4 метода психотерапии, чтобы вернуться к себе

Jun 15, 2011 17:53



Разные виды психотерапии - это разные пути, которые ведут нас к встрече с собой, к внутренней зрелости и целостности. Четыре метода, о которых рассказывают специалисты.

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ
Марина Хазанова, клиент-центрированный терапевт
«Ощутить, что значит быть собой, можно, лишь позволив себе переживать все, что с нами происходит. Если что-то болит, согласиться с тем, что нам больно. Если нас что-то радует, не стесняться этого и выразить свою радость. Не отрицать в себе то, что не нравится, но признать: это - тоже часть моего "Я". Клиент-центрированная терапия позволяет в атмосфере безопасности и свободы выражать любые чувства и эмоции. На встрече с терапевтом клиент рассказывает о том, что его волнует, огорчает, злит или смешит, в чем он не уверен, что ему нравится или не нравится в себе. Терапевт слушает - внимательно, уважительно, стараясь понять происходящее, то, что переживает клиент. Его задача - быть рядом и безусловно принимать пациента, то есть внутренне соглашаться с тем, какой он есть в данный момент. Это помогает собеседнику перестать бояться своих чувств, стать ближе к самому себе. Создатель этого метода, американский психолог Карл Роджерс был уверен в том, что "каждый человек по природе своей положителен" и стремится к внутреннему развитию и духовному росту, а препятствуют этому неблагоприятные условия и обстоятельства. После клиент-центрированной терапии многие начинают лучше себя чувствовать в буквальном смысле. Человек приобретает способность оценивать ситуацию исходя из собственных ценностей и действовать в соответствии со своими интересами. Он становится спокойнее и увереннее, легче справляется с неприятностями, лучше относится к людям и больше доверяет себе".
Об этом: "Взгляд на психотерапию. Становление человека" Карл Роджерс (Прогресс, 1994).

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
Нифонт Долгополов, гештальт-терапевт
«Во время сеанса гештальт-терапии мы исследуем переживания клиента, его ценности и желания, учим быть внимательным к себе. Ведь до тех пор, пока человек отказывается признать в себе то или иное чувство, он не может быть полностью самим собой. Этот метод помогает осознать себя, понять свои настоящие чувства и желания, ощутить границы своего "Я". Когда эти границы прочны и вместе с тем гибки, легче приспосабливаться к окружающему миру, в том числе к другим людям, без которых невозможно удовлетворить свои потребности. Определить свои границы (а иногда и выстроить их) помогают прямые вопросы: "Кто я такой?","Что для меня в жизни главное?", "Какие ценности я считаю своими?" Важная часть работы - признание собственных прав: «Я имею право отличаться от других, я имею право говорить "Heт", я имею право на любые чувства, даже если они кому-то неприятны". Признав свое право быть собой, мы сможем определить, что из того, что мы имеем, нам полезно, а что нет. Гештальт-терапия помогает и тогда, когда мы чего-то хотим, к чему-то стремимся, но никак не можем этого достичь. В этом случае задача терапии - "завершить" это переживание, причем не обязательно позитивно: иногда мы можем признать, что добиться желаемого просто невозможно. В результате появляется чувство легкости, ведь мы освобождаемся от того, что нам не удается сделать "своим", и открываемся для новых возможностей".
Об этом: «Практика гештальт-терапии. Фриц Перлз (Академический проект, 2008), «Гештальт: искусство контакта. Серж Гингер (Культура, 2010).

ИНТЕГРАТИВНАЯ КИНЕСИОЛОГИЯ
Ольга Троицкая , психотерапевт
Интегративная кинесиология, как и другие методы телесно-ориентированной психотерапии, работает с "запечатленными" в нашем теле переживаниями и ощущениями. Этот метод направлен в первую очередь на работу с последствиями психологической травмы, которые и много лет спустя могут оказывать разрушающее влияние на жизнь человека. Наше тело моментально реагирует на опасность, готовясь к борьбе или к бегству. Но так же организм может вести себя и тогда, когда реальной угрозы нет. Например, выступая на защите диплома, студент вдруг теряет дар речи и покрывается красными пятнами. Оказывается, когда-то в школе его высмеяли и унизили после выступления перед классом. В похожей ситуации тело "вспомнило" тот случай и, решив, что ситуация угрожающая, запустило стрессовую реакцию. В момент опасности (реальной или кажущейся) работают рефлексы. Наш метод с помощью специальных упражнений помогает "убрать" автоматическую реакцию, которая мешает человеку осознавать ситуацию и действовать адекватно. Мы учим прислушиваться к своим телесным ощущениям, осознавать свои реакции на то или иное движение. И предлагаем делать упражнения до тех пор, пока клиент не почувствует, что ему этого достаточно ... Выполняя их, он наблюдает за происходящими в себе изменениями. Он задает себе вопросы и прислушивается к телесным реакциям, которые появляются в ответ на них. Такой опыт помогает ему в дальнейшем отличать свои импульсивные реакции от подлинных чувств".
Об этом: Интегративная кинесиология, Светлана Смирнова (ЦМК, 2011).

ПСИХОДРАМА
Елена Лопухина, психотерапевт
"Психодрама - метод групповой психотерапии, который был разработан психологом Якобом Морено в начале ХХ века. Однако этот подход широко используется и в индивидуальной терапии (монодрама). Психодрама - это исследование внутреннего мира человека и его отношений с другими людьми средствами ролевой игры. Морено считал, что наша личность состоит из отдельных взаимодействующих между собой частей (или ролей): чем шире репертуар этих ролей , тем лучше обстоят дела с душевным здоровьем и личностным развитием человека. На психодраматической сессии клиент с помощью других членов группы воссоздает и изучает в действии сложный мир своих отношений и переживаний . В результате он, например, может понять, как его"испуганная" часть блокирует ту, которая стремится к счастливой жизни. В психодраме мы не только встречаемся с разными частями своей личности, рассматриваем, как они влияют друг на друга и на наше поведение, но и можем заменять механизмы взаимодействия своих ролей на более зрелые и продуктивные. В процессе работы клиент становится одновременно и творцом, и главным героем своей драмы. Он воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни , разыгрывая сцены, относящиеся к его проблеме, как если бы они происходили в данный момент. "Драматическое" понимается не как театральность, а как драматургия: ведь человек , подобно драматургу, может пересматривать и переделывать события своей жизни. О внутреннем мире можно рассказать образными средствами. Для работы с клиентом мы выбираем тот, который ему ближе: он может с помощью группы разыграть сновидение, рассказать сказку, воплотить метафору состояния , воспроизвести сцену из жизни ... Одно из преимуществ психодрамы в том, что опыт самопознания приобретает не только клиент, но и все участники группы. Они сравнивают происходящее со своими ощущениями, жизненным опытом и начинают лучше понимать то, что происходит с ними».
Об этом: "Играть по-русски. Психодрама в России: истории, смыслы, символы" Елена Лопухина, Екатерина Михайлова (Класс, 2003).

"Четыре способа вернуться к себе" ТЕКСТ АННА ФАТЕЕВА, ЕЛЕНА ШЕВЧЕНКО
журнал Psychologies, июнь 2011

Previous post Next post
Up