Происхождение апокалиптических воззрений
Ко времени Иисуса в среде палестинских евреев иудейский апокалиптизм стал широко распространён и весьма влиятелен. Можно проследить его развитие из корней, что были заложены лет за 150-170 до Иисусова рождения во время событий, вошедших в историю как восстание Маккавеев. В то время контролировал обетованную землю и жёстко преследовал живших на ней евреев чужой для них царь Сирии. Чтобы понять смысл как самих преследований, так и ответных действий иудеев, осознать влияние всего конфликта на развитие апокалиптического мировоззрения, нам придётся немного вспомнить предшествовавшие события.
Как мы уже видели, маленький Израиль постоянно находился в центре международной борьбы за власть в Восточном Средиземноморье. Его собственная армия побеждалась, а сама страна захватывалась одним могущественным народом за другим: в 722 г. до н.э. ассирийцами, в 586 вавилонянами, в 539 персами, потом греками. Армию греков привёл Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.). Он победил персов и распространил греческую культуру почти по всему востоку Средиземноморья. Когда Александр внезапно умер в 323 г, его генералы поделили между собой всю огромную империю от Греции до реки Инд. Палестиной (это более позднее имя той территории, под которой мы сейчас подразумеваем Израиль) тогда владели египтяне, пока в 198 г. до н.э. сирийцы её не отняли.
Мы не можем знать, что тогда чувствовало большинство иудеев по поводу иноземного владычества: почти полтысячи лет земля обетованная контролировалась не избранным народом, а всякими иноземцами. Без сомнения, многие иудеи противились им, но у нас слишком мало текстов той поры, чтобы составить реальную картину. Совершенно ясно одно - под сирийской властью всё стало только хуже, особенно когда трон занял Антиох IV, известный как Антиох Епифан. Антиох отнюдь не был благодушным правителем, исповедовавшим принцип «живи сам и дай жить другим». Он активно расширял границы своего царства (во многом за счёт Египта) и настойчиво распространял на захваченных землях свою культурную гегемонию. В частности, он был заинтересован в насаждении среди подвластных народов греческой культуры - самой передовой и цивилизованной, как тогда считалось. И конечно, это спровоцировало массу конфликтов с палестинскими евреями, поскольку они старались исполнять закон Моисеев, а у того были серьёзные противоречия с диктатом греческой культуры. Еврейские мужчины обрезывались, что для греков выглядело странно, если не сказать смешно, соблюдались пищевые ограничения, чествовались субботы и определённые религиозные праздники. А самое главное - поклонялись иудеи только Богу Израиля, и никаким другим богам греческого средиземноморского пантеона.
Антиох же старался всё переделать по-своему. Ему казалось важным сделать свою империю однородной в культурном и религиозном плане. История его столкновения с Израилем описана в Первой книге Маккавейской, которая представляет собой подробный рассказ о яростном восстании, поднятом палестинскими иудеями в 167 г. до н.э. против политики Антиоха. Книга названа в честь семьи, стоявшей у истоков восстания - Маккавеев. Прозвище «Маккавей» предположительно обозначает кузнечный молот и сначала принадлежало лидеру мятежников Иуде Маккавею (возможно, из-за его бойцовских качеств), а потом перешло на всю его семью. Прежде семья была известна как Хасмонеи, по имени отдалённого предка. Для целей нашего исследования важно не то, как происходило восстание, как евреи победили и после стольких лет наконец образовали в земле обетованной собственное независимое государство, которое продержалось почти столетие, пока в 63 г. до н.э. его не завоевали римляне под началом знаменитого Помпея. Здесь нам важны события, спровоцировавшие восстание - попытки Антиоха переменить религию и культуру Израиля.
Согласно Первой книге Маккавейской, когда в 175 г. до н.э. Антиох IV занял престол, некоторые ренегаты из числа евреев с энтузиазмом поддержали его идею направить народ Израиля по греческому пути. Эти люди принялись насаждать греческую культуру среди своих соотечественников. Они выстроили в Иерусалиме греческий гимнасий (что-то вроде греческого культурного центра) и даже пытались хирургическим путём избавиться от следов обрезания, чтобы при занятиях спортом никого не смущать своим видом (1 Макк 1:11-15). Такое положение дел далеко не у всех вызвало восторг. Наконец, Антиох выступил против Иерусалима, напал на него, осквернил Храм и забрал из него всю ценную утварь, которую священники использовали для жертвоприношений, предписанных Торой (1 Макк 1:20-23). Автор текста сообщает нам, что Антиох пролил много крови «и говорил с великою надменностью» (1 Макк 1:24).
Через два года Антиох снова захватил город, множество домов сжёг, разрушил, и угнал в рабство женщин и детей (1:29-32). Затем, чтобы унифицировать культуру своего царства, он всем разослал повеление «чтобы каждый оставил свой закон» (1:42); в частности, было запрещено традиционное храмовое богослужение, сам Храм был снова осквернён, родителям запрещалось обрезывать детей, исполнение Закона Моисея было запрещено под страхом смерти (1:44-50). Начались страшные гонения: в Храме приносились языческие жертвы, по всей Иудее наставили алтарей языческих богов, книги Торы изымались и уничтожались, а того, у кого находили Тору, тут же казнили. Больше того: «… по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи их, домы их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали» (1:60,61).
Разве можно было как-то объяснить эту жуткую ситуацию? Ведь люди страдали не потому, что Бог наказывал их за нарушение Закона, а потому, что враги Божьи угнетали их за исполнение Закона. Прежнее пророческое объяснение страданий не подходило для новых обстоятельств. И тогда сформировался новое мировоззрение, которое учёные сейчас называют апокалиптизмом. Впервые его чётко выразила тогда же, ещё во времена Маккавеев, последняя из написанных книг Ветхого Завета - Книга пророка Даниила.
Мне интересно, откуда Эрман взял этот сюжет про избавление от следов обрезания ради занятий спортом. (even had operations to “remove the marks of circumcision” so that they could participate in sports without the embarrassing sign of circumcision there for all to see). И как они это делали? Как?? В тексте Писания говорится просто об отказе от обрезания, что можно понять лишь как отказ обрезывать новорожденных. Скорее всего, где-то у Shaye Cohen, «From the Maccabbees to the Mishnah» (Philadelphia: Westminster, 1987) сыскал, он ссылается на эту книгу вообще, но не в данном частном случае.
UPD Эписпазмом это называется, как оказалось. Читал и плакал. См. в комментах, там ссылка на англ.