"Не бывает некрасивых песен, бывает мало...половин"(с). Наставник Шнур и разрыв шаблона на "Голосе".

Dec 09, 2018 18:36

Текущий сезон популярного музыкального телепроекта «Голос» получил подзаголовок «Перезагрузка». Над проектом изначально витал дух «экспериментаторства». Обновленный состав наставников многих удивил, и вызвал у публики сомнения в «компетентности» некоторых из них. Проект уже подарил нам немало неожиданностей и сюрпризов, которые могли «разорвать шаблон» некоторым зрителям. Так, например, в «Слепых прослушиваниях» приняла участие известная фолк-певица Анна Пингина, относящаяся к кластеру некоммерческой сцены и представляющая «элитарную» грань современного российского фолка. Уже само появление исполнительницы такого рода на вокальном шоу Первого канала, мягко говоря, не вписывается в привычные представления о пространстве музыкальной культуры. Но Анна пошла ещё дальше, в качестве наставника она выбрала Василия Вакуленко, более известного под псевдонимом Баста. Этот артист, как бы сказал Стас Намин, совсем «из другого санатория». Саму эту ситуацию можно воспринимать как очередной шаг к «развенчанию стереотипов», показывающий, что пространство музыкальной культуры многогранно, и для настоящего музыканта границ не существует. Появлением Пингиной сюрпризы от «Голоса-7» не закончились.

Последний выпуск телепроекта, вышедший на экраны в прошедшую пятницу 7 декабря, запомнился выступлением, которое также рушит привычные границы и могло вызвать у многих меломанов если не «разрыв шаблона», то, по крайней мере, искреннее удивление. Пятничный выпуск открывал этап «нокауты», где по три участника из каждой команды выступают с сольным номером. Самым запоминающимся и ярким стал номер одной из участниц команды Сергея Шнурова. В рамках этого проекта  известный артист, с репутацией «матершинника и дебошира» давно уже опроверг все сомнения аудитории по поводу своего «наставничества» и продемонстрировал нестандартный, оригинальный подход к выбору номеров.


В последнем выпуске его «подопечная» Рушана Валеева выступала последней из участников команды Сергея Владимировича. Она вышла на сцену в красивом платье и начала читать фрагмент из «Маленького принца» Экзюпери. Мотивы этой сказки в большей или меньшей степени используются во многих известных российских песнях, начиная от Елены Камбуровой («Кто тебя выдумал, звездная страна») и заканчивая Дольским и «Машиной времени». Конечно же, начало номера навело на мысль, что участница будет исполнять одну из этих песен, но какую именно? Чтобы опознать, я ждал начала вокальной партии и вдруг услышал. «Легче…проще». Секунда ступора и пришло осознание. Ударило как обухом по голове. Это же «Мало половин».

В общественном сознании данная композиция стала одним из символов «безвкусицы» и «откровенной попсы», и получила песня такую репутацию во многом благодаря своей исполнительнице - Ольге Бузовой. Назвать этот персонаж певицей язык повернется не у каждого. Лично я, как человек, на чью школьную молодость пришелся рассвет «Дома-2» с участием этой героини, долго не мог смириться с мыслью, что Оля Бузова - певица, а когда, наконец, пришлось это принять, я понял, что мир уже никогда не будет прежним. Но разговор сейчас не о Бузовой.
Популярнейшая великая сказка Антуана де Сент Экзюпери, ставшая частью экзистенциального кода каждого из нас, и творчество….Ольги Бузовой. Казалось бы, это совершенно две разные планеты «культурной Вселенной», и как вообще могло придти в голову совместить их в одном номере, и кем надо быть, чтобы до этого додуматься. Надо быть Сергеем Шнуровым. Ведь это именно он, как наставник, подобрал песню и придумал номер для Рушаны. И на выходе получился отличный и очень показательный номер, «сочетание несочетаемого» получилось очень органичным.
С нежным, даже трогательным образом начинающей певицы Рушаны Валеевой мотивы «маленького принца» как раз рифмуются хорошо, возможно именно это и побудило наставника к такому эксперименту. В исполнении Рушаны Валеевой надоевший и приставучий «попсовый хит» зазвучал новыми красками. Слушатели совершили открытие, что сама по себе песня, оказывается, не плохая. Она может звучать совершенно шикарно и даже немного «элитарно» и «тонко», если её правильно подать. О том, что в этой песне, кроме двух слов припева есть текст, несущий определенный смысл, я узнал некоторое время назад, услышав её в исполнении Александра Яковлевича Розенбаума. Тоже своего рода «разрыв шаблона». Прославленный бард исполнил отрывок этой композиции в своей незабываемой манере на передаче у Ивана Урганта, в рамках рубрики «Поп-стоп». Исходя из контекста программы, было понятно, что это «чистой воды прикол», который не стоит воспринимать в серьёз.  У Шнурова и Валеевой было всё на полном серьёзе, и некоторое «недоумение» первых секунд сменилось искренним восторгом от номера и осознанием «гениальности находки».

image Click to view


В ходе обсуждения выступлений участников, один из наставников проекта, композитор и продюсер Константин Меладзе сказал очень показательную и ёмкую фразу, отлично описывающую ситуацию. «Не бывает некрасивых песен, бывает мало…», - на этом моменте немного заикающийся продюсер запнулся, но коллеги по жюри дополнили его… «бывает мало…половин». Все всё прекрасно поняли.
Я даже подумать не мог, что меня так сильно зацепит номер, в основу которого положена песня…Бузовой. Надо признать, что в рамках проекта «Голос» уже неоднократно делались интересные и неожиданные открытия. Приведенные в данной статье примеры не уникальны. Возможно, только ради этого проект, который воспринимается многими как «исчадье попсы», должен продолжать существовать и даже может быть признан полезным.
Действительно, некоторые исполнители могут «угробить» песню. С легкой руки Шнура и его команды и без того неоднозначная репутация Бузовой получила ещё один мощнейший удар в свой адрес. Ольге стоит также обратиться к классике, перефразируя одну из известнейших цитат, великого английского драматурга  и всерьёз задуматься над вопросом «Петь или не петь?».

телевидение, музыка

Previous post Next post
Up