«Иногда, пользуясь понятиями «чувственность» и «сексуальность», мы подменяем ими друг друга, словно они обозначают одно и то же. Многие полагают, что сенсуальность - это чувственный опыт, а чувственность часто путают с сексуальностью. В словаре обнаруживается два значения для слова «сенсуальность»[«sensual - сладострастный, чувственный (прим. переводчика)], которые до некоторой степени противоположны. Одни связывают чувственность с животными инстинктами или влечениями. Другие уподобляют чувственность сластолюбию и связывают его со свободным поощрением плотского удовольствия. Само сластолюбие, однако, никак нельзя приравнять к нормальному следованию плотским утехам; оно скорее подразумевает избыточное влечение, нежели просто естественное стремление. Вот почему я выбрал понятия «сенсуальность» и «сексуальность» для обозначения двух различных подходов к сексуальному опыту.
Сластолюбец в первую очередь нацелен на те ощущения полового акта, которые возникают при стимуляции и чувственном возбуждении. Он стремится как можно дольше продлить состояние возбуждения. Сексуальный же человек нацелен на удовольствие, которое он получает от разрядки возбуждения. В половых отношениях сенсуалист сосредоточен на действиях, которые можно полагать предвкушением удовольствия.
Смысл стремлений сексуально ориентированного индивида - это удовольствие, которое возникает как достижение вершины удовлетворения, то есть оргазм. Это не значит, что сексуальный человек полностью отвергает для себя достижение чувственных удовольствий. В этом смысле моя настоящая цель показать здесь различие между теми, кто ищет постоянного возбуждения, и теми, для которых цель - достижение завершенности ощущений и удовлетворенность.
Сексуальное переживание включает в себя две фазы. Первая выражается нарастанием возбуждения, регулируемого сенсорной стимуляцией. Вторая фаза нацелена непосредственно на получение разрядки возбуждения через движение.
Обыкновенно обе эти фазы настолько плавно переходят друг в друга, что между ними трудно провести четкую границу. Половой акт от начального эротического контакта, сквозь предвкушение, проникновение, движение и высвобождение представляет собой уникальное, неделимое переживание для каждого, но патологические, нарушения личности могут фиксировать внимание на той или иной фазе сексуального переживания с относительным исключением остальных. Для некоторых удовольствие от стимуляции гораздо привлекательнее, чем высвобождение, в то время как для других удачное завершение полового акта столь важно, что отодвигает на второй план наслаждение эротической стимуляцией. Для понимания подобного различия необходимо проанализировать сексуальный процесс в терминологических рамках феномена возбуждения на каждой из этих фаз.
Упомянутые две фазы полового акта соответствуют сами по себе двойственному восприятию сущности функции удовольствия. Одна из причин путаницы, возникшей вокруг проникновения в сущность природы оргазма, лежит в недостаточном понимании динамики и механизмов удовольствия. Удовольствие в жизни людей занимает гораздо большее место, чем ему уделяется в учебниках по физиологии.
«Фрейд предположил, что удовольствие возникает как результат снятия напряжения. Он соотносил степень удовольствия с интенсивностью напряжения, которое разряжается, и интервалом времени, за который эта раз рядка осуществлена. Чем короче время, тем сильнее удовольствие. Легко найти тому примеры. Удовлетворение, возникающее от утоления голода, несомненно. Голод можно считать состоянием напряжения, которое разряжается в процессе насыщения или насыщается в процессе разрядки.
Удовольствие, проистекающее от опорожнения кишечника, также избавляет нас от напряжения. Даже удовольствие, достигаемое, если решена трудная задача, соизмеримо с разрядкой напряжения, возникшей из-за преодоления конфронтации или сомнений. Тот же принцип приложим и к сексуальному удовлетворению. Сексуальное возбуждение осознается через посредство состояния напряжения («сквозь призму» состояния напряжения).
Предвкушение вкусной пищи, особенно если мы проголодались, вызывает у нас чувство наслаждения. Возбуждение при столкновении с опасной или спорной ситуацией порождает удовольствие. Удовольствие ощущается как при нарастании возбуждения, так и при его разрядке. Я буду использовать термин «предваряющее удовольствие» для описания подобной реакции. Он означает мобилизацию энергии и формирование ощущения поиска высвобождения. Именно разрядка этой энергии или напряжения посредством сексуального переживания с достижением удовлетворения вызывает интенсивное чувство удовольствия, именуемое оргазмом.»
«Напряжение при преодолении препятствия приятно, если мы можем предвидеть удовлетворительное разрешение ситуации напряжения. Предвкушение удовольствия в состоянии напряжения пропорционально перспективам его преодоления. Уберите это будущее, и всякое состояние напряжения или возбуждения будет приносить расстройство и разочарование [«frustration (англ.) - расстройство и разочарование, в дальнейшем - «фрустрация»]. Фактически, фрустрацию можно определить как состояние возбуждения или напряжения, перспективы высвобождения из которого отсутствуют. Получив возможность высвобождения, мы можем переносить лишения, до тех пор, пока существует возможность их преодоления.
Действительно, источник удовольствия и состоит в том, что организм будет откладывать наступление чувства удовольствия или терпеливо сносить боль, чтобы получить еще большее удовольствие, либо же избежать более сильной боли в будущем. Поиск удовольствия является выражением жизненной силы организма. В противоположность точке зрения Фрейда, принцип удовольствия отрицает приемлемость концепции Нирваны. В поисках удовольствия человек часто сознательно создает ситуации напряжения, предвидя приятное завершение.
Удовольствие имеет двойственную сущность. Существует первичное удовольствие от возбуждения, предполагающее, что мы предвидим его результат, а затем развивается вторичное удовольствие как следствие снятия напряженности или разрядки возбуждения. Первичное удовольствие, удовольствие от предвкушения, связано с нарастанием возбуждения. Вторичное удовольствие осуществляется единственно в результате наступления удовлетворения и связано с разрядкой возбуждения. Такова природа живых организмов, создающих состояние напряжения, несущее в себе самом бессознательные перспективы будущей разрядки или ощущения полноты жизни.
Развивая данную точку зрения, приходим к выводу, что удовольствие по своей сути не статичное состояние, оно динамично. Организм не ищет разрядки напряжения как такового и не стремится к созданию этого напряжения самого по себе. Если возбуждение не разрядится, то организм не сможет снова возбудиться. Если и ведется поиск чего-либо, то, выражаясь телеологически, это поиск потока ощущений, увеличения и снижения возбуждения, движения от одного состояния к другому в пределах доступной энергии. Удовольствие неразрывно связано с движением, неважно, физическим или же психологическим. Движение - основа функций живого организма. Организм живет, потому что постоянно движется, и движется, потому что живет. Чувства могут быть определены в терминах движения и возбуждения. К примеру, фрустрация - это неспособность избежать состояния возбуждения или снизить его. С другой стороны, депрессия - это неспособность прийти в состояние возбуждения или увеличить его.
В организме движение возникает при увеличении или снижении возбуждения. Возрастание возбуждения движет организм к объекту возбуждения, в то же время снижение возбуждения движет его в обратную сторону. Такова природа жизни и сексуальной функции. Поэтому, чем больше подвижность, вызванная ощущениями большей живости, тем приятнее переживаемое организмом удовольствие. Движение, возбуждение и удовольствие повышают уровень самооценки, поскольку они представляют различные стороны жизнедеятельности.
Возбуждение и движение - это энергетические явления. Половое влечение - это также энергетическое явление, оно зависит от наличия избытка энергии в организме, от доступа к той ее части, которая превышает количество, необходимое для поддержания биологического выживания организма. Создание же избытка энергии - это естественная функция живых организмов. Любой фактор, истощающий энергию организма, снижает половое влечение. Среди факторов, действующих именно таким образом, можно назвать болезни, усталость, невротическое напряжение, бессонницу. Факторы, оказывающие противоположный эффект, связаны с поддержанием естественного здоровья и жизнеспособности организма. Я полагаю, что не существует искусственных стимуляторов, которые обеспечили бы энергией половое влечение. Алкоголь может повысить желание, но он ослабляет саму функцию.
Обычно избыток энергии распределяется по всему организму, или можно было бы сказать, что существует состояние латентного возбуждения, обычно переживаемого в виде хорошего самочувствия или оживленности. В такой рассеянной форме энергия доступна при любой ситуации. Когда во взрослом организме энергия достигает определенного уровня интенсивности, то она направляется по естественным путям разрядки к половому аппарату. Это и объясняет наличие спонтанной эрекции у мужчин, естественное влечение у женщин, ночные поллюции и т. п. В дневное время существует достаточно стимулов, чтобы концентрировать избыток энергии на гениталиях. Если это происходит, то есть, если энергия заряжает гениталии, то мы ощущаем сексуальное возбуждение или влечение. Половое возбуждение не является процессом оживления или осознания себя личностью; ощущения и жизнь первичны. Половое возбуждение - это процесс концентрации возбуждения посредством психической или физической стимуляции вместе или в отдельности на гениталиях.
Если подобная концентрация осуществлена, то любой дальнейший контакт с объектом сексуального желания будет увеличивать концентрацию и поднимать уровень полового возбуждения. Вот почему половое возбуждение воспринимается как удовольствие, несмотря на сопутствующее ему чувство напряжения, поскольку здесь присутствует будущая возможность разрядки. Многие сексуальные партнеры используют разнообразные сексуальные уловки, которые служат для повышения роста полового возбуждения. Они известны как предвкушение удовольствия.
Предвкушение служит двум целям сексуальных функций. Во-первых, посредством эротического контакта различных частей тела двух партнеров весь доступный избыток энергии, обычно рассеянный по всему организму, мобилизуется для последующей половой активности. Стимуляция рта, лица, шеи, груди, спины, ног и т. д. создает ощущение потоков, направляющихся к области гениталий. Во-вторых, повышается уровень возбуждения, так что возникает сильное желание ощутить сексуальное единение и разрядку. Возрастание возбуждения с помощью механизма предвкушения переживается нами как удовольствие, как позитивная жизненная сила организма, способная предвидеть освобождение от напряжения через сексуальную разрядку.
Вторая фаза сексуальной активности имеет другую цель: не повысить напряжение, а освободить от него. Удовольствие от разрядки иное, чем удовольствие от возбуждения. Это отличие можно описать как ощущение наполненности и удовлетворения, которое противоположно возбуждению и предвкушению.
Наслаждение от получения разрядки настолько же интенсивно, насколько сильно предшествующее ему возбуждение.»
«Чувственность» - это одно из проявлений нарушенной сексуальной функции. Обычно чувственность составляет только часть сексуального процесса. Стимуляция всего комплекса ощущений играет важную роль в предварительной фазе сексуального возбуждения. Предвкушение доминирует над чувственными переживаниями, но сенсуальность может стать препятствием на пути сексуальности, если поиск возбуждения становится единственной целью. Сенсуалист отличается от сексуального человека тем, что он меньше озабочен последствиями разрядки, нежели средствами, создающими напряжение и возбуждение.
Сексуальные оргии - это крайний вариант, когда являются целью не сексуальные переживания в истинном смысле этого слова, а только упражнения в чувственности. Важная функция сексуальной разрядки отходит на второй план, а переживание наслаждения от получения разрядки становится пустым, плоским и бесполезным. Говоря точнее, при таких условиях оргазм или вообще отсутствует или очень слаб. Интимная близость, с ее стремлением к уединению, полностью игнорируется.
Одержимость проявляется в поисках любых средств возбуждения; но удовлетворение ускользает от сенсуалиста. Возбуждение сенсуалиста неизбежно блекнет. Требуются все новые устройства, дальнейшие маневры и дополнительные стимуляторы, чтобы пробудить угасающие ощущения и наполнить их былыми чувствами. Оргии оканчиваются только полным истощением или пьяным ступором, в то время как реальная цель сексуальных отношений отвергается, в угоду стремлению к противоестественному сексуальному возбуждению.
Сенсуалист надеется, что сможет вызвать достаточно сильное возбуждение, которое сможет спасти его от самого себя. Это поиски вечно ускользающего экстаза. Всякая неудача воспринимается как отсутствие достаточной стимуляции. Каждая новая попытка обречена на еще более сильный провал.
Сенсуальность, ограниченная только ощущениями, является лишь поверхностной функцией. В своей сущности она не включает в себя внутренние чувства организма, в которых и скрыт истинный ключ к сексуальности. Настоящая сексуальность включает в себя все, начиная от кишечника и сердца, вплоть до глубин нашего сознания. Но именно эти области у сенсуалиста отброшены за границы чувств.
Сексуальные оргии - довольно редкое явление в нашей культуре, во всяком случае они не характерны для жизни среднего человека. Но сенсуальность присутствует и как искушение, и как разрушительная сила в сексуальном поведении многих людей. Те, кто продлевают активность предвкушения ради возбуждения, рискуют остаться без удовлетворения, порождаемого наслаждением от получения разрядки. Обычно активность предвкушения завершается, как только половые органы готовы к контакту. Поскольку в этот момент влагалище хорошо увлажнено, а пенис полностью эрегирован и напряжен, всякая задержка начала сношения ведет скорее к снижению возбуждения, нежели к его увеличению. Как ни хотелось бы нам продлить удовольствие, которое столь заманчиво и привлекательно, мы рискуем ошибиться лодкой и закончить плавание в совсем иной стороне, чем намеревались.
Сенсуальность представляет собой элемент проб и ошибок, который используется для поиска новых сексуальных контактов и переживаний. Естественно, что новизна не всегда обнаруживается среди разнообразных откликов новых сексуальных партнеров, а вот сексуальные отклики одного и того же партнера могут в каждом случае отличаться. Новизна, которую переживают с новым партнером, преимущественно имеет сенсуальную основу и обычно не обеспечивает искомого интенсивного возбуждения. На этом основании разговоры или описания различных сексуальных поз или подходов также можно считать непродуктивными.
Какие же стороны личности склоняют его предпочесть сенсуальные отношения сексуальным? Основываясь на моем личном клиническом опыте, я хотел бы остановиться на двух из них. Один из них - отсутствие жизненной силы и чувствительности в организме; другой - страх испытать оргазм. Поиск возбуждения обычен для тех людей, которые лишены жизненной силы, эмоционально угнетены, физически безразличны. Лишенные внутреннего чувства возбуждения, они обречены вести скучную и пустую жизнь. Секс, как и любой другой сильный стимулятор, сообщает им временное чувство возбуждения или оживления. Они используют его, как алкоголик использует выпивку, принудительно и без понимания чувств других. Поскольку стимуляция дает только временный эффект, погоня за возбуждением становится все более длительной. Предвкушение доходит до своей крайности и становится извращением, как отмечал Фрейд. Если его недостает, сенсуалист ищет возбуждения, искусственно создавая напряженные внешние ситуации. Он начинает заниматься сексом в людных местах или в присутствии третьих лиц. Половой акт осуществляется перед зеркалом, чтобы с помощью зрительного усилить половое возбуждение. Более того, специальные методы стимуляции партнера используются, чтобы возбудиться при виде чужого возбуждения.
Совершенно ошибочно распространено мнение, что сенсуалисту скучно от того, что он пресыщен сексуальными удовольствиями. Как раз напротив. Чем большее половое удовольствие получает человек, тем более тщательно он выбирает. Никто из тех, с кем мне приходилось сталкиваться, никогда не сетовал на слишком сильное половое удовольствие. Сенсуалист же не способен полноценно насладиться половым переживанием.»
«Вторая причина сенсуальных отношений - страх оргастической разрядки с ее сильными непроизвольными и конвульсивными движениями. Райх назвал этот страх «оргастической тревожностью». Может показаться странным, что кто-то может испугаться удовольствия, но если вспомнить, что удовольствие, и особенно половое удовольствие, связывалось с чувством греха и вины, то эту кажущуюся странность легко объяснить. Клинические исследования снова и снова показывают, что тревожность по отношению к удовольствию - характерная черта невротизированных личностей. Хотя сексуальная вина значительно снизилась с викторианских времен, нельзя сказать, что она полностью исчезла. У многих людей под тонким слоем нашей повседневной сексуальной искушенности глубоко внутри можно обнаружить скрытую сексуальную вину. По причинам, которые мы будем обсуждать более полно в следующей главе, эта вина в большей степени связана с оргастической сексуальностью, чем с чувственностью. Мой опыт подсказывает, что сексуальные извращения имеют сниженный барьер по отношению к сенсуальности, без значительного уменьшения или освобождения от оргастической тревожности.
Иногда пациенты непосредственно ощущают оргастическую тревожность, что можно проиллюстрировать следующими примерами. Одна молодая женщина недавно призналась: «Я достигаю высшей точки возбуждения, и оно столь интенсивно, что я не двигаюсь и замираю. Даже когда оно только приближается, я восклицаю: „Нет, нет, нет!“.
Здесь восклицание «нет» выражает страх пациентки перед тем, что ее захлестнут оргастические эмоции. Средства, которые она использует перед лицом возрастающего полового возбуждения, чтобы пресечь нарастающее чувство и справиться с тревожностью, - это замереть, не двигаться, оставаться в покое.»
«Большинство пациентов бессознательно контролируют нарастание возбуждения так, чтобы оно не смогло переполнить их.»
██
Александр Лоуэн - Любовь и оргазм ██ Сексуальная незрелость, тревога и конфликты на сексуальности, а также природа и функции оргазма и его связь с человеческой психикой - таковы основные темы книги знаменитого психолога Александра Лоуэна, явившейся результатом двадцатилетних исследований. Данная книга представляет собой попытку рассказать о природе сексуального оргазма и его неразрывной связи с личностью, вскрыть причины неудовлетворенности сексуальной жизнью мужчин и женщин, показать механизм этого сложного и сладострастного чувства.