Вообще-то заметку правильнее было назвать не «Кое-что», а «Всё, что достаточно знать о мавзолее Теодориха».
Сегодня первая часть, вид снаружи.
В Равенне можно бывать снова и снова, там всегда можно найти что-то, чего не видел раньше, можно многократно приходить любоваться мозаиками храмов, но с мавзолея Теодориха (520 г.) хватит одного раза. Однако этот один раз должен состояться обязательно. Достаточно сказать, что некоторые современники уподобляли его мавзолею в Галикарнасе, а тот числился одним из семи чудес света, так что взглянуть точно стоит.
Во-первых, стоит эта пятнадцатиметровая махина на невидимом кирпичном фундаменте. Тот уходит минимум на полтора метра вглубь и почти на восемь метров в стороны. Почему так много? А там вокруг ещё ограда была: металлическая решётка на частых мраморных столбах выше двух метров высотой, и она отстояла от стен на расстоянии около пяти метров - ей тоже была нужна прочная основа.
Откос, зеленеющий с правой (южной) стороны, лишь отчасти даёт понять, насколько ушёл вглубь культурный слой мавзолея.
В отличие от своего фундамента мавзолей сложен без строительного раствора. Известняк привезли из Истрии (Хорватия, на другом берегу Адриатики), обтесали на месте и подогнали блоки друг ко другу с ювелирной точностью по той же технике, что соединяет блоки колонн.
Эта техника называется «анатироз». У соединяемых поверхностей немного выбирают середину, оставляя лишь гладкую каёмку по периметру. В результате верхний блок давит своим весом не на всю поверхность нижнего, а только на такую же кайму. Это увеличивает прочность соединения? Нет, просто сильно экономит время подгонки поверхностей друг ко другу.
У мавзолея два хорошо различимых этажа. Скорее всего, нижний служил часовней для поминовений, а верхний - той самой усыпальницей, где ненадолго почил король готов. Планировка центральная, согласная с традицией римской элиты. Но от современных ему мавзолеев римских императоров склеп Теодориха имел некоторые важные отличия. Например, у него было два этажа, тогда как в Риме от них давно отказались, и он стоял обособленно, а римляне пристраивали их к церквям.
Потом, если хорошо приглядеться, то у нижнего этажа обнаружится десять граней, тогда как римляне использовали восьмигранник или круг. Да, десять граней - это не круг, но круглое число! Современник Теодориха, известный философ и богослов Боэций считал его совершенным числом и символом неба. Может, дело и не в Боэции, но другого объяснения такой оригинальной затее пока никто не нашёл.
При строительстве усыпальница была расположена сразу за тогдашней городской стеной, согласно античной традиции - возле дороги. Здесь же было и готское кладбище, место которого видно на снимке за мавзолеем.
А вот на крыше мавзолея видны выступающие уголками отроги, которых не десять, как следовало бы ожидать симметричности ради, а двенадцать. Здесь значение числа не вызывает сомнения, поскольку на каждом отроге написано имя апостола. Правда, и тут есть небольшая загадка. Это не совсем те двенадцать апостолов, что ходили вслед за Христом, но это бы ладно. В конце концов, в той же Равенне есть подобные списки, воплощённые в изображениях, и там всегда присутствует апостол Павел, например, который ну никак не может быть отнесён к числу Двенадцати (к слову, лично он и Иисуса-то в глаза не видел, если исключить его видения). Но здесь есть ещё евангелисты Марк и Лука, и в таком виде список является традиционным для Восточного Средиземноморья той эпохи, а никак не для Запада. Этот ребус дал учёным возможность предположить, что для соответствующих работ привлекались мастера с Востока.
На этих отрогах имена апостолов Иакова и Иоанна.
И ещё одна интересная аллюзия: к тому времени в Константинополе уже вторую сотню лет хоронили всех императоров, начиная с Константина Великого, только в храме Святых Апостолов. Возможно, считавший себя повелителем Запада Теодорих тоже нашёл упокоение в апостольском кругу, чтобы уподобить себя императорам Востока.
Вообще крыша мавзолея - едва ли не самая примечательная его деталь. При собственной высоте три метра и диаметре почти в одиннадцать метров она абсолютно монолитна, сделана целиком из одной каменной глыбы. (Вот где слово «монолит»: «монос» - один, и «литос» - камень, оправдано полностью!) Весит больше трёхсот тонн. Единственный способ, которым её могли поставить наверх - это метод ещё древнеегипетских строителей. Постройка полностью засыпалась песком, по которому глыбу волокли на катках, после чего песок убирали. А отроги на крыше были вполне функциональными проушинами, за которые её и тащили. Купол имеет заметную трещину. Скорее всего, она образовалась на этапе установки. Хорошо видно, что проушины с именами апостолов сориентированы не очень правильно относительно входа в мавзолей. Вероятно, получив трещину, строители решили больше не двигать гигантский камень, а оставить его как он уже лёг.
Трещина видна справа на фото. И орнамент Zangenfriese хорошо различим.
Ещё обратим внимание на один загадочный орнамент под самым куполом по всему периметру усыпальницы. Учёные условно назвали узор «щипчиками», а загадка в том, что у него нет аналогов. Ну то есть нашли какое-то сходство с парой образцов ювелирного искусства на севере древней Европы, но это не выходит за рамки случайного совпадения. А ведь каждая архитектурная деталь, даже малейшая, обычно имеет своё обоснование и аналогии. Здесь мы этого не видим. Поэтому кое-кто даже осмелился сделать экзотичное предположение, что своей формой мавзолей обыгрывает шатёр кочевников (коими прежде были готы), выступающие отроги - это колышки внутренних подпорок, а узор - застёжки. Без комментариев.
Продолжение: интерьер.