"Только вот я до сих пор на гитаре играю" (с). А. Макаревич. Андрею Вадимовичу - 65!

Dec 11, 2018 19:02

Некоторое время назад свой 65-летний юбилей справил один из ветеранов русского рока Борис Борисович Гребенщиков. В статье, посвященной этому событию, я намекнул, что вскоре нам предстоит ещё один «рок-н-рольный» юбилей. В 1953 году, 11 декабря, в Москве в семье архитектора родился Андрей Вадимович Макаревич. Для истории русского рока он фигура, если не более культовая, чем БГ, то, как минимум, равная по значимости. Но напишут и скажут об этом юбилее, наверняка, намного меньше, так как в современном общественном дискурсе фигура сегодняшнего юбиляра воспринимается, мягко говоря, не однозначно ввиду его общественной деятельности и политических взглядов. Каждый человек имеет право на свою позицию, но творческий человек тем и отличается от простого обывателя или политика, что он выражает идеи в своём творчестве и зачастую максимально завуалировано. Пример Андрея Макаревича, а точнее то, как его фигура воспринимается в общественном сознании, явственно показывает, что творческим людям не стоит открыто участвовать в политике и заявлять о своих взглядах вне произведений, создаваемых ими.



О политике мы сегодня говорить не будем,  я, как известно, о ней не пишу, а пишу о культуре. А для российской музыкальной культуры Андрей Вадимович является человеком, внесшим в её развитие огромный вклад. Я не разделяю политических убеждений и его позиции по ключевым политическим вопросам современной России,  однако я вырос на его песнях и в какой-то степени его творчество первых четырех десятилетий на меня повлияло.  «Машина времени» составила целый этап в моей личной «меломанской истории».  И сама по себе подобная ситуация очень показательна с точки зрения восприятия культуры и музыки.

За 10 лет своей жизни в Москве я всего один раз был в знаменитом «Олимпийском», куда мечтает попасть, наверное, любой провинциал, приехавший в столицу. Случилось это в самом начале «московского этапа» моей жизни. В 2009 году как раз в день рождения лидера группы в «Олимпийском» проводился юбилейный концерт, посвященный 40-летию коллектива. Я помню, под каким впечатлением от концерта я был. Этап увлечения «Машиной» к тому времени уже подошел к концу, но тот этап их творчества, который предшествовал и совпадал с периодом моего взросления, стал восприниматься мной как своеобразная константа музыкальной культуры.

Несмотря на все политические передряги,  «Машина времени» продолжает существовать по сей день и приближается к своему полувековому юбилею. Как бы кто сейчас к ним ни относился, но это старейшая рок-группа нашей страны, и не признавать этого глупо.

Большинство музыкантов в начале своего творческого пути пробовали себя в различных ипостасях и проектах, пока наконец не находили «дело своей жизни», прославившее их. Творческая биография Андрея Вадимовича показывает обратный пример. Первый же его подростковый музыкальный опыт оказался «попаданием» в цель. «Машина времени» была образована в 1969 году, когда музыканту было 15. Разве кто-нибудь тогда мог предположить, что «подростковые шалости», вызванные желанием быть похожими на «Битлз», перерастут в проект с полувековой историей, соединивший в себе несколько эпох и во многом определивший облик русского рока.Нужно уточнить, что сам бренд «Машина времени» в современном русскоязычном варианте появился несколько позже. Изначально группа называлась «Time Machines» (то есть Машины времени). Множественное число в названии было тогда своеобразной «модой». Многие ВИА, определившие «предысторию» русского рока ,назывались во множественном числе: Соколы, Скоморохи, Мифы. То, что название было англоязычным, также вполне объяснимо, ведь группа ориентировалась на западные творческие образцы и изначально пела по-английски. Именно Андрей Вадимович стал одним из первых в нашей стране, кто догадался что «рок-н-ролл можно петь и по-русски». В результате мы получили «Машину времени» в том виде, в каком мы её знаем. Не будет преувеличением сказать, что наряду с Александром Градским ( гр. «Скоморохи») и Юрием Ильченко (гр. «Мифы») , Андрей Макаревич является «основоположником» российского рока, по крайней мере, его «московской формации». На сегодняшний день Александр Борисович Градский не один год провел в кресле наставника шоу «Голос», а Юрий Ильченко  известен широкой публики разве «закадровым исполнением» песен, написанных Макаревичем, под которые открывал рот друг Макаревича актер Леонид Ярмольник. Если кто не понял,  я про фильм «Перекресток» Дмитрия Астрахана, где в исполнении Ильченко прозвучал знаменитый одноименный хит Макаревича, позже записанный автором и исполненный самим автором.

Макаревич же остался Макаревичем…. В одной из своих песен, посвященной университетским друзьям, он спел: «Служат в контрах, участвуют в конкурсах, делают выставку, честно содержат семью, только вот я до сих пор на гитаре играю». Эта строчка напрямую не относится к описанию «собственного места» в музыкальной культуре, но при этом хорошо отражает «творческую судьбу» Макаревича. У «старого рокера» сегодня три пути: популяризироваться и интегрироваться в массовую культуру, остаться забытым или быть «обматеренным». К чести Градского и Ильченко в их случае первые два пути не нанесли особого вреда их творческому облику.

Взять любого представителя «старой школы» русского рока, будь то Макаревич, БГ или, допустим, Шевчук ( Юра-музыкант). Каждый из них воспринимается в обществе как бы в «двух изменениях»: прошлого, где остались легендарные хиты и «кристаллизация» облика российской музыки, и в настоящего, где их имена связывают с «нафталином», а образы нередко получают «негативную коннотацию». Рок-музыканты, ушедшие от нас, сегодня получили статус легенд. Про Цоя, Хоя или некоторых других зачастую говорят, что если бы они дожили до наших дней - то вероятно "скатились бы". Но дело не в "скатывании" как таковом, а в том что культурные реалии меняются, и меняются обстоятельства и восприятия публикой.

Поэтому в эпоху, когда рок-музыка объективно становится «делом прошлого», такое восприятие «престарелых» рок-музыкантов вполне объяснимо. Андрей Вадимович достаточно давно почувствовал эту дихотомию и в одной из своих сольных песен написал о самом себе: «что согласно традиции русской помереть раньше срока не смог и сорвался с тропиночки узкой, по которой полезет русский рок».
Кто бы что ни говорил, создавая демотиваторы про человека, который во все эпохи «недоволен режимом», но позиция Макаревича, надо признать, достаточно последовательная. Будучи старшим школьником, я мало что понимал в политике и в тонкостях общественного дискурса, слушал песни, вникал в тексты, прочувствовал дух.  Слава богу, что я умею разделять «духовное и интеллектуальное» и конкретно политическое. И в ввиду своей научной темы и сферы исследовательных интересов  прекрасно понимаю, что «политизация» культурного  пространства, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Макаревич взгляды не менял, он стал просто более резок и менее органичен. Не смотря на то, что сегодня наши с артистом взгляды на многие принципиальные моменты резко расходятся, по общефилософским и общечеловеческим вопросам, по поводу отношения к жизни он зачастую говорит очень правильные вещи. И вот именно это осталось во мне от увлечения «Машиной» и именно такие «общеконцептуальные» вещи куда ценнее, чем высказывания в определенном контексте. Даже в поздней его песне про «Ваню, пукнувшего в храме» важно не отношение автора к политическому событию, а то, как он про это написал, насколько тонко, метафорично и иносказательно. Другие дело, что палку в последнее время он действительно порой перегибает чуть больше.
Отдельные слова, фразы, выдернутые из контекста, высказывания и действия зачастую воспринимаются через призму определенных «ярлыков» и понимаются обществом «превратно» ( как в случае с теми же "злобными дебилами") . Мы с вами живем в эпоху, когда очень просто стать «клоуном» или источником «подрыва пуканов», чтобы этого избежать надо быть максимально осторожным, но такая осторожность может привести к тому, что ты никому не станешь нужен. Макаревич же к "хайпу" явно умышленно не стремиться, но при этом и осторожничать не намерен. Если рассуждать здраво, абстрагируясь от личных симпатий, политических взглядов и позиций по определенным вопросам, то такая позиция достойна уважения.

В отношении деятелей культуры мне всегда было глубоко плевать на их политические убеждения и личную жизнь, важно, что они несут в своём творчестве, и какое место занимают в культурном пространстве. Хоть Макаревич по образованию архитектор, делом его жизни стала музыка. И объективно он внес огромный вклад в развитие нашей культуры, который не стоит принижать, недооценивать и тем более нивелировать, несмотря ни на что.
В свои 65 лет Андрей Вадимович периодически «выползает из тьмы», что с одной стороны хорошо, но с другой, к сожалению, имеет определенные последствия. Поэтому сегодня, в день 65-летия Андрея Вадимовича стоит вспомнить его творчество, включить «За тех, кто в море», «Поворот», «В добрый час», «Перекресток»  и другие известные песни и ещё раз их послушать, проникнувшись духом аутентичности. Как бы рок не старел, но золотые хиты таких авторов и исполнителей как Макаревич волей-неволей становятся частью культурного кода, даже если мы не отдаем себе в этом отчет.

юбилей, музыка

Previous post Next post
Up