От правления Деция до обращения Константина
Едва придя к власти, в январе 250 года император Деций издал указ, согласно которому каждый житель империи должен принести жертву гению (т.е. божественному духу) императора. Требовалось, чтобы жертвоприношение было совершено в присутствии официальных властей и свидетелей и, как доказательство верноподданства, взамен выдавался сертификат, называемый libellus (буквально «маленькая книжечка»). С тех времён сохранилось всего сорок четыре экземпляра таких либеллиев. Это были шаблонные документы, и вот как выглядел один из них, оформленный в Египте:
(1-я рука): Тем, кто отвечает за жертвоприношения в деревне Феадельфия, от Аврелии Беллии, дочери Петера, и ее дочери Капинии. Мы неизменно приносили жертвы богам, и сейчас, в вашем присутствии и в соответствии с правилами, я также совершила возлияния, принесла жертву и вкусила от приношения, что и прошу вас подтвердить ниже. Да продлятся ваши благие дни.
(2-я рука) Мы, Аврелий Серен и Аврелий Герм, видели, как вы приносили жертву.
(3-я рука) Я, Герм, подтверждаю.
(1-я рука) Первый год правления императора Цезаря Гая Мессия Квинта Траяна Деция Пия Феликса Августа, месяца Пауни 27-го числа.
Испытание жертвоприношением во многих отношениях было проверкой на лояльность. Когда утверждалось, что человек приносил жертвы богам всегда, то подчеркивалось его непрерывное единение с обществом и соответствие его религиозным и социальным нормам. Хотя Деций только пришел к власти, формулировки свидетельства подразумевают, что он выступает продолжателем прежней имперской традиции.
На практике Деций требовал своим эдиктом от подданных не больше, чем Плиний требовал от подданных Траяна, но он посеял среди христиан страх, потому что по букве указа они оказались выделены среди прочих граждан Римской империи в неблагонадёжную группу. К сожалению, сам эдикт утерян, и за пределами христианской литературы у нас нет о нём никаких упоминаний помимо либеллиев. Из их формулировок следует, что по указу в культе должны участвовать все. Раньше христиане могли опасаться только случайного разоблачения или доноса. Теперь же появился закон, вынуждавший христиан делать самостоятельный выбор. Если бы они отказались принести жертву в присутствии римского чиновника, то лишились бы жизни. Если бы они принесли жертву, то нарушили бы данные пред Богом обеты и подверглись вечным мукам в загробной жизни.
Некоторых христиан испугала перспектива выбора между адом и смертью. Испугавшись страданий то ли в этой, то ли в вечной жизни, они попытались либо купить себе нужное свидетельство, либо спастись бегством. Есть признаки, что проблема отступничества существовала и до гонений Деция. Тертуллиан написал трактат «О бегстве во время гонений» в начале III века, в котором осудил побег как трусость. Но с введением в действие нового указа всё больше и больше христиан подавалось в бега, особенно в тех местностях, где их преследование велось интенсивно.
Одним из самых известных беженцев был Киприан Карфагенский. Киприан стал епископом Карфагена в 240-х годах и, когда вышел указ Деция, он предпочел на время скрыться в небольшом селении, затерянном в сельской глуши. Такое бегство было не лишено малодушия и, хотя его не считали самым серьезным грехом, полностью искупить своё прегрешение Киприану удалось только принятием мученической смерти в правление Валериана в 258 году. А вот многие другие христиане, оказавшись тогда перед властями, оказались готовы принести жертву гению императора. И если длительную отлучку ещё можно попытаться как-то объяснить братьям во Христе, то выйти из магистрата целым и с правдоподобным оправданием было практически невозможно.
Таким образом в Северной Африке, где указ императора исполнялся особенно строго, многие христиане предали свою веру или сбежали. Когда гонение Деция закончилось, христиане-отступники попытались вернуться в церковь. Сбежавшие священнослужители полагали, что теперь они могут вернуться на прежние должности, которые занимали до издания указа. Но не все ожидали возвращения беглецов и изменников к прежней жизни, поэтому в церкви Карфагена возникла некоторая напряжённость и трения между её членами.
Легко понять тех, кто не сбежал, кто потерял членов семьи и друзей или, возможно, даже сам подвергся пыткам и тюремному заключению, а теперь должен подчиниться авторитету слабых и нравственно скомпрометировавших себя лидеров. Мы знаем слово «ляпсус», происходящий от латинского lapsus - ошибка, так вот древних христиан, отступивших от веры, называли тогда lapsi - лапси. И тому же Киприану после своего бегства было крайне сложно управлять христианами, исповедовавшими Христа во время гонений. Они прошли через тюрьмы, доказали свою нравственную стойкость, а надо было ещё как-то наладить их отношения с кающимися лапси, принесшими жертву императору. В конечном итоге эта ситуация породила серьёзный раскол в церкви Северной Африки.
Была и третья группа христиан, которым вовсе не пришлось делать никакого выбора. Киприан назвал их «устоявшими» (stantes) - это христиане, которых никогда не арестовывали и не принуждали делать публичных заявлений. Они были в группе риска, поскольку технически все христиане должны были принести жертву и могли быть казнены из-за отсутствия оправдательного либеллия. Однако на практике местным властям было трудно привести к жертвеннику всех жителей, и у нас нет свидетельств, что они вообще пытались это сделать. Короче говоря, эти христиане заслужили уважение тем, что сохранили веру просто сидя по домам.
У нас нет оснований для предположений, какой процент христиан избежал преследований путем бегства, сколько изменило вере, и скольким удалось остаться вне поля зрения властей. Для наших целей важно отметить, что не каждый оказался готов стать мучеником, и что некоторым удалось сохранить свою репутацию, поскольку волна гонения до них не докатилась.
Христианские писатели описывают Деция как нечестивца, а его указ - как одну из козней дьявола. Их легко понять, ведь, по сути, декрет требовал, чтобы христиане отступили от веры или умерли. Однако то, что христиане увидели здесь действие сатаны, вовсе не означает, что указ был направлен против них. По всей видимости, Деций даже не вспомнил о христианах, когда принимал закон.
Недавнее исследование его гонений поставило под сомнение тот факт, что Деций целился в христиан. По своему смыслу эдикт должен был укрепить недостаточно надёжное положение императора. Деций узурпировал власть Филиппа I в 249 году, когда с триумфом вступил в Рим. Шёл период гражданских беспорядков и политической нестабильности, а его победы над готами - главным внешним врагом Рима - дали возможность легионам провозгласить его императором. Но это не означало, что другие римские полководцы или политики пришли в восторг от такой затеи. Обычно об императорах и королях думают как о всемогущих правителях, способных с легкостью подавлять своих врагов. На самом же деле римские императоры чувствовали себя весьма уязвимыми.
Наследственный переход монархии ни в коем случае не был гарантирован; отсутствие взрослых и годных для дела сыновей означало, что власть переходила от одной семьи к другой и от полководца к полководцу. Многие видные римские сенаторы и военачальники могли бы подкрепить свои притязания на власть либо поддержкой армии, либо династическими связями. Даже Августу, преемнику Юлия Цезаря и самому успешному из римских императоров, пришлось бороться с Марком Антонием. А какой образованный римлянин не знал о жалкой смерти Юлия Цезаря? Согласно одной из версий, предшественник Деция на престоле, Филипп I, тоже был не вполне чист: ему вменялась организация убийства молодого императора Гордиана III в 244 г. И вообще римские императоры становились все более уязвимыми для покушений со стороны собственных армий. Очевидно, даже такой успешный и уверенный в себе политик как Деций должен был беспокоиться о своём положении.
В 249 году, когда он пришел к власти, Римская империя находилась под угрозой. Внешняя граница с севера постоянно подвергалась набегам все более агрессивных готов, а внутри государства Децию пришлось бороться с серией сравнительно незначительных, но, тем не менее, систематических восстаний. И когда он вступил в Рим как счастливый защитник северных границ, как императору ему все ещё предстояло справиться с политическими соперниками и консолидировать империю вокруг себя. Деций был успешным государственным деятелем и происходил из знатной семьи, но семья эта была родом с Балкан и не принадлежала старинной итальянской аристократии. В результате возникла деликатная ситуация и предстояло много работы по её исправлению.
Для этого он запустил своего рода пропагандистскую кампанию, которая подчеркивала традиционные римские ценности и преемственность с прошлым - золотой эпохой римских императоров. Он отчеканил специальные монеты и начал серию строительных проектов в Риме, включая реставрацию Колизея в стиле, напоминающем о ранних годах императорского Рима. Придя к власти, Деций даже добавил почетное имя «Траян» к своему собственному, тем самым связав себя с императором Траяном, которого все считали одним из самых успешных и достойных императоров. Частью этой программы стал развёрнутый Децием императорский культ. Принуждая людей к участию в нём, он хотел вернуть Риму былую славу, привлечь к своей персоне внимание и стяжать всеобщую преданность. Указ Деция был связан с максимально широким возрождением традиционных римских ценностей; за ним стояли политические, личные и религиозные интересы.
У большинства христиан так и не возникло повода стать мучениками или исповедниками, но законодательство Деция заметно сказалось на них на всех. В III веке церкви пришлось пережить не только казни за отказ приносить жертвы, но и последовавший за этим раскол в Карфагене. Оказавшись под общими санкциями, люди обычно солидаризируются друг с другом, но тогда это вызвало среди христиан разделение.
Начиная с IV века христиане могли себе позволить уже открыто винить Деция в издании нечестивого указа. Но в случившемся «гонении» примечателен тот факт, что что оно оказалось недолгим и не было направлено конкретно против христиан. Ни в одном либеллии от подписантов не требуется подтвердить, что они не христиане или отрекаются от христианства. Там этого и быть не могло. Декрет касался социального соответствия и политической лояльности. То, что христиане восприняли действия Деция как преследование, не означает, что сам Деций намеревался преследовать их. Чтобы осуждать римлян за преследование христиан, нужно быть уверенным, что они преследовали их намеренно или, по крайней мере, осознавали, что они их преследуют. Но христиане не занимали в сознании Деция такого большого места, каким оно представляется современной науке или воображению более поздних христианских авторов. Перед нами лишь законодательный акт непродолжительного действия, призванный обеспечить социальную, политическую и религиозную консолидацию. То, что усилия Деция по обеспечению безопасности своей империи сказались таким образом на христианах, вызывает глубокое сожаление, но это не является свидетельством антихристианского законодательства. То была попытка единения, а не гонения.
_______
Весьма доволен собой, что подобрал созвучный смысловой перевод заключительной фразе prosecution, not persecution: единение, а не гонение.