Занимательное это дело - чтение Житий святых. Иной раз такое встретишь, что не знаешь, как реагировать.
Конечно, далеко не все истории соответствуют исторической действительности, но если кто-то что-то и придумал, то потом церковь всё равно приняла эти выдумки (или невыдумки) и сделала частью своего предания. Зачем??
Сегодня память свв.мчч. Романа и Варула, и вот что говорит о них церковное предание:
"..святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: "Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам".
"Вот это поворот!" Роман не мог не понимать, что после его заявления Варула тоже примут и начнут истязать, но всё таки сдал его на ровном месте, когда никто не вынуждал указывать на сообщников и единомышленников. Рассказчик не даёт нравственной оценки этому поступку, то есть, видимо, солидаризируется с ним. А что, разумно: чем больше мучеников, тем больше слава Церкви. "Чем больше сдадим, тем лучше" ©
Вы знаете, что сначала канонизировали скопом чуть не всех подряд новомучеников российских просто по факту их уничтожения, а потом, когда начали знакомиться с их следственными делами, то некоторых пришлось деканонизировать? Просто потому, что на допросах они стучали на своих собратий. А здесь что мешает деканонизации? Срок давности истёк?
Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его.
Что и требовалось доказать. Варул - единственный персонаж этой истории, вызывающий сочувствие. Потому что дальше ещё жёстче.
Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его
"На том свете напьёшься, сынок", типа. Приклонила - это как? Он не хотел, сопротивлялся, а она взяла и приклонила? Не мать, а ехидна. Господь Иисус на Кресте тоже просил пить. Но в логике этой истории Богородица должна была отказать ему и подать копьё воину, чтобы тот пробил Сыну рёбра. Единственное объяснение тому факту, что подобные истории до сих пор принадлежат церковной традиции, я вижу в том, что их давно только переписывают (а последние двадцать лет тупо копипейстят), но никто не читает.