Фракийское золото - Ожившие легенды и кое что о Фракийском всаднике. Часть 3.

Nov 17, 2013 01:07




Всего 67 фото

Вот и третья, заключительная часть моего повествования о Фракийском Золоте и оживших легендах в недрах столичного Исторического Музея. Первоначально я планировал написать лишь один пост об этой выставке, но количество визуального материала и заинтересовавшей меня информации так «распирало», что я решил рискнуть и опубликовать три поста, поскольку держать все это в себе и для себя я не видел реально возможным. Эта выставка как никакая другая всколыхнула во мне мощный поток неведомых чувств и неосознанных впечатлений. Погрузившись в саму Историю, историю этого народа, его мифы, сказания, и, конечно, попытавшись поймать зыбкие отражения эманаций уникальных сохранившихся артефактов тех времен, я захотел по возможности донести это все для Вас, мои дорогие читатели.

Здесь, конечно же, будет и Золото и Серебро и сами чУдные изделия из этих драгоценных и таинственных металлов. Но важнее то, что они несут с собой в наше время..., свою Историю, связь времен, чувства и эмоции древних мастеров, владельцев этих артефактов, безусловно с любовью отраженных на этой выставке.

Часть 1 - Фракийское золото - ожившие легенды или тайны древнего народа.
Часть 2 - Фракийское золото - ожившие легенды или археологическая золотая лихорадка.

Продолжение под катом...

Конь играл немаловажную роль в жизни фракийцев, что естественно отражалось и на мифологии и религиозных ритуалах. Так называемый Фракийский всадник как раз и являлся таким мощным и глубоким символом этого народа. Он был безусловным объектом поклонения и культа фракийцев. Это божество очень близко по духу с греческими героями. В греческих и римских письменных источниках имя ему было Херос или «герой». Римская иконография отождествляет его с Асклепием, Апполоном и Дионисом.

Официально, древнейшие памятники посвященные Фракийскому всаднику, где он начал изображаться  относятся к IV в. до н.э. Но, совсем недавно у древнего культового святилища Перперикон археологи обнаружили древнее изображение Фракийского воина на керамической урне возрастом около 7000 лет!

При его  описании используются такие эпитеты как Soter - «Спаситель» и Iatros «Целитель». У фракийцев он был более известен как Derzalas «Дерзалас» и его описывали как Великого Бога. Почему он был великий и занимал такое ведущее место фракийских богов понять не трудно - лошадь являлась одним из главных мерил богатства, воинской мощи, объектом мечтаний, возможностей и ресурсов для человека тех древних земель. Недаром в захоронения древних царей и правителей вместе с золотом, оружием, ритуальными предметами, женами, слугами очень часто размещали любимых коней, их богатую сбрую и богатые конские украшения. Именно поэтому мне захотелось отдельно выделить пост, где я смогу рассказать о Фракийском всаднике, символе победы, храбрости, власти, неудержимой воле к победе.

Ну, а пока, продолжим к осмотр этой чУдной и совершенно "умопомрачительной" экспозиции фракийского золота и оживших легенд.

Золотой венок. Вторая четверть IV в до н.э. В передней части венка можно рассмотреть аппликацию богини Ники. В левой руке она держит венок, а в правой фиалу…
02.




03.



Ритон с протомой оленя. Серебро, позолота. Первая половина IV в до н.э.
04.


05.



Поножь для левой ноги воина. Серебро, позолота. Первая половина IV в до н.э. Поножь обильно украшена мифологическими сценами и персонажами.
06.




07.




Наконечники копий. Железо. Первая половина IV в до н.э.
08.



Ритон с головой лани (серны). Серебро, позолота. Первая половина IV в до н.э.
09.



Поверхность фриза покрыта сценой охоты на вепря. Такой сюжет был очень популярен в Древней Греции и Фракии. Это одна из находок в погребении фракийского царя. Национальный музей истории.
10.



Правда динамично и экспрессивно!?
11.


12.




А это - золотой перстень. Первая половина IV в до н.э. На перстне отображена встреча правителя-всадника  его женой. В своих руках она держит фиалу.
13.



А это - бронзовый поднос. Под его устьем припаяна платина с изображением сцены схватки двух обнаженных мужчин, возможно здесь изображен Тесей, убивающий разбойника Синиса. Хоть это и простой поднос, но он явно использовался для обслуживания военачальника.
14.



А на этом золотом кувшине из Могеланского клада изображены две летящие навстречу друг другу колесницы, запряженные четверками крылатых коней несущиеся бешеным галопом, которыми правят боги.
15.



Канфар. Серебро, позолота. 420-400 гг. до н.э. На нем изображен сюжет из трагедии Еврипида «Елена».
16.


17.


18.



Серебряный кувшин. А на этом восхитительном кувшине из Рогозенского клада изображены две летящие навстречу друг другу колесницы, запряженные четверками крылатых коней несущиеся бешеным галопом, которыми правят богини-воительницы.
19.



Другие ракурсы...
20.


21.


22.



Фиала. Серебро. Первая половина IV в до н.э. Рогозенский клад. На дне фиалы изображены шесть рельефных бычьих голов, чередующихся с декоративными элементами в виде желудей. Бычья голова - символ солнца и мужского начала.
23.



Фиала. Серебро. Первая половина IV в до н.э. Рогозенский клад. На дне фиалы изображены в первом ярусе орнамент из изображений плодов миндаля, чередующихся с цветками лотоса, а во втором ярусе - восемь женских голов, между ними выбиты трехлистные пальметты. Изображения переданы объемно на внешней части фиалы.
24.



Ритон с протомой бегущего кентавра. Серебро, позолота. III-I в до н.э. В руках у кентавра трехструнная кифара.
25.




По вертикали рог ритона разбит на три фриза: в самом верхнем изображены кентавры, бегущие навстречу друг другу, под ними,- сцена охоты на кабана, под ними на нижнем фризе - зооморфные сцены охоты. Между кентаврами изображен фронтально орел. Стиль изображения характерен для эллинизма. Очень тщательно изображены охотники-фракийцы, детали их костюмов, снаряжения и вооружения, что очень редко изображалось на ритонах…
26.




27.


28.


29.


30.



А теперь еще раз коснемся немного темы Фракийского всадника. В захоронениях фракийских аристократов и властителей, как правило, находят своё место детали конского снаряжения и характерных украшений. Это не удивительно. Лошадь для фракийца была всем. Даже греческие историки писали с восхищением о фракийских лошадях и виртуозном управлении ими их хозяев.

Во Фракии более тысячи изображений посвящены Фракийскому всаднику, конное изображение которого особенно широко распространилось именно в первые века нашей эры, то есть в период переселения фракийцев на север и восток. Фракийский всадник - не только спутник массового переселения, он его символ и надежда, символ движения и развития. Всадник и конь составляли неделимую и единую фигуру правителя-воина. Именно конь являлся главной ритуальной жертвой на похоронах правителя, это гарантировало ему новое его перерождение.

Человек и конь вместе проходили военные, ценностные испытания сливаясь в обрядовых священнодействах в синтетический образ наездника - сына Великой богини-матери в учении орфийского орфизма, тем самым становясь эмблематичным символом всей фракийской культуры.

Поэтому я решил уделить внимание и деталям фракийских конских боевых и парадных украшений. На выставке они представлены в изобилии.

Чтобы легче понять, где применялись эти украшения, взглянем на контур конской головы. Обычно конское снаряжение состоит из серебряного налобника, двух блях-нащечников, четырех фаларов с декором, зооморфных блях, и множества полусферических бляшек. Фалары - это украшение для скрепления между собой сбруйных ремней. Обычно круглой формы. Фалары бывают наплечные, нагрудные, фалары оголовья. Поэтому их размеры бывают разными.
31.



Фракийский всадник. Слишком явно напоминает знакомый нам образ Георгия Победоносца. Не правда ли!?
32.



Источник

Вот некоторые детали конского снаряжения правителя Фракии. Серебро, позолота. IV в до н.э.

13 - Сцена священного брака Героя с Великой богиней-матерью.
14 - Всадник с копьем в руке. Лошадь здесь является зооморфным символом Солнца и одновременно заместителем царской жертвы в ритуале жертвоприношения.
16 - Всадник с копьем наперевес.
33.



17 - Скачущий всадник с фиалой в руке. За ним волк - символ таинства приобщения смертных к Божественному началу.
18 - Орел-грифон, разрывающий оленя. Символизирует разрывание Бога на куски и его последующее перерождение.
19 - Мистериальный брак Богини со Змеем.
34.



20 - Всадник, с копьем поднявший его над головой медведя. Под копытами волк. Изображение символизирует цикл возрождения после смерти.
35.


36.



Лев и орел-грифон.
37.




Геральдическая пара орлов. За ними - пара грифонов.
38.



Свастикообразная бляшка. Серебро. Середина III в. до н.э.
39.



Другие детали конского снаряжения.
40.


41.


42.


43.


44.



Свастикообразная бляшка. Серебро. Середина III в. до н.э.
45.


46.



Бронзовые удила.
47.


48.


49.



Украшение конской сбруи. Золото. Конец IV - начало III в. до н.э.
50.


51.


52.



Серебряные украшения конской сбруи.
53.




54.



Гидрия. Сосуд для воды.
55.



Ну и в заключении немного о вине. Вино составляло неотъемлемую часть жизни фракийцев. Вино изначально было мистерией. Из древних источников известно, что фракийцы были искусными виноделами, об их вине ходили легенды. Для них вино было питательной жидкостью для духа и тела. Появление бога вина не зря связывают именно с Фракией. Его звали Загрей, который потом постепенно переродился в Диониса. Согласно древней мифологии силы Земли поглотили Загрея, но сердце его спас Зевс, дав ему вторую жизнь, после чего его и стали называть Дионисом. В ходе орфических ритуалов, потребляя вино, фракийцы входили в экстатическое мистическое  состояние. Сейчас это бы назвали измененным состоянием сознания.

Для проведения этих ритуалов, празднований, поминок использовались такие предметы.

Гидрия. Бронза. Середина VI до н.э. Сосуд для смешивания вина с водой.

В декоре гидрии присутствует обнаженная женская фигура. Гидрии использовались наполнения ими воды или вина для пиршеств.
56.




Черпак - киаф. Серебро, позолота. IV-III до н.э. Самый необходимый предмет для пиров, им наполняли сосуды вином для питься пиршествующих.

Ситечко. Серебро, позолота. IV до н.э. Предназначалось для процеживания вина. Оно часто входило в состав сервизов для питья. Ситечки по всей вероятности использовались  во время поминального пиршества, после чего их как другие предметы размещали в захоронении в качестве погребальных даров.

Элементы декора гидрии.
57.


58.


59.


60.



А здесь мы видим ситулу в виде стилизованного ведерка. Бронза. Вторая половина IV до н.э. На ситуле изображена сцена битвы между Эфебом и амозонкой. Эфеб - это 16-ти летний юноша, вскоре становящийся гражданином, проходящий для этого испытания.
61.




62.



Это фиала. Серебро. IV до н.э. Рогозенский клад. Во внешнем декоративном ярусе изображены изящные объемные фигуры четырех пар львов-грифонов. В античной мифологии грифоны являлись стражами золота, обитателями пограничной зоны между физическим и потусторонним миром, спутниками богов.
63.



Пелика краснофигурная. Керамика. Вторая-третья четверть IV до н.э. На ней изображены головы коня, грифона и лик амазонки.
64.



Гидрия-калнис краснофигурная. Керамика. Конец первой четверти IV до н.э. Изображен миф о жервоприношении Ифигении, дочери Агемнона, превращенной Артемидой в лань и впоследствии перенесенной ей в Херсонес Таврический в качестве своей жрицы.
65.



Фиала. Серебро, позолота. Конец V в. до н.э. На внутренней стороне стенок фиалы изображена битва греков с амазонками. Представляете, как великолепно это выглядела эта фиала тогда, в те времена?!
66.



Ну, вот мы и закончили наше путешествие в мир фракийцев, царей и аристократов, воинов и мистиков, художников и открывателей новых земель. Наверное еще чуть-чуть мы с Вами смогли приоткрыть те тайны древнего народа фракийцев, что скрывала такая седая и своенравная История.
67.



В заключение мне хочется дать ссылку на полную версию 47 минутного болгарского фильма Стилияна Иванова «Фракийцы». Кому-то наверное захочется с удовольствием вдумчиво ознакомиться с этим замечательным видео рядом.  Я думаю, что даже то, что фильм идет на болгарском языке не остановит энтузиастов. Именно этот фильм непрерывно показывается  на самой выставочной площадке. Полную версию фильма с русскими титрами мне так и не удалось найти.

image Click to view



Источники:
Сайт Исторического музея с анонсом выставки: http://www.shm.ru/ev109750.html
Фракийские клады Болгарии. Подробный и интересный рассказ о самых разных находках на фракийской земле: http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post249676588/
Информация о фракийцах как о народе: http://moldova-mare.com/rus/histor.php?id=2
Кое-что академическое о фракийцах: http://hvac.livejournal.com/267794.html
Материалы форума Rodstvo.ru: Кто такие фракийцы: смотреть здесь
О святилище Орфея: смотреть здесь
О самом древнем изображении Фракийского всадника - нажать сюда
Любопытный этнономический анализ истории Геродота в рассуждениях о  Фракии, фракийцах и сходности образов Фракийского всадника, Георгия Победоносца и египетского Гора Бехдетского… поинтересоваться
Сайт Глеба Черного: Древняя Фракия - родина винной культуры - зайти на сайт
Фракийское искусство в Болгарии: смотреть здесь
Материалы выставки Фракийское золото. Ожившие легенды.
Словарь религий, обрядов и верований. Мирча Элиаде, Ион Кулиано.
Изображение фракийского всадника - источник

© Vladimir d’Ar

Фракия

Previous post Next post
Up