милость Твоя, Господи», - ответил Валентин. Тут он понял, что любовь - это милость Божья, самый дорогой подарок Бога.
И в миг оказался он с невестой в своем королевстве, и закатили свадебный пир. А как отпировали, все королевство на небеса вознеслось.
«С того давнишнього часу на Валентынив день уси весилля грають, та хлопчики с дивчинами грають та знайомляться, женихаються на посидках».
С тех давних времен повелось на Валентинов день свадьбы справлять, парням и девушкам в игры играть и знакомиться поближе на вечерках
[1].
С этим днем связаны некоторые обычаи, отмечаемые в ряде сел и деревень Свердловской области
[2].
Гадания на день святого Валентина
К Валентину-овину ходили ворожили. Если богатой, так он в шубенке пошшупает ж...у, а как бедной - голой рукой (с. Аханасьевское).
Раньше-то в овин ходили. Заднису высунёт в овин, тамо вот коноплё <хранили>, садили там <тогда>: «Ой, девка, мне голой рукой! Бедняк попадёт!» «Девка, мне мохнатой рукой кто-то задел!» «Тебе богатой попадётся» (д. Хилачёво).
Ну дак, раньше-то в овин ходили. А мы уж не ходили в овины-то, до Валентина... В баню вот ходили же девки. Нощью в баню. Подол задрать надо да штобы там - богатый так - кто мохнатой рукой пошшупат заднису. А если бедной, дак то и голой рукой. Тоже галились ребята... кто зазнат, придут и нагалятся (д. Лапаткина).
Овины-то были. Ну дак вот. Котора побежит. Юбку загнёт. А ежели эти, там кто подослушат их, что пойдут ворожить. А хто опять хлыстиком. «Меня, девки, хлыстиком лупнул. Должно, у меня на конях приедет». А мохнатой заденет рукавицой, тот боhатой. То бедной будет жених. Прутиком-то тут боhатой (д. Пеймышева).
В Валентин-день нитку напредут, потом пойдёт дорогу разметут тамо-ко. На етим, на крылечке. Вот так вот, налевшу. Туда разметут дорогу. Вот как-то левой рукой. А сюда не метут. А сюда, сюда. Значит: «Лянтин, иди, жениха веди, Лянтин, иди, жениха веди, Лянтин, иди, жениха веди, Лянтин, иди, жениха веди», - всё идёт, разметат (д. Пеймышева).
Мама его ещё рассказывала. Вот он так нитку провёл, в зеркало давай глядеться. А в двери щёлочку оставил, что «Валянтин иди да мне невесту веди». Да наотмашку веником. А она шла да дошла до него самого. Он и зачуроваться-то не успел. Она его сгребла да тут и возила. А мы заревели да написялися. И всё сидели, пока обидня отошла... Тогда только она отпустила и ушла. А он ёй взял взамуж, эту девушку. Вот тут они на берегу и жили (с. Бия).
Обрядовый хлеб и печенье на Валентинов день
Вот сделали три булки. Булка на булку её ложат... Сердещки нарисуют там эти, настряпают. Кто чё может, то и сделает. И уточки, и всякие разные. Ну, когда это кругом. А сверьху большое серсэ из хорошего теста... Скатёркой закроешь, потом поставишь её, повезёт. Ну, кто там везёт, старуху какую посадит с собой ишшо, раз кошавка <выездные сани>. И вот она и поёт песни, Валентина... Про Валентина и поёт. Ну, старухи раньше знали которы... Все заулки жо он объедет... А этот хлеб девкам баским раздаривали (с. Шутруп).
Сердещко стряпали. Наберёшь в рот воды на реке и бежишь. В чашку выльешь, замесишь тесто, валентинку или сердещко состряпаешь. Всё поставим, кошку запустим. Чью захватит, та взамуж выйдет (с. Димино).
Алентин-от изладится, по деревне ездит. На своей лошаде. А оглобли не изладит. На верёвках. А верёвки-то так излажены, на хомут привяжут. Туды да сюды болтатся. Он сидит. «Алентин-то! Ой, робятишка, вон Алентин едет»... То ремьё на себя оденет, то хорошо снаредится. «Вишь какой, - говорит, - нарядный Алентин едёт». [Почему так называли, Алентин?] А ён каральки таки, сердещком, лентинки собират... Яшшык там привяжет сзади ешшо... По деревне-то едет, яшшык тащится. «Давайте туды все лентинки!» (д. Пеймышева).
Ой, там Алентин, сейчас заселует, чтоб вы сладко ели (д. Зеленый Ор).
Сейчас едет Алентин кральки собирать. Вот едет, там всящину крищит. Ребятишок. Я помню, мы боимся: «Ой, Алентин-от едет лентинки собирать». Все домой побежим... Вот запугивали ребятишок (с. Вняткина).
Поймашь девку в Лентин-день, так её уж не отпустишь (с. Байды).
На Лентина целовались, на санках ездили, ребята катали девок, целовали каждую, лентинками, знащит, омменивались (с. Верх. Овино).
Развлечения молодежи на Валентинов день
В Валентин-день со всех деревень съезжаются (с. Усяниново).
На Валентин-день девки и бабы баски наряды оденут. На конях катались. Ак ить уж не пройдёшь по улисэ никак! В щетыре да в пять рядов на конях-от едут, взадь да вперёд катаются, дак весь мир катались на конях. И малы, и стары, и всяки. С гармошкам, щастушки всяки пели.
На большие скамейки парни седут, девок посадят. Сзади парень, впереди парень сидит, а в середине, можот, три ли, четыре ли девки. Обязательно подопнут, стобы скамейкя пала и чтобы все в снег. Вываляли всех в снегу, затискают!
Молодам-то в Лентин-день много собиралось. Вот там травы какой, можот, сена какого положат в подол-эт, в фартук, закрутят завязки. Травку-х…ставку. И вот, молодам-то <к молодожёнам> ходят, говорят, что «вот эта травка хорошая, попарь, поп`ой его» (д. Баланово).
Обрядовые песни на Валентинов день
В наше-то время каку-ту «Валею» пели женщины. «Валея» какая-то... Какая вот песня достанется, это даже сбыться, говорят, можот. Кто-то замуж выйдёт, кто-то умрёт... Сделают там кольца. Где они были?.. Их в чашку положат железную или даже в глиняную, скрутят платком. И она так сбрякнет, сквозь платка-то поймает её и поют:
Да кому же эта песенка достанется, Валею.
Да кому сбудется, да спомятуется, Валею.
Тому жить бы богато, ходить хорошо, Валею.
А они это-то пропоют, да ишо, ну, скажем:
Ходит груздельник по ельничку,
Ищет груздельник белянощку,
Белянощку да белее себя.
Это хорошая. Если девчонке, дак можно замуж выдти. А есть ещё как-то:
Вывезу печище на репище.
Это к смерти. Это, говорят, нехорошая. Пели только две женщины... Эти сидят. А мы кругом сидим (с. Рычкалово).
[1] СОДФ, ФМ-999-1.
[2] СОДФ, ФМ-44, ФМ-55, ФМ-66, ФМ-77.