«Оргазм - это реакция всего существа, всего организма. Генитальная сексуальность нацелена на такой отклик. Сенсуальность ограничивается поверхностью тела и поверхностными аспектами личности. Я упоминал, что сенсуалист страшится глубокой личностной вовлеченности, полного совершенства в сексе и в любви. При оргазме любовь и секс едины из-за сильнейшего физического выражения этих чувств. Не является ли тогда оргастическая тревожность страхом перед любовью? На первый взгляд это логичное заключение. Анализ структуры характера сенсуалиста дает другое объяснение.
Любовь и сексуальность составляют смысл жизни для всякого живого организма. Они придают смысл его жизни и обеспечивают сильнейшее удовольствие, управляющее его поведением.
К сожалению, воспитание детей в цивилизованном обществе связано с авторитарным отношением, рычагом которого является страх, внушаемый ребенку, что и ведет к развитию отрицательных эмоций и ненависти. Если эти отрицательные эмоции подавляются в процессе необходимого приспособления к семейной жизни, то они формируют в личности пласт ненависти, который покрывает и запечатывает чувство любви и сексуальность. Поверхностный слой личности, который формируется содержимым сознания, - позитивный, приспособленный, вежливый. Эти слои в упрощенной форме могут быть изображены схематически на диаграмме. Она поможет нам лучше понять проблему сенсуальности (рис. 2).
Если подавленная ненависть достаточно сильна, то человек не сможет проникнуть в центр своей сущности, где расположены любовь и секс. Он ограничен поверхностным и сенсуальным отношением к жизни. Всякая попытка пробиться сквозь внешние оболочки собственного существа грозит развитием мощных и подавленных отрицательных эмоций и связанных с ними элементов страха и тревожности. Психологически оргастическая тревожность возникает из тревожности, ассоциированной с подавленной ненавистью. Любая психотерапевтическая попытка, независимо от формы терапии, нацелена на высвобождение отрицательных эмоций в условиях контролируемой терапевтической ситуации. Физически оргастическая тревожность - это неспособность сжатого, напряженного и настороженного организма переносить сильное сексуальное возбуждение. Любая форма физиотерапии, которая смягчит и расслабит хронические мышечные напряжения, будет оказывать благотворное влияние, увеличивая сексуальное удовлетворение.
Если отрицательные эмоции проникают сквозь поверхностные слои личности, то развивается истинная сексуальная импотенция: у мужчин - неспособность к эрекции, а у женщин - фригидность. Относительно просто уловить разницу между неспособностью к эрекции и оргастической импотенцией, если речь идет о мужчине. Первое состояние указывает на отрицательное отношение к женщинам в поверхностном слое личности. При наличии второго состояния отрицательные эмоции подавлены так, что пока еще сексуальные функции сохранены, но сексуальное удовлетворение уже отсутствует. Анализ ситуации в случае женщины осложняется тем, что она способна вступать в половые отношения независимо от видимых проявлений своего желания. Ее податливость сексуальному партнеру может быть связана с сексуальными эмоциями, а может быть и нет. Однако существуют физиологические доказательства ее сексуального влечения. Увлажнение влагалища сравнимо с эрекцией пениса, поскольку и то и другое происходит в результате повышения притока крови к гениталиям. Если у мужчины развивается эрекция, то он не импотент, поэтому, по моему мнению, и женщину, влагалище которой увлажняется, нельзя назвать фригидной.
Вероятно, среди вымысла, создаваемого нашей культурой, нет более эксплуатируемой темы, чем мысль о том, что женщина, которая не испытывает полового влечения, - фригидна. Главный выразитель подобной мысли - мужчина, который безуспешно пытается соблазнить женщину.
Неважно, фригидна данная женщина или нет, но ее отклик одному или нескольким мужчинам вовсе не является доказательством присутствия сексуальных эмоций.
Сходным образом, неверно и то, что женщина, имеющая сексуальные связи, обязательно не фригидна. Путаница возникает из-за того, что сексуальные чувства приравнивают к сексуальной активности. Я лечил нескольких женщин, которые были весьма неразборчивы в своих сексуальных отношениях именно потому, что не испытывали сексуальных ощущений. Их неразборчивость можно понять как поиск сексуальных чувств. Она заканчивалась, когда женщинам удавалось обрести способность переживать спонтанное сексуальное возбуждение. Распутство - наиболее часто встречающаяся форма сенсуальности.
Среди большинства современных сексологов существует правило: считать фригидной ту женщину, которая не способна достичь сексуального оргазма. Хотя можно сказать, что фригидная женщина не может испытать сексуального оргазма, а в отношении тех, которые не могут быть фригидными, нужно пояснить различие между фригидностью и оргастической импотенцией у женщин и, сходным образом, между эрективной и оргастической импотенцией у мужчин. Фригидность означает, что женщина не способна пробудиться или возбудиться, а вовсе не то, что она неспособна разрядить это возбуждение или пережить вагинальный оргазм. Хотя эти два качества обычно связаны, это не одно и то же. Некоторые женщины, которых я знал как отзывчивых и нежных, не обладали способностью достичь удовлетворительного оргазма, хотя их сексуальные ощущения были достаточно сильны, чтобы не считать их фригидными. Оргазм - это свойство достаточно цельной личности; к тому же он требует наличия определенной агрессивности, которая может отсутствовать у мягких, ласковых и уступчивых женщин.»
«Буквально, «фригидность» означает «холодность», и фригидная женщина сексуально холодна. Но она не может быть одновременно сексуально холодна и эмоционально горяча, сексуально холодные женщины холодны и эмоционально. Мне приходилось наблюдать нескольких таких эмоционально холодных женщин, сексуальные отношения воспринимались ими болезненно. Они были жесткими, скованными и агрессивными личностями, один их внешний вид наводил на мысль об отсутствии мягкости, нежных чувств. Другими словами, жесткость или скованность настолько присущи им, что ясно прослеживаются в их поведении и действиях. Эта физиологическая ригидность является соматическим эквивалентом психологической склонности к негативизму и ненависти, которая, расширяясь, захватывает все внешние аспекты личности. Но даже у таких людей внутреннее ядро их сущности живо и наполнено любовью и сексуальностью, но они не могут пробиться на поверхность. Поскольку сексуальные чувства достигают сознания только тогда, когда возбуждение заряжает эрогенные зоны, такой, по выражению Райха, сурово закованный в «панцирь» человек не способен сексуально пробудиться. В этом истинная картина отличия фригидных женщин от тех, которые просто не могут испытать вагинальный оргазм. Фригидная женщина может выполнять сексуальные действия, но, участвуя в них, она остается эмоционально безразличной, ее влагалище не увлажняется, и движения ее механичны.
На поверхностном уровне сенсуалист - отзывчивый, приятный человек, любитель удовольствий и общения. Мужчины не страдают эрективной импотенцией, а женщины - не фригидны. Проблема сенсуалиста вытекает из того, что он застыл на оральной стадии развития. Подобная остановка может быть обусловлена либо оральной депривацией [«Депривация - букв. - лишение (прим. переводчика)»], либо злоупотреблениями. Оральная депривация в детстве останавливает развитие, потому что создает ощущение чувства неполноты основной потребности организма в орально-эротическом вознаграждении. Дефицит удовлетворенности на этой фазе служит причиной оральных тенденций, которые присущи нашей культуре: от пристрастия к курению и алкоголю, к развлечениям, потребности в эротическом стимулировании и чревоугодии. Точно такие же тенденции развиваются, если потворствовать оральным потребностям ребенка, поскольку это тормозит его развитие и препятствует сексуальному созреванию. Подобная избалованность не является избытком любви. Потакающая ребенку мать предъявляет к нему требования, формируемые под влиянием ее тревожности. Это выражается в чрезмерной опеке и ограничениях. Подобную тактику можно назвать «удушением». Его цель - сохранять зависимость ребенка, притормаживая естественный процесс созревания.
Оральная личность, развившаяся в условиях депривации или в условиях подавления, - это незрелая личность. Она лишена агрессивной движущей силы, вынуждающей сделать что-нибудь для самого себя, и агрессивного желания, вынуждающего стремиться к получению удовлетворения. Отсутствие агрессивного компонента в личности вынуждает его следовать сенсуальному образу жизни.
Суть чувственности состоит в пассивном способе переживания удовольствия. Сенсуалиста часто изображают полулежащим в беседке, а чьи-то руки подают ему гроздь лакомых ягод. Единственное усилие, которое от него требуется, - это протянуть руку и взять их, но даже это он не всегда делает сам. Это изображение ребенка, и в сексуальных действиях сенсуалист поступает как ребенок. Оральные способы - фелляция и куннилинг - доминируют в его половой активности. Преобладание этих форм отражает сексуальную незрелость, которая выдается за сексуальную умудренность.
Сексуальность требует зрелого ума и тела. Сексуальная личность противоположна сенсуалисту, поскольку генитальность противоположна оральности, как личность, которая стоит на собственных ногах и агрессивно действует, чтобы достичь необходимого ему удовлетворения.
Его жизненные ориентиры - это достижения и завершенность, поскольку он не боится поставить собственную агрессию на службу собственным стремлениям.
Однако реакции сексуальной личности, которая концентрируются на генитальной разрядке, также могут искажаться патологической тревожностью. Если чувственность рассматривать как защиту от страха перед сексуальностью, то чрезмерная сосредоточенность на генитальности может скрывать страх перед чувственностью. Это единственное объяснение, почему мужчина избегает радостей предвкушения и сразу же переходит к немедленному генитальному контакту и высвобождению. Многие женщины жалуются, что их мужья, действующие подобным образом, лишены нежности и чувственности. На первый взгляд может показаться, что подобные отношения нормальны. Но женщины воспринимают такие отношения, как механические и обезличенные. Как только происходит эякуляция, сразу же теряется интерес и чувства к женщине. Такого отношения, пожалуй, трудно ожидать от здоровой личности.
Боязнь чувственности - это страх ощутить эмоциональное тепло и физическую близость. Сексуальное поведение таких мужчин вынужденно и эгоистично. Подобные сексуальные действия направлены на демонстрацию мужественности перед лицом скрытых страхов женщины. Поэтому он осуществляет необходимые действия, но, сделав дело, устраняется. Характерной чертой скованной, ригидной личности, которая демонстрирует вынужденность во всех аспектах жизни, является преувеличенность сексуальных отношений. Его успехи так же, как и сексуальные действия, направлены на удовлетворение собственного «Эго», но никогда не приносят ему эмоционального или физического удовлетворения. Его скованность препятствует получению удовольствия от сексуальной разрядки точно так же, как лишает смысла и сами сексуальные отношения. Ригидный человек работает, добивается успехов, играет и занимается любовью, потому что это «надлежит делать», но вовсе не потому, что он стремится к удовольствию, которое они могут дать. Другими словами - это вынужденные действия.
Ригидность - это защита против того, чтобы поведение не показалось инфантильным. Проще всего проиллюстрировать это примером, когда ригидный индивидуум произносит: «Я докажу вам, что я мужчина, а не ребенок». Все, что он хочет доказать, так это то, что он не «плакса». Нетрудно догадаться, какие ключевые факторы лежат в основе возникновения подобной личностной структуры. Отвергая свое желание заплакать, ригидный характер подавляет все чувства вообще. Устраняя чувственное удовольствие, ригидная, компульсивная личность разрушает возможность самодостижения полноты чувств.
«Понятие оргастической потенции - эта наиболее значимая разработка в аналитическом понимании секса и личности со времен Фрейда, была первоначально сформулирована Вильгельмом Райхом в 1927 году. Согласно Райху, способный к оргазму человек не подвержен неврозам. Следствие этого заключения состоит в том, что полноценный и завершенный оргазм разряжает весь избыток энергии организма; поэтому не остается энергии на поддержание невротического конфликта или невротической угнетенности. Можно доказать, приведя клинические примеры, что каждый эмоционально здоровый человек оргастически полноценен; то есть постоянно получает полное удовлетворение от сексуального переживания. В этом отношении теория Райха сегодня даже более широко принимается, так как невозможно вообразить себе эмоционально здорового человека, лишенного данной способности. Этот вывод, однако, сталкивается с существенным противоречием. Верно ли то, что невротичный человек не способен к оргазму? Райх и его последователи непоколебимо отвечали на этот вопрос утвердительно. Ранние исследователи творчества Фрейда и многие другие отмечали, что некоторые из их невротичных пациентов отчетливо переживали оргастическое удовлетворение во время полового акта. Кто же прав?
Райх пришел к своему заключению на основании двух открытий, сделанных в процессе аналитической работы. Во-первых, он обнаружил, что пациент был способен сохранить и интегрировать плоды и опыт аналитической работы только в той степени, в которой в курсе лечения улучшились его сексуальные функции. Во-вторых, Райх обнаружил положительную корреляцию между невротическими отклонениями и отсутствием сексуальной удовлетворенности. Это означает, что при нормальной половой жизни неврозов быть не может. Путаница и споры, которые появились в связи с этой концепцией, возникают из-за различного понимания того, что такое «нормальная половая жизнь». Одна школа полагала и полагает, что каждое завершение полового акта является оргазмом. Однако Райх ограничил смысловое значение «оргазма», подчеркнув, что он обязательно приносит полное высвобождение и завершенность. Между этими подходами пролегает бездна различий.
До определенной степени, эти различия отчасти объясняются тем, что оргастическое переживание изменяется, будь то разные люди или же один и тот же человек, в зависимости от обстоятельств.
Это следует полагать самоочевидным, поскольку трудно сыскать двух людей, реагирующих одинаковым образом, и даже один и тот же человек всегда по-разному реагирует на какой-либо раздражитель. Поэтому интенсивность оргазма всегда изменяется. В одном случае он переживается как возвышенный экстаз; в другом - он воспринимается как устойчивое чувство удовлетворения, ощущаемое как раскрепощение. Любое оргастическое переживание имеет один общий элемент, который, по моему мнению, и является центральным для понимания данного явления. Этот элемент - физическое чувство удовлетворение. Сексуальное раскрепощение, подразумеваемое понятием «оргазм», должно быть неразрывно связано с чувством физического удовлетворения. «Вершина наслаждения» имеет несколько иной смысл. Преждевременную эякуляцию у мужчин до некоторой степени тоже можно считать наступлением вершины наслаждения, которая фактически наступает, но не приносит чувства удовлетворения. Часто получается совсем наоборот. Женщина может достичь клиторической вершины наслаждения, так называемого клиторического оргазма, и получить при этом некоторое чувство освобождения, но не испытать при этом достаточного удовлетворения.»
Только один базовый критерий сексуального оргазма - удовлетворение. Человек, который пережил оргазм, удовлетворен. Он не возбужден и не угнетен, не капризен и не угрюм. Мне не забыть пациента, который сам был сексопатологом и консультировался у меня по поводу своей жены. Все признаки указывали на то, что она переживает оргазм, ведь во время полового акта она стонала, вздыхала. На прямой вопрос мужа она ответила, что действительно пережила его. Однако он спросил меня, если это правда, то почему она такая злобная по утрам? Почему она так раздражительна с детьми? Так беспокойна? Почему она не чувствует удовлетворения, успокоения? Я уверен, что и другие также пытались разгадать столь непоследовательное поведения своих избранниц. Я полагаю, что у жены моего пациента оргазм отсутствовал. Это было либо притворство с ее стороны, столь присущее женщинам, либо просто неведение. Его жена консультировалась у меня некоторое время спустя, и я обнаружил, что оказался прав.»
«Способность получать удовлетворение - это признак зрелой, интегрированной и деятельной личности. Если исключить полностью фригидных женщин, то каждая из оставшихся может найти собственные возможности для получения удовольствия от секса. Сенсуальный подход в большей степени ориентирован на удовольствие, чем на удовлетворение. Удовлетворение требует целенаправленных усилий и тотальной согласованности в достижении цели. Это характерно и для любого другого вида активности, но только в том случае, если энергия и чувства полностью сосредоточены на выбранной цели, независимо от того, играем мы в теннис, читаем книги или ремонтируем дом. Это верно и при получении отрицательного результата. Неважно, победа это или поражение, они должны захватить вас полностью, только тогда вы сможете получить удовольствие от ваших попыток, но только вы сами. Что-либо меньшее, чем полная самоотдача, не обеспечат вам физического чувства удовлетворения, возникающего только при полной мобилизации и затратах всей имеющейся энергии и чувств на достижение цели.
Эти принципы относятся и к сексуальной активности. При отсутствии полной согласованности в отношении к половому общению и к своему сексуальному партнеру удовлетворительного результата ожидать не приходится. Ясно, что любое отвлечение внимания во время полового акта, такое, как прослушивание музыки или размышления о бизнесе, приводит к таким отрицательным последствиям, что их даже нет необходимости здесь обсуждать. Однако сексуальные фантазии во время полового акта также говорят о неспособности достичь полного слияния со своим сексуальным партнером. Часто реальное содержание происходящего находится в глубине бессознательного. Некоторые измеряют степень слияния по конечному результату. Субъективно степень слияния можно осознать, оценивая степень, в которой организм насыщается и заряжается сексуальными ощущениями. Подробнее мы поговорим об этом в следующей главе. Только в том случае, когда сексуальное чувство и движение вовлекает все тело целиком, если человек всем существом переживает вершину наслаждения, он способен испытать оргастическое удовлетворение.
Оргастические переживания у одного и того же человека постоянно меняются. Даже полнота взаимослияния может различаться по интенсивности или глубине. Мы не может предаваться половому взаимодействию с одинаковой интенсивностью в любом случае. При достижении наибольших глубин сексуальный отклик затрагивает и активно вовлекает в себя сердце. Это не метафора. В редкие моменты человек способен ощущать, как реагирует его сердце. Это дополняет повышенное сердцебиение и углубление дыхания, которые всегда сопряжены с достижением вершины наслаждения. Отклик сердца на достижение вершины наслаждения - это глубочайшее и всепоглощающее чувство открытости и свободы. А поскольку отклик буквально возникает в самом сердце, то можно сказать, что сексуальность - это переживание, затрагивающее саму сущность человеческой личности. В этом глубочайший смысл любви.
«Сердце и гениталии связаны друг с другом через систему кровообращения. Секс рассматривается как выражение любви. И это справедливо, но только в той степени, в которой человек переживает удовольствие и удовлетворение в сексуальных отношениях. Если это правда, то полнейшее, глубочайшее и наиболее емкое выражение любви через сексуальные отношения - это оргазм.»
«Оргазм несет не только удовлетворение, но и радость. Радость, которая свободна, неограничена, спонтанна и желанна. Это те качества и свойства, которые присущи чистой детской реакции: она истекает прямо из глубин вашего существа (сердца). Испытывая оргазм, взрослый получает радость ребенка, спрятанного глубоко внутри его истинной личности. По этой причине оргазм - это величайшее достижение в области постижения мира, доступное взрослому. Если устремления сенсуалиста - это поиск возбуждения и удовлетворения, то сексуальная личность постигает истинность наслаждения через то, что мы описали как радость.»
██
Александр Лоуэн - Любовь и оргазм ██ Сексуальная незрелость, тревога и конфликты на сексуальности, а также природа и функции оргазма и его связь с человеческой психикой - таковы основные темы книги знаменитого психолога Александра Лоуэна, явившейся результатом двадцатилетних исследований. Данная книга представляет собой попытку рассказать о природе сексуального оргазма и его неразрывной связи с личностью, вскрыть причины неудовлетворенности сексуальной жизнью мужчин и женщин, показать механизм этого сложного и сладострастного чувства.