2008. Италия, Великобритания. Режиссер Антонио Луиджи Гримальди. В главных ролях: Нанни Моретти, Валерия Голино, Алессандро Гассман, Роман Полански.
Хорошее кино. Неспешное. С нервом, но без истерики. С маленькими радостями, причем - чужими: их проще заметить, чем свои. И еще это история о благих намерениях, которые ведут не туда, куда мы думаем.
Пока Пьетро Паладини спасает тонущую в море незнакомку, дома в результате несчастного случая погибает его жена. «Папа, где ты был?» - с укором спрашивает у отца осиротевшая дочь. Ответ «Спасал чью-то жизнь» вряд ли был уместен.
Пьетро переводит себя в «режим ожидания». Каждый день на скамейке он ждет дочку из школы. Ждет, когда на работе разрешится проблема с объединением компаний. Ждет, когда многочисленные старые и новые знакомые найдут выход из своих жизненных тупиков. По сути, он ничего не делает - просто живет. Но к нему, спокойно сидящему на скамейке, начинают тянуться люди. «Спасибо за совет», «Я ничего тебе не советовал».
Мой любимый момент - эпизод с мальчиком дауном, который радуется сигналам захлопнувшегося в машине замка. Чтобы ребенок испытал счастье, Пьетро достаточно нажать кнопку пульта: «Пик-пик»! Может быть, Паладини - Бог? Нет, он обычный человек, который вдруг остановился. Внешне он спокоен, внутри у него - буря. Тихий хаос.
Одноименный роман Сандро Веронези, по которому снят фильм, хотя и многословен, но получил восторженные отзывы и критиков, и читателей. Так что, сценарная основа для экранизации была крепкой. Но, на мой взгляд, главная сила фильм - в игре Нанни Моретти. Это виртуозное равновесие между жизнерадостностью и меланхолией на фоне панорамы человеческих радостей, огорчений и повседневных ритуалов.
Смотреть такие фильмы вполглаза - пустое занятие.
7 из 10