Кое-что о мавзолее Теодориха, (ч.2, интерьер)

Oct 23, 2019 08:30

Теперь войдём внутрь. Перед входом заметим, как сделана арка над ним. (Лучше всего видно внизу страницы, на самом последнем рисунке-реконструкции). Тот же метод зигзагообразного соединения блоков мы увидим на всех арках как снаружи, так и внутри. Широко известный древнеримским строителям, этот способ крепления клинчатых камней с ответными выступами ко времени Теодориха уже использовался разве что на Востоке Средиземноморья. И это ещё одно указание на то, что к работе могли быть привлечены мастера из Сирии или Малой Азии (совр. Турция).
Дверь, через которую мы вошли, обращена к западу. Соответственно, сам мавзолей ориентирован на восток, как и внутреннее помещение. Его крестообразная планировка вызывала предположения, что изначально гробница была внизу, а не на верхнем этаже. Хотя бы по аналогии с мавзолеем Галлы Плацидии, где в подобной часовне стоит три гробницы в нишах, образованных концами креста. Возможно, Теодорих планировал здесь семейное захоронение? Мы не знаем.




Обращают на себя внимание углы помещения, которые образованы не за счёт соединения разных блоков, а вырезаны в монолите. Те же оконечности креста в плане не представляют собой плоские стены, но имеют в углах небольшие искривления. И понятно зачем: чтобы вывести проём световых окон в правильном перпендикулярном направлении относительно внешних стен. Попробуйте вписать крест в десятиугольник и провести наружу окна - та ещё задача!

Помимо небольшого карниза, идущего по периметру помещения на границе стены и свода, единственным видимым украшением являются две морские раковины из камня, врезанные в углы восточной ниши. Они могут показаться совершенно инородным элементом, но они тут с самого начала. В античности такая раковина каким-то образом считалась погребальным атрибутом. Почему - я не знаю. Есть у меня догадка, что это самая древняя па́тера - ритуальное блюдце для возлияний на могилу, но надо уточнять. Больше нет ни малейшего намёка на то, что здесь были какие-то другие украшения интерьера в виде архитектурных элементов, росписей или мозаик. Напоследок обратим внимание на замковые камни свода и перейдём на второй этаж. Для этого нужно выйти на улицу и подняться по внешней лестнице с противоположной входу стороны. Где находилась прежняя лестница можно только предполагать, но скорее всего там же, у восточной стены. Впрочем, если король был погребён всё же наверху, то совершенно логично, что лестницы туда не было вообще, дабы не тревожить его прах.




Отверстия в стене говорят о бывшем здесь креплении декоративных элементов или облицовки. Но мы не знаем, к какому времени они относятся.

Войдя внутрь помещения на втором этаже, мы сразу видим напротив окно в форме креста и посредине ванну с отбитым краем. Это очень массивная ванна, она сделана из порфира и, следовательно, могла принадлежать только королю, императору, или членам их семей. Но это царская ванна, а не царская гробница! Теодориха что - похоронили в ванной?! Ну вообще-то запросто могли - размер соответствующий. Если сочинить к ней подходящую крышку, то почему нет, случаи были. Другое дело, что втащили её сюда только в 1913 году, когда окончательно решили назначить подходящим для саркофага местом второй уровень мавзолея. (Перед этим, кстати, здесь отремонтировали пол. Описания XVI-XVII веков говорят, что пол был мозаичным, но мы не знаем, был ли он таким с самого начала).




Откуда же взяли эту ванну? В средневековых источниках говорится о каком-то роскошном резервуаре, лежавшем перед входом, и теперь считается, что это тот самый резервуар, что Теодорих был похоронен именно в нём, но так ли это - доподлинно установить невозможно. Мы не знаем, когда из мавзолея были убраны останки короля, был ли здесь погребён с ним кто-то ещё (например, его внук король Аталарих, о погребении которого вообще ничего неизвестно), есть только предания и предположения.

Почему же в конце концов решили, что саркофаг должен был стоять наверху? Ответ простой: Равенна тогда располагалась ещё очень близко к морю, тут рядом даже маяк стоял, очень известный в античности (Плиний Старший его упоминает), и нередко случались наводнения. Кто бы стал подвергать останки покойного монарха опасности регулярных затоплений? Ну и другие соображения были, конечно, тоже: видимое отсутствие лестницы, близость к столь грандиозному куполу и т.д.




Трещину внизу.

Давайте же посмотрим теперь на купол изнутри. Сохранились остатки его росписи - крест посредине, но краска средневековая или даже ещё более поздняя. То же касается проглядывающих кое-где надписей. Не будем забывать, что усыпальницей мавзолей прослужил от силы полвека, а храмом или часовней - без малого полторы тысячи лет. Возможно, изначально свод украшала мозаика. И знаменитая трещина на куполе не могла остаться без своей легенды. Вообще легенды, связанные с трещинами на чем-либо примечательных камнях, присутствуют во многих культурах самого разного времени, это едва ли не предмет для отдельного исследования (сразу вспоминается трещина на колонне храма Гроба Господня). Наша легенда говорит, что разгневанный Господь поразил мавзолей молнией и испепелил тело злочестивого Теодориха. История продуктивная: она сразу объясняет и трещину, и исчезновение останков, но главное - несёт следы антиарианской полемики. Есть мнение, что мавзолей опустошили воины Юстиниана, навсегда изгнавшие ариан из этих мест. Это вероятно, но не более того.

Что ещё? Несколько световых окошечек, помимо главного, что в форме креста. Ещё вырезанный из камня массивный крест под ним и, ниже, арочная ниша. Вроде всё, довольно пусто. Но вы представляете себе, каким величественным могло быть это место, украшенное мерцающей мозаикой сверху и снизу, с облицованными мрамором стенами и навсегда угасшими бронзовыми светильниками? Когда лучшими певчими были спеты последние погребальные песни в этой сказочной акустике, когда двери затворились за Теодорихом в последний раз, дым кадильниц иссяк и остался только крестообразный луч света, осеняющий порфировую гробницу.

Конечно, мавзолей пострадал от времени, какие-то наружные архитектурные элементы были утрачены так же, как и внутренние. Начиная с позапрошлого века, когда наполовину погрузившийся в почву мавзолей откопали и расчистили, была предпринята масса попыток представить себе его изначальный вид, но большинство из них совершенно спекулятивны и в лучшем случае основываются на внешности аналогичных сооружений того времени. Самые консервативные варианты реконструкций, однако, мало что добавляют к нынешнему виду мавзолея короля остготов Теодориха Великого.




Макет из Равеннского археологического музея. Не самый фантастический вариант реконструкции.




Очень прикольно, но вряд ли отроги могли служить постаментами для скульптур апостолов - у них двускатная, а не плоская верхняя часть.

мавзолей теодориха, равенна

Previous post Next post
Up