Самое известное захоронение эпохи Тан в Китае - мавзолей Цяньлин императора Гао-цзуна (628-683 гг.) в 80 км к северу от современного города Сиань. Добраться до Цяньлин из Сианя можно на туристическом автобусе №3, стартующем от Главного вокзала. Этот автобус после танских мавзолеев идет еще до храмового комплекса Фамень, я когда-то о нем
загадки загадывал. Принципиальное отличие императорских гробниц эпохи Тан от погребений прошлых династий, это отказ от строительства пресловутых китайский пирамид. Правители Тан хоть и обладали огромным потенциалом их империи, все же не стали испытывать судьбу и возводить огромные насыпные пирамиды-курганы, требующие больших затрат и капиталовложений. Для погребений они стали использовать естественные горы, в которых прорубались все помещения гробниц.
Фото из окна автобуса. Две сторожевые башни погребального комплекса Цяньлин.
Строительство стало занимать меньше времени, например основные сооружения мавзолея Гао-цзуна возвели всего за один год. Да, и природные горы выглядели внушительней любых творений рук человеческих - высота горы в которой находится мавзолей Цяньлин 1069 м над уровнем моря.
Гора Ляншань внутри которой находится усыпальница Гао-цзуна. Она имеет форму пирамиды, поэтому идеально походит под императорский мавзолей.
Вершина горы Ляншань
Вид одного из склонов. Этот склон любят демонстрировать разные уфологи, как доказательство рукотворности горы Ляншань:)
В мавзолее кроме императора похоронена его жена - императрица У-цзэтянь (624-705 гг.). Эта женщина сумела войти в историю, став первым китайским императором женского пола, в 690 году У-цзетянь провозгласила себя дочерью Будды и официально приняла титул правителя Китая. По сути, именно она возвела большую часть построек в мавзолее Цяньлин, так как эту гробницу мадам У строила и для себя тоже.
"Аллея духов"( шень лу) в Цяньлин.
Фигуры зарубежных послов. Еще в древности им всем зачем-то отломали головы. Слева реконструированные башни ворот комплекса Цяньлин.
Императрица У прославилась многочисленными убийствами своих родственников. Многие ее жертвы, в частности, внучка - принцесса Юн тай, были погребены рядом с мавзолеем кровожадной бабушки ( о мавзолее Юн-тай рассказ чуть ниже)
Как и большинство императорских гробниц в Китае, мавзолей Цяньлин не вскрывается и не исследуется учеными. Была предпринята только одна попытка проникнуть внутрь в 1958 году. Тогда обнаружили нисходящий коридор, ведущий вглубь горы, но дальнейших изысканней не последовало.
В Китае принято чтить покой древних императоров, поэтому на исследования императорских гробниц китайские ученые идут с большой неохотой. Другое дело гробницы людей, имеющих более низкий социальной статус - захоронения наложниц, чиновников и прочих вскрываются регулярно. Именно из этих гробниц поступает основная масса артефактов в китайские музеи.
Ниже, общий вид мавзолея Цяньлин. Аллея духов и две сторожевые башни. Раньше комплекс состоял из многих строений и был обнесен крепостной стеной.
Реконструкция погребального комплекса Цяньлин.
Вид с горы Ляншань вниз на равнину. Серые стелы - это усыпальницы родственников и придворных императора. Многим хотелось упокоиться рядом с императорским мавзолеем.
Ниже фото мавзолея Цяньлин, сделанное в начале 20 века участниками французской археологической экспедиции. Надо сказать, что раньше комплекс выглядел запущенней, но и романтичней, китайцы большие мастера по превращению своих памятников в Диснейлэнд:)
Крылатый конь на аллее духов в Цяньлин.
Раскопки аллеи духов мавзолея Цяньлин в 1909-1918 году.
В комплекс Цяньлин входит множество сопутствующих погребений. Три усыпальницы, принадлежавшие членам императорской семьи были вскрыты и сейчас доступны для осмотра.
К сожалению, из-за недостатка времени я посетил только одну гробницу из трех. Это мавзолей внучки императора Гао-цзуна прицессы Юн-тай (684-701 гг.) .
Юн-тай в свои 17 лет славилась красотой, но это не помешало бабушке, императрице У-цзитянь, отравить ее.
Видно, что мавзолей Юн-тай - классическая китайская пирамида-курган только небольшого размера.
Вентиляционные будки на фото имеют современное происхождение. Гробница была вскрыта в 1961 году и доступна для осмотра. Порой мавзолей посещают большие толпы туристов, поэтому есть необходимость в дополнительной вентиляции.
Нисходящий коридор усыпальницы Юн-тай.
Стены коридоров гробницы покрыты фресками. Судя по всему, это копии, оригиналы китайцы выпилили и отправили в музей Сианя.
Большая часть китайских гробниц имеет весьма простую планировку, это длинный коридор, спускающийся к двум камерам под землей. Первая камера служила для каких-то ритуальных целей, а вторая, сама усыпальница с огромным саркофагом. По бокам еще могут быть небольшие комнатки, где складировались многочисленные керамические фигурки людей и животных, предназначенные для сопровождения покойника в мир теней.
Все глубже и глубже...
Небольшая боковая комната для ритуальных предметов.
Первый зал в усыпальнице принцессы Юн-тай. Все камеры здесь имеют купольные потолки, которые плохо влезают в объектив.
Фрески гробницы Юн-тай считаются шедеврами живописи эпохи Тан.
Вход в погребальную камеру. Почему-то китайцы любили делать очень низкие потолки в проходах гробниц. Видимо, они хотели заставить непрошеных гостей нагибаться и кланяться перед входом в усыпальницу.
Большую часть камеры занимает огромный саркофаг. В отличии от древнеегипетских саркофагов, китайские не выглядят монолитными. Возможно их спускали в камеру по частям, хотя может быть, что как и в Египте, саркофаг "закладывался" еще при строительстве усыпальницы, потом оставляли только маленький проход в камеру.
Стальные решетки, возведенные здесь нынешними китайцами по идее должны защищать древний саркофаг. Но непонятно от чего, ведь можно спокойно просунуть руку и нацарапать что-нибудь на камне, например. Такая решетка защищает от давления большой массы людей, но неужели китайцы думали проводить здесь массовые демонстрации:))
Саркофаг кажется лишенным каких либо украшений и росписей, но это не так. Он покрыт тончайшими рисунками, выгравированными на камне. В погребальной камере было плохое освещение, поэтому далее я привел примеры гравировки на аналогичном саркофаге эпохи Тан из мавзолея Янлин.
Китайский саркофаг - это часто копия настоящего жилого дома, поэтому у него такая же "черепичная" крыша, как и у большинства китайских построек.
Саркофаг занимает почти все свободное место в погребальной камере.
Путь наверх..
Саркофаг эпохи Тан, найденный на территории мавзолея Янлин,
я писал о нем раньше. Судя по всему, в времена Тан гробы были самых больших размеров, если сравнивать с другими эпохами. Хотя еще до н.э. во времена Чжоу известны огромные китайские саркофаги, но танские самые здоровые.
Весь саркофаг покрыт тончайшими еле различимыми рисунками, основной сюжет - какие-то феи и растительные орнаменты.
Керамические фигуры, извлеченные из гробницы Юн-тай, они заменяли собой реальных людей, которые должны были сопровождать усопшего в потустороннем мире. Ранее я выкладывал фото этих фигурок из
Музея провинции Шэньси Другие мои посты, посвященные Китаю:
Пирамиды Китая Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха варваров. Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха Древних Царств. Летние дворцы Пекина. Виктор Сегален и его Китай. Гробница Первого императора Китая Мумии Китая. Китайские гробницы династии Мин. Великая Китайская стена - участок Цзиньшаньлин "Лес пагод" монастыря Таньчжэсы. Крепостные стены и башни Пекина. Запретный Город в Пекине.