На долю каждого из нас выпадают испытания и невзгоды - жизнь ни для кого не становится вечным праздником. Главное - даже в непростые времена оставаться человеком, не опускать руки и сохранить в сердце любовь. Герои рассказов Анны Кирьяновой доказывают: мир всегда отвечает добром на добро и тот, кто искренен и честен с собой и другими, переживет любые лишения и обретет счастье. Эти истории - о любви и предательстве, подвигах и коварстве, чудесах и ошибках, - утешат и подскажут ответы на самые важные вопросы.
У каждого человека иногда настают времена, когда весь мир и люди вокруг кажутся неприветливыми, настроенными против него и холодными. В такие моменты очень важно найти прочную опору, тихую гавань способ не поддаться депрессии. Самое верное лекарство от жизненных проблем и невзгод - это атмосфера уюта и родные, надёжные, уютные люди, находящиеся рядом. Они всегда помогут перебороть это непростое время, не утратив оптимизм и любовь в сердце.
Анна Кирьянова, автор добрых и светлых историй, в своей книге подскажет решение непростых и важных жизненных задач, подарит надежду и вдохновение жить.
Избранные цитаты и рассказы из книги:
«Не надо слишком доверять тому, кто тридцать лет назад вас бросил. И не отдал кассетный магнитофон. Потому что люди не меняются, к сожалению. И поступят с вами так же жестоко, как когда-то…»
«Не надо слушать тех, кто под видом правды говорит вам смертельные вещи и отравляет вам душу.»
«О хороших вещах надо говорить хорошо. Ничего, что пока их у нас нет. Счастье и богатство приходят к тем, кто умеет их ценить. Хорошие вещи приходят к тем, кто не хочет их разломать или сжечь. Это древняя гавайская техника благословения, - другого слова не подобрать. Говорите хорошо о хорошем. Радуйтесь, что оно есть в мире. И оно придет в вашу жизнь. Счастье, любовь, деньги… Все это есть в магазинчике. А значит, мы когда-то сможем это купить.»
«Неизбежный разрыв отношений все равно произойдет, если кто-то этого хочет. Разрыв можно отодвинуть на время. Но это время вы проведете в роли бесправного раба. А потом все равно придется как-то реагировать.»
Один молодой человек купил хороший телефон - крутой, замечательный, с массой функций, - за большую сумму. Много работал, копил, потом купил и показал в компании друзьям. Друзья отнеслись равнодушно вроде бы, но на самом деле только о телефоне и говорили. Что цена на него завышена, что можно купить гораздо лучший телефон дешевле, что этот телефон прослужит недолго, что отзывы о нем плохие… Как это глупо - купить такой дорогой и почти бесполезный телефон!
Эти друзья работали мало и плохо; деньги тратили на выпивку и на развлечения. Да и не было денег особо, они же еще кредиты платили. И такого про покупку наговорили, что молодой человек очень расстроился. Телефон стал казаться ему никчемной роскошью, все удовольствие прошло. А потом он заболел простудой и неделю восстанавливал здоровье.
Женщина в новом дорогом платье пришла на работу; ей живо сказали, что в таком платье сумасшедшая соседка по грибы ходит. И еще сказали, что в одном магазине точь-в-точь такие же платья продаются в десять раз дешевле! Реплика, - но никакого отличия. Это говорили две дамы, одетые как артист Милляр в фильме «Морозко». И с такой же внешностью. Женщина краснела, бледнела, пока все высказывались, а потом упала, когда шла с работы, и порвала платье сильно. А потом заболела; желудок дал о себе знать.И невесту так могут обесценить. И нашу картину или наш текст. Нашу мечту. Вообще все, что нам дорого. За что мы много заплатили или что мы огромным трудом создали. И это влияет на наше здоровье очень сильно; потому что в эту вещь мы вложились. Это - наша личная энергия, наша часть, в некотором роде. Когда хулят, хают, обесценивают то, что нам дорого, наносят удары по нам лично. Так это воспринимает мозг.
Надо подумать: кто хулит и критикует наш дорогой телефон или кубок победителя? Кому так не нравится соболья шуба или «Ягуар»? Или наша картина? Что есть у этих людей и чего добились лично они? Многое станет ясным. Умысел сразу понятен, поэтому мы избавим себя от «двойного послания». И надо сразу дать понять, что мнение этих «друзей» нам неинтересно. Спасибо, конечно, но мне мой телефон нравится. А эту красивую девушку я люблю и не хочу обсуждать.
Не позволяйте бить себя и доводить до болезни хулой и ядовитыми замечаниями. Надо уважать себя, свое решение, свой выбор, свой труд. И не слишком похваляться, конечно; лучше обсудить свой телефон с теми, кто уже пользуется таким же. Или намеревается пользоваться…
***
Человек себя показывает в конфликте. В период ссоры человек полностью раскрывается: какой он на самом деле и на что способен. Пока все мирно и тихо, мы можем совершенно человека не знать. Он вполне любезен и вежлив. А небольшое охлаждение и маленькая размолвка полностью его покажут - он как свиток с письменами развернется…
Не спешите себя винить и тотчас бежать с извинениями за человеком, который внезапно раздражился и устроил скандал на пустом месте. Может быть, это психопат, к сожалению. Или просто дурной человек, скверный. Нормальному человеку надо просто остыть. Но он не будет делать вам ничего плохого, просто будет переживать и переоценивать свое поведение. А нехороший человек так себя покажет, что вы ахнете. И будете рады ссоре; ведь именно благодаря размолвке вы поняли, с кем имели дело…
Если взять страдание себе,
можно спасти другого человека. Принять страдание и лишения, а другого спасти. Так думала одна шестилетняя девочка. Ее звали Симона Вейль. Симона перестала есть сахар, потому что солдаты гибнут и голодают на войне. Шла Первая мировая. Какой странный поступок, не так ли?
Она стала философом, эта Симона Вейль. И еще много странных поступков совершила: пошла работать на завод в тяжелейшие условия, хотя имела отличное образование. Но раз другие люди работают так тяжело, она тоже должна, правильно? Она поехала в Испанию воевать с фашистами, хотя очень плохо видела и была пацифисткой. Но если другие борются с фашизмом, значит, и она должна, так ведь? Она писала о Боге и человеке. О том, что в страдании человек становится собой. А еще писала о сказках братьев Гримм и о таинственных числах пифагорейцев. Она была мистиком.
Потом фашисты пришли к власти. Евреев отправляли в лагеря смерти и сжигали в печах. Симона Вейль была в безопасной Америке. Она боролась, участвовала в митингах и забастовках, взывала к общественности, а потом просто стала есть столько же, сколько давали узникам концлагерей. Ровно столько же. Страдание надо разделить, принять на себя, так она считала. И тогда у кого-то страдания будет меньше, так ведь? Она умерла от голода в 34 года. Это было в 1943 году.
Может быть, она зря заморила себя голодом? Но была другая Симона Вейль, еврейская девочка, которую в 1944 году отправили в Освенцим. Там она была обречена на страшную смерть, но каким-то чудом выжила.
Выжила, стала известным французским политиком, боролась за свободу и демократию, открыто выражала свои взгляды. И против фашизма боролась, конечно. Вышла замуж, родила троих сыновей и всю жизнь прожила с мужем. Долгую жизнь - девяносто лет. Хорошую долгую жизнь…
И в энциклопедиях есть две Симоны Вейль: философ-мистик и политик. Одна умерла в 34. Другая - в 90.
Может, истинные мистики правы. И страдание можно разделить или вовсе принять на себя - целиком. Чтобы выжил другой; другая девочка.
Может, несъеденный сахарок достается тому, ради кого мы его не съели?
Если больше ничем не можешь помочь, можно разделить страдание и спасти другого. Того, кто очень хочет выжить и жить…
Это главный признак своего человека: нам не тесно вместе. И ничто не раздражает, не тяготит.
А если это началось - раздражение, значит, что-то не так. Мы отдаляемся друг от друга, когда совместность тяготит, а не спасает от тягот мира. Мы перестаем быть «своими», и первый признак - раздражение и неудобство. В отеле или в вагоне - не важно. Но так начинается отдаление и отчуждение. Это главный признак и сигнал.
Доктор Бернард Лоун,
великий кардиохирург, стал разрешать «инфарктникам» садиться. Немножко двигаться. Шевелиться… И пациенты стали быстрее и чаще выздоравливать. Это противоречило правилу: строжайший постельный режим! Но оказалось, что двигаться надо обязательно. Переменять положение тела.
Потом доктор приехал в СССР; его хорошо приняли ученые коллеги. Но когда доктор стал советовать посадить пациентов в кресло и дать им двигаться, ему сказали сурово: вы - капиталисты. Эксплуататоры, уж извините. И вам надо, чтобы человек побыстрее принялся за работу. А у нас - гуманный социализм. И у нас человек будет лежать с судном, спеленутый, как мумия, столько, сколько надо! Пока не выздоровеет. Или не умрет. Но он будет лежать! И мы не позволим тормошить больного человека и заставлять его шевелиться. Потому что для нас главное - правильное лечение гражданина, а не его работоспособность! Имеет право лежать - пусть лежит. Не трогайте его!
Доктор ужасно удивился и даже главу в своей книге посвятил такому гуманизму. Губительному, прямо скажем.
Потому что человека надо немножко тормошить и шевелить. Немножко разрешать ему двигаться. Даже принуждать. Тогда он быстрее поправится.
Жизнь и люди не оставляют нас в покое. Это иногда ужасно злит и раздражает. Мы только прилегли! Только присели, а уже пора вставать, что-то делать, улучшать, исправлять, защищаться…
Вот и хорошо. Доктор Лоун оказался абсолютно прав. Кто шевелился, тот выжил и выздоровел. И начал снова работать.
И мы начнем. Немножко отдохнем и встанем. И не будем слишком сердиться на тех, кто нас заставляет двигаться. Даже на эксплуататоров…
Не стоит жаловаться, что ты никому не нужен и одинок. Кроме сочувствия жалостливых людей, ничего не получишь. Раз нет претендентов, так и будешь лежать в углу, как забытая всеми кукла. Ничего нет привлекательного в ненужной вещи. Раз она никому не нужна, нам тоже неинтересна, - так уж люди устроены.
Это так устроены люди. Они обращают внимание на востребованные вещи и на игрушки, которые кому-то тоже нужны. Демонстрировать одиночество не надо. И жаловаться на него не надо. Если вам никто не дарит цветы, купите себе букетик сами. И принесите на работу. Или по улице с ним пройдитесь - на вас посмотрит гораздо больше людей, чем обычно. И удерживать близкого человека словами: «Без тебя я останусь в одиночестве!» - тоже не надо. Искать работу со словами «Других вариантов у меня нет», - не стоит. В трудные периоды отношений не надо уныло сидеть в одиночестве. Когда ты нужен кому-то, ты нужен и другим. Больше шансов найти свою любовь, свое счастье или хорошую работу…
***
К животным надо хорошо относиться
У них есть душа. Они отлично все понимают, только сказать не могут. А обезьяна Коко могла говорить - ее научили языку глухонемых. И речь она понимала на слух.
Эта удивительная обезьяна шутила; говорила, что она птичка и умеет летать! А потом добавляла: это просто шутка! Обругала другую обезьяну, когда та оторвала кукле ногу: «Ты грязный плохой туалет!» И еще у нее были котята - настоящие котята. Она их любила, эта Коко. Ухаживала за ними и растила. А когда один котеночек заболел и умер, Коко сказали об этом - и она заплакала горько. А потом разгневалась…
Просто с Коко занимались и учили говорить. И слушать. У кого есть домашние питомцы, те знают: наши любимцы нас отлично понимают. Просто говорить не могут, а ловких пальцев, как у Коко, у них нет - чтобы жестами говорить.Они просто смотрят и ложатся рядом. Или садятся. Успокаивают нас и поддерживают. Плачут и смеются. Переживают за нас. Любят нас бескорыстной и абсолютной любовью, которую мы так отчаянно и тщетно пытаемся найти у людей.
Потом Коко умерла. Но незадолго до смерти она сказала на языке глухонемых: «Природа наблюдает за вами!»
«Может быть, она просто не знала слово «Бог». А может, думала, что ее не поймут. Даже людей не всегда понимают, когда они так говорят.
Не обижайте животных. Бог наблюдает за нами. И у всех есть душа. Просто одни умеют говорить, а другие молча терпят…
Недаром спасшийся человек дает разные хорошие обещания и приносит богатые жертвы другим людям. Он чувствует, что его не просто так спасли, а для какой-то важной миссии. Но потом про это в суете дней забывает… Так уж люди устроены.
Или вас ждет кто-то, кому вы жизненно-необходимы, кто без вас не сможет жить и дышать. Вы чья-то пара или чей-то спасительный человек.
Или вы выполняете исторический замысел. Наполеон про это догадался. И даже специально ходил на самое опасное место во время боя - туда сыпались вражеские ядра. А он стоял и думал о том, что с ним ничего не случится. И своей Жозефине об этом написал прямо; мол, пока я нужен Высшим Силам для воплощения замысла, ничего со мной не произойдет плохого. А потом, когда стану не нужен, тогда да. Тогда и песчинка может меня убить…
Так что спасение из опасной ситуации - это поразительное везение. И признак того, что вы кому-то очень нужны. Или для чего-то важного очень нужны.
А кому и для чего - это мы позже узнаем. Если не будем слишком жаловаться и считать неудачей чудесное спасение. Это удача. Удача и большое счастье. Они вас ждут впереди.
***
Сейчас словом «нарцисс» обзываются
направо-налево. А настоящий миф о Нарциссе не так-то прост. Нарцисс отверг красивого юношу Аминия; тот заколол себя мечом на пороге дома Нарцисса. Знаете, это личное право человека - не вступать в связь с юношей, который его домогается, разве не так? К тому же, закалывать себя мечом на пороге чужого дома - что-то с психикой было неладно у этого красавца Аминия.
Потом девушка Эхо привязалась к Нарциссу. Преследовала его всюду и повторяла за ним его слова: «Оставь меня в покое!». Девушка истощила себя навязчивым преследованием так, что превратилась в эхо.
И за это Нарцисса наказала богиня Афродита. Он увидел свое отражение в воде, сам в себя влюбился и умер от голода и жажды, не в силах перестать любоваться собой.
С девушкой-психопаткой и юношей-истериком все более-менее понятно. Вот к вам бы они привязались и начали требовать любви, - вы уверены, что вступили бы в связь с неприятными вам лично особами? С девушкой, страдающей эхолалией, и с Аминием, мстительным эмоциональным шантажистом?
На самом деле, забыта важная часть мифа. Он совсем о другом. У Нарцисса была сестра-близнец. Он ее очень любил. А потом она умерла. И не в силах вынести боль потери, Нарцисс смотрел на отражение своего лица в воде. Он не на себя смотрел, понимаете? Он видел дорогое лицо горячо любимого и навсегда потерянного существа. Он глядел на ту, что была ему дороже жизни. На умершую сестру, на своего близнеца.
Он умер от горя утраты.
А заводить отношения с прилипчивыми юношами и девушками он не хотел. Он был личностью в те времена, когда о личности мало знали и думали. Обладаешь красотой и молодостью, склоняют тебя к сексу - ну так давай. Это угодно Афродите или еще кому-то там на Олимпе. Не думай особо. Пользуйся и другим давай собой пользоваться, ишь, цаца какая. Аминий ему, видите ли, не нравится! Одно слово - Нарцисс!
Нормальный нарциссизм присущ нормальным людям. Всем без исключения.
А те, кого называют Нарциссами, - может, им просто не нравятся юноши и девушки приставучие? Может, они любят кого-то в своем сердце? Безнадежной любовью. И им просто лучше одним? Им так легче. Они же ни к кому не лезут, просто смотрят мысленным взором на дорогое лицо…
А окружающим кажется, что Нарцисс любуется собой.
Накажи его, Афродита! Зачем он не дает себя целовать и хватать руками за нежные места? И сидит один у ручья?
Никому нет дела, что у других на душе. Какая тоска и печаль. И мало кто знает полностью историю Нарцисса…
***
Про серую утицу рассказала
одна пожилая женщина. Уже старушка. Она в молодости даже не подозревала, что некрасива. Не до этого, знаете, было. Послевоенные годы, деревня, где все ходили в плохой одежде; обувь - что найдется, то и носили. Платок на голову и в поле! Немного она была косолапенькая, это от рахита в детстве. Роста маленького - от недоедания. Сложена так себе, - не модель. Но тогда о моделях знать никто не знал. Заплетет жиденькую косицу, лицо сполоснет, - вот и весь туалет.Она вышла замуж по большой любви за красивого парня Сережу, тот с фронта вернулся. Свезло ему. Вернулся живой, с руками и ногами, хоть и израненный сильно. Вот они полюбили друг друга и поженились. А эта Маруся забеременела сразу. И стала ходить на своих косолапых ножках с большим животом. Ходит и улыбается всем от счастья. Она добрая была.А потом в магазине она случайно услышала, как девушки и бабы ее обсуждали. Они ее не видели, очень увлеклись. И так Маруся узнала, что зовут ее «серая утица». Мол, такой красавец женился на серой утице! Ха-ха-ха!
Она почему-то не ожидала такого. Молода еще была и наивна. Она заплакала горько и не стала покупать пшено. Заплакала и пошла, переваливаясь, домой. Там поглядела в маленькое зеркало на свое опухшее лицо - точно. Уродка она. Серая утица. Стоит и плачет, с зеркальцем в руке. Другого-то не было, большого, а то бы она еще горше заплакала.А муж Сережа забежал в избу на минуту, поесть. Увидел Марусю в слезах, спросил, кто обидел? Маруся все ему и рассказала. Честно сказала, что так и так. Он несправедливо на ней женился, люди говорят. Кто он и кто она? Серая утица!
Сережа ее обнял крепко и сказал, что она лучше всех. Навсегда и вовеки веков. Она самая красивая. Никого красивее нет на свете. Он никого не видел лучше и никогда не увидит. Нет никого лучше его Маруси. Серая утица - ишь, что выдумали. Красиво, однако. Моя серая утица!..Так он говорил и прижимал ее к сердцу. Она запомнила, как сердце билось. От любви.Много всего было в жизни. И рано не стало израненного на фронте мужа Сережи. И трое детей остались, - она их подняла. Крепкая серая утица оказалась.И она всегда считала себя красивой. Маленькое зеркало - что в нем увидишь? Правильно. Нос, кусок щеки, глаз. Кусочек. А сердце любящего видит нас целиком. Другие так не увидят никогда. Они вроде осколка зеркала…Вот и вся история про серую утицу. Про красоту и про любовь. И про зеркало, в которое надо смотреться…
Хватит себя убивать агрессией и спорами. И других тоже хватит убивать. Лучше почитать хорошую книжку или помечтать о светлом будущем…
***
Для выздоровления иногда надо перестать злиться и причинять вред другим. Или себе. Что иногда - одно и то же, оказывается…»
У Зощенко есть такой эпизод - стареющий профессор
вспоминает женщину, в которую был влюблен лет 15 назад. Тогда пришлось расстаться, как-то обстоятельства сложились неудачно, жизнь развела, как говорится. А сейчас, на склоне дней, его вдруг потянуло к этой женщине. И он нашел ее в Петербурге, специально приехал и разыскал - тогда это непросто было.
Он увидел немолодую некрасивую даму с проседью. Она сидела за столом и пила чай из блюдца, с какой-то лепешкой. Увидев профессора, она захлебнулась и вскочила - она была поражена внезапной радостью, она бросилась к нему, - а он не знал, как поскорее уйти. Он ужаснулся и разочаровался…
Это потому, что он ее и прежде не любил. Не было у него настоящей любви, так, фантазия, не более. Потому что истинная любовь не исчезает при виде седин, изменившейся внешности или болезни. Сначала можно вздрогнуть от перемен, а потом вновь увидеть дорогое лицо сквозь оболочку. Какая разница, как человек одет, если мы его любим? Телесный облик - наш земной костюм. Он может износиться и истрепаться, но мы не его узнаем; мы узнаем того, кого любим. Хоть в рубище, хоть в лохмотьях.
Истинная любовь не пройдет при виде седины, морщин и некрасивого чайника с лепешкой на оловянной тарелке. При виде убогой комнаты и бедного платья. Если все это вызвало раздражение и отвращение - значит, не было любви. Без обид; не было - и все.
И когда кто-то бросает другого человека за то, что он постарел, подурнел, заболел, - это плохо и больно, конечно. Но самое плохое - значит, и прежде не было настоящей любви. Влюбленность была, эротическое влечение, интерес, - что угодно. Но любви точно не было. Потому что любовь не проходит, если костюм износится и пальто выйдет из моды. Или порвется. Не за костюм ведь любят!
Но иные люди любят именно костюм. Платье. Тело. И когда портится то, что они любили - они берут тайком свою шляпу, как этот профессор, и уходят тихонько.
Это очень грустно. Но если разлюбили за то, что стал некрасивым, больным и старым - значит, и не любили по-настоящему никогда.
Что ж. Пусть берегут свое платье как можно лучше. Вещи и тела изнашиваются, как их ни храни.
Вечны только душа и любовь. Истинная любовь не проходит из-за телесных перемен. А если прошла - значит, это была не любовь.
Вот представьте: некто напал на вас и колотит
А вы сжались в комок, прикрыли голову руками и защищаетесь таким образом от града ударов. Ну, может, увещеваете нападающего еще «низким глубоким голосом», как одна дама посоветовала в комментариях.
Или второй вариант: некто напал на вас и колотит. А вы этого некто хватаете за шиворот ловко, даете хорошего такого пинка и вышвыриваете за дверь. А если это убийца, то действуете еще более решительно, хватая тяжелые предметы или берясь за оружие. Вы не хотите умирать! И вы защищаете свою жизнь.
Заметьте, и в первом, и во втором случае речь идет о защите. Когда вы будете чувствовать себя лучше?
Можете обвинить меня в агрессивности. Потом, когда моя жизнь будет спасена. Но я лично предпочитаю второй вариант защиты. Который пытаются назвать «нападением». Пусть называют как хотят. Это активная защита.
И вот знаменитый онколог предлагал пациентам представлять, что они борются с опухолью. Представить опухоль в виде мерзкого чудовища и бороться с ней. Сначала мало что получалось; но у одних получалось, они начинали выздоравливать, у других - нет улучшений… И доктор понял, в чем дело. Выздоровление чаще наступало у тех, кто представлял, как нападает на мерзкого агрессора-опухоль. И расчленяет ее на кусочки; изо всех сил. Нападает, а не увещевает низким грудным голосом, сжавшись в комочек… Вот эти люди чаще выздоравливали.
Активная защита похожа на нападение. Но мы действуем в пределах своих границ и защищаем свою жизнь или свою личность. А те, кто нас увещевает низким голосом и советует прекратить защищаться - это дружки чудовища. Но это не важно. Важно не дать себя убить.
***
***
Когда ученый Чижевский совершил свое открытие
насчет ионизации воздуха, он сел на телегу и поехал за белыми крысами. Это давно было, в 1919 году. Чижевский погрузил клетки с крысами на телегу и поехал домой; он хотел лечить крыс отрицательными ионами. Ученый ехал на телеге по грязи, весь погруженный в свои научные гипотезы, а за ним брела толпа граждан. Они комментировали. Одни говорили, что Чижевский будет разводить крыс на мясо. Делать из них «каклеты и хрюкадельки», а потом продавать доверчивым людям. Другие говорили, что ученый будет дрессировать крыс и потом откроет цирк. И будет собирать деньги с доверчивых ротозеев, показывая крысиные бега. Третьи высказывали мысли о том, что Чижевский хочет заразить весь город чумой. И с этой вредительской целью решил разводить крыс.
Чижевский имел глупость ответить на комментарии. И в него полетела грязная брань, оскорбления и угрозы.
Печальная картина. Едет ученый с крысами на телеге. А за ним бредет толпа мрачных озлобленных людей и комментирует…
Впрочем, мало что изменилось, не так ли? Отвечать нет смысла иногда. Цирк так цирк. Хрюкадельки так хрюкадельки. Чума так чума. К чему спорить? Вступать в дискуссии? Надо ехать, да и все. Не спеша, не слишком раздражаясь, двигаться к своей цели. К своим. Хотя иногда так трудно не отвечать…
Про знаменитых героев много пишут
Их все знают. А про доктора Хавкина кто знает? Не очень много людей знают про Хавкина. И фамилия немного смешная, не героическая. Не Цезарь, прямо скажем. А вот Чехов написал про доктора Хавкина: «Самый незаметный человек». Так и написал. Потому что был потрясен его незаметными подвигами. Его незаметной деятельностью. И незаметным самопожертвованием.
А ведь этот доктор Хавкин спас множество людей. Он сначала учился в университете и хотел делать добро. Поэтому и начал медицину изучать. Примкнул к «народникам», - тогда многие гуманные молодые люди в «народники» шли. Хотели людям помогать и просвещать народ. Но «народники» оказались весьма агрессивными. Владимир Хавкин познакомился с одной «народницей»-террористкой, Верой Фигнер, по прозвищу «Верка-револьвер», послушал о кровавых планах по борьбе с кровавым режимом и решил народ спасать как-то иначе. Без пролития крови и без Верки-револьвера. Ушел он от них.
И стал учиться у Пастера. Вместе с Пастером три года разрабатывал вакцину от холеры. И они эту вакцину создали! Надо было ее испытать на человеке теперь. Пастер на себе испытывать забоялся, а доктор Хавкин вколол себе препарат и специально постарался заразиться холерой. На благо людей. Вакцина подействовала. Доктор не заболел!
Доктор Хавкин немедленно отвез вакцину в Россию, где бушевала эпидемия холеры. Но правительство не разрешило вакцину использовать. Мало ли. Если помогло доктору Хавкину, другим может вред причинить. И вообще, как-нибудь народ сам справится. Хавкин вакцину предложил Франции и Испании - задаром! Но они тоже отказались. Мало ли… Англичане оказались хитрее и решили вот что: «Давайте, - говорят, - пошлем этого подвижника в Бомбей, в Индию. Пусть там свою вакцину предлагает. Если это хорошая вакцина, мы потом ее себе возьмем. А если плохая - мы не виноваты. А лучше всего, если этот доктор там и сгинет. Нет человека - нет и вакцины. И рассуждать не о чем!»
Хавкин приехал в Индию и собственноручно привил 42 000 человек. Они не заболели холерой, хотя была страшная эпидемия. Он их спас.
А потом его англичане послали снова в Индию, на этот раз с вакциной от чумы. Он от чумы изобрел вакцину и тоже на себе испытал. Ввел вакцину и попытался заразиться чумой. Вакцина подействовала! И он потом в Индии остановил эпидемию чумы. Поехал и всех спас.
Ну, вот и все, пожалуй. Вот и все незаметные подвиги этого доктора. Семью он не завел; он же в очагах эпидемии жил и постоянно подвергался риску. И вообще тихий был человек, незаметный. А деньги свои он отдавал на благотворительность и тайно посылал бедным.
Так что есть незаметные люди и тихое самопожертвование. Когда ни стран не завоевал, ни в царей не стрелял, не метал бомбы и не совершал перевороты. Не собирал пожертвования. Не плыл на плоту через океан…Просто вот - был такой доктор. Самый незаметный человек. О котором так написал другой доктор, Чехов. Пораженный тихими, незаметными подвигами человека с немного смешной фамилией - Хавкин…
---