Сакральная география левого - правого. Или откуда мудрость берётся.

May 10, 2011 21:45

  В поисках ответа на вопрос о символизме левого и правого у древнеирландских поэтов-филидов, поставленного в моих предыдущих "изысканиях", на этот раз обратимся к смыслу географических сторон света в мифологическом мышлении ( Read more... )

религия, мифология

Leave a comment

ozz_white_wolf May 11 2011, 17:20:41 UTC
"Повесть «Изгнание десси» также помогает определить позицию Мунстера в иерархии. Само слово «десси» означает «вассал, слуга», что позволяет провести параллель с ведическими даса и дасью («враги», «демоны» и «рабы»), которые изображались и как враждебные племена, и как демоны...
То, что Мунстер ассоциируется с музыкальными искусствами,также отождествляет его с четвертой функцией. Ведь мы уже отмечали связь ремесленников и музыкантов низших классов в ирландском и других обществах...
В одной глоссе к Законам несвободные певцы и музыканты называются сronan. Интересно, что это же слово, сrоnan, обыкновенно применяется для описания жужжания мух. В Уэльсе разного рода бродячие певцы объединялись понятием cler, которое также имело значение «мухи». Таким образом, у подножия ирландской социальной лестницы находились грубые, необразованные шуты-рифмачи, которые толпами бродили по дорогам. Сохранилось описание группы таких бродяг числом девять человек: одетые в черные лохмотья, грязные, нечесаные, они с вечера до утра пели на могиле верховного короля после его погребения. Видом своим они были подобны посланцам ада, и когда явился священник и прогнал их молитвой и святой водою, они устрашающими черными птицами поднялись в воздух. Хотя сочинять поношения дозволялось всем поэтам, поэта-хулителя как такового относили к числу «злых людей и сынов смерти» - безумцев, шутов, изгоев, язычников, шлюх, - которые участвуют в пирах демонов. Сходным образом в Индии бродячие мастеровые приравнивались по статусу к мелким музыкантам и считались воплощением демонов."

Reply

nadabramaa May 11 2011, 18:37:05 UTC
звучит логично, но:

Рис Алвин и Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
Глава 5. Иерархия территорий

Когда представители четырех областей, а также люди из угодий Тары собрались вместе, сверхъестественный Трефуйлнгид задал Финглну такой вопрос: «О Финтан, как была ранее поделена Ирландия и что ранее было в ней?» - «Нетрудно сказать, - ответил Финтан - мудрость на Западе, битва на Севере, процветание на Востоке, музыка на Юге и власть в Центре». Тогда Трефуйлнгид попросил его рассказать подробно обо всех атрибутах каждой пятины и центра соответственно. В последующем описании и перечислении присутствуют совпадения и повторы, которые нарушают четкое и лаконичное деление, предложенное Финтаном сначала, однако приведем его полностью, выделяя курсивом элементы, с нашей точки зрения особенно важные.

(...)

ЮГ (Мунстер)

МУЗЫКА (Seis), водопады (esa), чудеса (oenaigi), знать, разбойники, знание, искусность, музыканты, мелодии, песни, мудрость, честь, напевы, учение, наука, доблесть (fiansa), игра в фидхелл, неистовство, свирепость, искусство поэзии, защита, скромность, законы морали, свита, плодородие.

ЦЕНТР (Mum)

КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ, слуги, достоинство, превосходство, твердость, установления, поддержка, разрушение, военачальники, колесничие, воины, верховенство, высшая власть, олламы, мед, доброта, ниво, слава, молва, процветание.

Впрочем, там же: "Цикл Финна - повести о простых людях - рассказывает о событиях, происходивших большей частью на Юге острова."

Reply

ozz_white_wolf May 12 2011, 17:00:55 UTC
см Глава 6 тех же авторов

Reply


Leave a comment

Up