Быть в согласии с самим собой...

Jun 15, 2011 18:59



Клеман Россе (Clement Rosset), профессор философии, исповедует радостный и парадоксальный взгляд на мир: лучше не переживать понапрасну и быть счастливым, потому что худшее наверняка произойдет.Среди его последних книг - "Вдали от меня и Тропиков" ("Loin de moi et de Тгоpique", Editions de Minuit, 2000).

Бесполезно разыскивать свое глубинное "Я", чтобы прийти к согласию с собой ... потому что такого "Я" не существует ! Просто, уверен философ, нам надо не пропустить свой шанс быть счастливыми ...

Psychologies: Быть в согласии с собой - что это значит, по-вашему?

Клеман Россе: Это значит чувствовать себя в своей тарелке, быть счастливым, не задаваться вопросами о себе и своих поступках. Это такое состояние, которое обозначает нашу природную "доминанту"; получается, одни могут быть в согласии с собой, а другие - не могут. И нельзя сделать ничего такого, что вызвало бы у нас это состояние. Потому что нам удается только то, что мы делаем естественно, без лишних раздумий и усилий. Как правило, очень хорошо выстроенные планы рушатся. Наши заранее продуманные удары по мячу, в которые мы вкладываем и волю, и желание, часто заканчиваются тем, что мяч вылетает за пределы поля. Рефлексия в момент совершения поступка - это враг успеха. Только спонтанно мы делаем то, что позволяет нам чувствовать себя хорошо. Если оглядеться вокруг, присмотреться к тем, кто рядом, мы увидим, что многим людям это удается. Конечно, можно найти сотни современных книг, авторы которых рассказывают о своем неблагополучии, о том, как им неуютно и неудобно в собственной жизни. Но я не думаю, что так обстоит дело с большинством из нас.

Допустим. Но ведь наше окружение тоже влияет на то, будем мы в согласии с собой или нет?

К. Р.: Нет! Способность сохранять душевный покой предполагает умение жить "в своем заповедном caдy", не заботясь о других. Наслаждаться этим состоянием и не стремиться изо всех сил им поделиться. Занять такую позицию непросто, поскольку ее часто расценивают как эгоизм. Разумеется, когда мы можем помочь кому-то, сделать что-то для человека, попавшего в беду, было бы предосудительно отстраниться. Но я бы сказал, что иногда эгоизм является достоинством: подумайте о многочисленных "благодетелях человечества", погyбивших миллионы людей. Можно считать желательным состояние, когда мы не "озабочены" другим: не пытаемся ни осчастливить его, ни ему навредить. Я не доверяю неистовому желанию сделать других счастливыми: обычно это отражение желания передать другим свои неврозы.

Получается, мы никак не можем повлиять ни на наше внутреннее состояние, ни на самоощущение других?

К. Р.: Конечно, звучит довольно безнадежно. Но не совсем. Чувство согласия с собой -дар, который надо уметь принимать. И вот тут мы можем кое-что сделать, поскольку вопреки тому, как мы привыкли считать, жить в этом состоянии не так-то просто. Чувство вины и ложная боязнь проявить чрезмерный эгоизм заставляют некоторых из нас отказываться от радости жизни, к которой мы склонны от природы. "Кусочки неудачи проглотить легче, чем кусочки удачи", - заметил испанский философ Бальтасар Грасиан-и-Моралес. Мы умеем сжимать кулаки, стойко переносить трудности, всеми силами противостоять ударам судьбы, проблемам. А вот от "большого куска удачи" мы можем впасть в растерянность. Любовь, богатство, успех иногда труднее переварить, чем несчастье. Это тот страх победы, о котором говорят применительно к чемпионам, когда они зависают и проигрывают партию, хотя у них было все, чтобы победить.

Но чемпион знает, чего он хочет: выиграть матч. А если я не знаю, чего хочу, может, мне надо присмотреться к своему внутреннему «Я», чтобы выбрать верный путь, который приведет к согласию с собой?

К. Р.: Это неверная постановка вопроса, поскольку никакого внутреннего Я, которое было бы ключом к нашей личности и скрывалось бы за нашим обычным Я, не существует. Так что я не думаю, что надо пытаться отыскать его у себя - и у других, кстати, тоже. Мы слышим иногда от других: "Mнe бы хотелось узнать тебя поглубже". Но есть ли в нас это глубинное, тайное Я? Нет, это призрак, ловушка, фантом, который не дает нам покоя. Наше желание его выследить, ухватить, застать врасплох, взять силой - это предприятие, обреченное на неудачу. Я каждого из нас соткано из обстоятельств, случайных встреч и событий, которые наложили на нас свой отпечаток. Они превратили нас в лоскутное одеяло, сшитое из множества кусочков - особенных, уникальных. Это Я - общественное, а не личное - вполне реально и к тому же прекрасно умеет находить наилучшие для нас решения, не обращаясь за помощью к нашему личному, скрытому Я.

А как же бессознательное? Вы думаете, его не существует?

К. Р.: Существует, но это вовсе не наше тайное Я, то автономное Я, которое якобы находится в самой глубине нашего существа. Наша индивидуальность всегда строится в отношениях с другими. Наше бессознательное, импульсы, которые действуют в нас, приходят снаружи. Они возникают оттого, что мы пытаемся воспроизводить, копировать желания наших родителей и тех, кого мы выбрали себе в образцы. Если вы отправились полежать на кушетке психоаналитика, ошибка кроется уже в самом вопросе, который вы себе задаете: A чего же я хочу на самом деле? Лучший из миров - не тот, где получают желаемое, а тот, где вообще чего-то хотят. Желание - это жизнь. Главный источник неблагополучия - отсутствие намерения, ясного желания. Тот, кто чувствует разлад с самим собой, часто человек колеблющийся: Завтра я займусь плаванием, послезавтра - бегом трусцой ... И, разумеется, ничего не происходит: если вы не знаете, чего хотите, то у вас нет никакого шанса этого добиться! "Eсть только один способ любить женщин - заключать их в свои объятия. Все остальное - дружба, уважение, интеллектуальная симпатия без любви - это фантомы, и фантомы жестокие. Потому что именно фантомы по-настоящему жестоки: с реальными фактами всегда можно договориться", - так считал писатель Анри де Монтерлан. Отсутствие согласия с собой или четкого, конкретного желания - как искривленное дерево, которое очень трудно выпрямить. И это не проходит с возрастом.

Все это не слишком радостно ...

К. Р.: Ну почему же. Нередко происходят чудеса. Вмешивается случай. И когда так бывает, надо хвататься за протянутый шест. Некоторые умеют использовать свой шанс. Другие, к несчастью, обладают талантом отказываться от того, что было бы для них благом, и предпочитают мучить себя, потому что в страдании они кричат, чувствуют, что живы, и, главное, могут доставать окружающих своими несчастьями. Это не такая уж малая компенсация. Как бы там ни было, будьте покойны: все обстоит плохо. Давайте мужаться!

Источник:  Дap, который нужно уметь принимать
ИНТЕРВЬЮ НИКОЛАЙ ОРЛОВ
журнал Psychologies, июнь 2011

Previous post Next post
Up