Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей». Шаманские штучки. Часть 2.

Jul 17, 2014 12:04




Всего 46 фото

Продолжаем посещение этой удивительной выставки «Кочевник. Между Небом и Землей». Первая часть здесь. Акцент в этом втором посте будет на шаманизме, как основе духовной жизни кочевников. О шаманах и шаманизме я кратко остановился в первой части, так, что здесь продолжаем осмотр особо не задерживаясь на подробностях …)

Следующий стенд довольно любопытен. Здесь смешаны ритуальные мотивы прошлого, настоящего и будущего и соседствуют …
02.



… череп медведя, скорее всего, использовавшийся в ритуальных целях. VII-III в. до. н.э. Кость. Бронза. Енисейская губерния…
03.



...и череп неведомого мистического животного работы Даши Намдакова. 2005 год. Серебро. Литье. Чеканка. Патинирование. Череп, по верованиям бурятов является средоточием силы и вместилищем души.
04.



Блюдо из рога лося. V век до н.э. Могильник Кумакский (Три Мара). Оренбургская губерния.
05.



А вот мы и начинаем касаться конкретных «шаманских штучек».
06.



Так называемая «Личина с короной». Бронза. VIII-VII вв. до н.э. г. Илимск.
07.


08.


09.



Этот артефакт археологи довольно лаконично назвали «Пластиной». Железо. Сибирь. Однако «что-то мне подсказывает», что эта «пластина» являлась чем-то более значительным для шаманских обрядов и ритуалов, чем можно почерпнуть из его музейного названия)
10.



«Идол». Медь. Галичский клад. Рубеж III-II тыс. до н.э. Костромская область.
11.



А вот здесь очень интересно. Давайте всмотримся в этого «Идола». Не знаю как вы, но при пристальном «смотрении» на эту фигурку я как бы почувствовал какую-то непонятную силу, тяжесть и темные дАвящие и рваные ощущения исходящие от нее… Хоть эта фотка и получилась не очень четкой, все же можно почувствовать, как говорят, некую своеобразную сильную энергетику этой фигурки в своих ощущениях и эмоциях… Она "живет своей жизнью" и представляет собой возможно опасный артефакт для праздного контакта… - ну, по крайней мере, на мое такое субъективное ощущение) Впечатляюще!
12.



Маска из этого же клада. Мышьяковая медь. Прослеживается эмоциональная преемственость и сходность ощущений при контакте с этой маской. «…Знакомые все лица…») Наверное, вы помните, что эта маска была фактически официальным «лицом» недавней выставки Исторического музея «Бронзовый век. Европа без границ. IV - начало I тысячелетия до новой эры». Там было любопытно, однако, снимать мне там не дали, к сожалению…)
13.



Фигурка фантастического животного. Медь. Галичский клад. Рубеж III-II тыс. до н.э. Костромская область. Да, довольно странный и своеобразный «персонаж».
14.



Кинжал. Мышьяковая медь. Это тот, что повыше. Галичский клад. Рубеж III-II тыс. до н.э. Костромская область.

Кинжал. Бронза. Рубеж III-II тыс. до н.э. г. Пермь.
15.



Еще одна фотка этих кинжалов, но поближе...
16.



Канделябр. Бронза. I-II век. Кубанская область.
17.



И, замечательный экспонат - Золотая «Поясная пластина». I в. до н.э. - I в. Астраханская губерния. Представляете, как бы мог выглядеть этот восхитительный золотой пояс целиком с массой антропоморфных и зооморфных изображений?)
18.


Следующий стенд тоже с «шаманской направленностью"...
19.



«Антропоморфная фигурка». Бронза. Ткань. Кожа. Сибирь. Конец XIX - начало XX вв.
Слегка жутковатая «куколка»)
20.



Наверняка использовалась в особых шаманских ритуалах, - не сильно она походит на изображение добродушного домового) Первое слово, что приходит спонтанно в голову это «Ву-Ду»…)
21.



«Корона шамана». Железо. Сибирь. Кон. XIX - начало XX вв.22.



Еще один ее ракурс…
23.



Вверху «Подвеска» из железа. Сибирь. Кон. XIX - начало XX вв.

Ниже - ножны из бересты. Сибирь. Конец XIX - начало XX вв.
24.


А это, по всей видимости, кисет с трубкой, принадлежавшей сибирскому шаману… Кожа. Дерево. Ткань. Кость. Железо. Стекло. Сибирь. Кон. XIX - начало XX вв. Интересно.
25.



Заключительный стенд из правой группы выставочных витрин. Здесь представлены артефакты позднего средневековья - начала XX века.
26.



Бляха. Бронза. Позднее средневековье. Начало XX века.
27.



И, опять, железная «Пластина» конца XIX - начала XX вв. Скорее всего опять же это амулет или ритуальное украшение, связанное как то с Нижним Миром…, - символ рыбы, как мы помним из первой части… )
28.



Ну, а эта «антропоморфная» фигурка, да еще и из гипса, сразу же напомнила мне египетскую ушепти..) Уж, извините, не смог не написать о таком своем впечатлении) Позднее средневековье. Начало XX века.
29.



Навершия. Железо. Ткань. Конец XIX - начало XX вв. Напоминает рога лося!? Вот и я о том же.
30.


31.



Еще одна бронзовая «Антропоморфная фигурка». Позднее средневековье. Начало XX века. Замечательная работа!
32.



Авторы выставки назвали это нечто «Пластиной». Бронза. …Хотя по фактуре и цвету она больше напоминает серебро…
33.



Довольно любопытный артефакт. Воображение может здесь легко разгуляться (присутствует конкретный образ змеи и даже двух…). У меня возникло множество пространных версий о предназначении этой «Пластины», но, давайте лучше просто взглянем с вами на этот необычный символический и, скорее всего, сакральный предмет и просто попробуем почувствовать его. И неважно, как и где  он использовался или должен был использоваться, а важно то, что вы ощущаете сейчас, какие неосознанные мысли и чьи тени пробегают, где то там, на экране мысленного взора…, вызывая ассоциативные личные ощущения) Замечательная завораживающая вещь…

Кстати, если мы вернемся к фото бляхи под №27, то в ее нижней части также увидим некое подобие похожей лодки с тремя персонажами...34.



Смотрите, как на таком маленьком клочке выставочных площадей раскрывается целый такой большой и загадочный Мир Великой Степи…
35.



Перед тем как перейти к выставочным стендам с противоположной стороны выставочного зала, посмотрим, что еще представлено в центральном объеме выставки в виде археологических артефактов.
36.



Здесь «Погребение воина эпохи средневековья».  Тут сабля, колчан, наконечники стрел, конское седло. Сильно присматриваться и снимать здесь я не стал - во-первых - блики верхнего освещения, поэтому и снято под таким углом, да и вообще - захороненные останки я считаю не стоит выставлять как значительный и важный экспонат, ну да ладно, дело такое…
37.



Тут же, за такой же похожей стеклянной витриной, выставлен халат и почему то один сапог из могильника Маячный Бугор времен первой половины XIV века.
38.



Но вот мы и добрались до более «светских» артефактов, то бишь - оружия и золота!)
39.


40.



Это бронзовое зеркало. VII-IX вв. из Минусинской котловины.
41.



Бронзовый котел с ручками. VII-II в. до н.э.
42.



Вот он поближе...
43.



Навершие. Бронза. VII-III в. до н.э. Енисейская губерния.
44.



Навершие в виде головы кабана. Бронза. Серебро. Железо. Дерево. I-II в. до н.э. Енисейская губерния. Кабан прямо как живой!...)
45.



Бронзовое зеркало с затейливой золотой ручкой. II-I в. до н.э. Курганный могильник «Майеровский III».  Волгоградская область.
46.



Вторая часть нашего посещения выставки "Кочевник. Между Небом и Землей" закончилась. давайте, перейдем к третьей, заключительной части...

Продолжение: Часть 3
Начало: Часть 1

© Vladimir d’Ar

Часть 1
Часть 3

сарматы, музеи, искусство, выставки

Previous post Next post
Up